Формирование личности новоевразийского типа в системе высшего языкового востоковедческого образования (на материале китаеведческого образования) (11.04.2011)

Автор: Гурулева Татьяна Леонидовна

В свете сказанного перечень проблем, требующих научной разработанности в области формирования личности в системе высшего языкового востоковедческого образования, можно пополнить следующими: соизучение восточного языка и восточной культуры, соизучение восточных и западных языков и культур, формирование профессиональных компетенций, профессионально значимых и личностных качеств, а также социокультурного опыта личности, необходимых для осуществления профессиональной деятельности в поликультурном интеграционном пространстве СВА в процессе межкультурного взаимодействия с носителями восточных культур.

Поэтому в системе высшего языкового востоковедческого образования очевидна потребность в разработке теоретических основ формирования личности новоевразийского типа, способной осуществлять профессиональную деятельность в рамках реализации стратегической идеи интеграции России со странами АТР, что актуализирует проблему диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Анализ работ по теме исследования показал, что проблемы формирования личности в системе языкового образования на материале английского и других западных языков и культур исследуются достаточно интенсивно.

Проблема вузовского поликультурного языкового образования рассмотрена в трудах П.В. Сысоева, обосновавшего концепцию языкового поликультурного образования на материале культуроведения США.

Культуроведческий аспект языкового образования разрабатывали Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров, Е.Н. Гром, Л.Г. Кузьмина, Р.П. Мильруд, Ю.Е. Прохоров, Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, Е.В. Смирнова, Г.Д. Томахин, С.Г. Тер-Минасова, И.И. Халеева, M. Byram, M. Fleming, C. Kramsch, S. Savignon и др. Над проблемой иноязычного культуроведческого обучения студентов вузов работали В.П. Фурманова, Г.В. Елизарова, Л.П. Халяпина, О.А. Бондаренко, И.А. Цатурова, И.Я. Лупач, М.Г. Корочкина, М.Г. Баклашкина и др.

Проблема формирования поликультурной языковой личности исследуется в трудах Л.П. Халяпиной, создавшей методическую систему формирования поликультурной языковой личности посредством Интернет-коммуникации в процессе обучения иностранным языкам, П.В. Сысоева, разработавшего модель единой поликультурной личности, характеризующейся осознанным самоопределением в спектре культур современных поликультурных сообществ, Н.М. Андронкиной, определившей поликультурную языковую личность в условиях иноязычного межкультурного общения и выявившую ее основные характеристики, а также другими исследователями, предлагающими различные модели поликультурной языковой личности (В.В. Сафонова, М.Г. Корочкина, Г.В. Елизарова, М.А. Суворова и др.).

Проблемы формирования поликультурной языковой личности рассматриваются учеными с позиций формирования ее компетенций и качеств. Над проблемой формирования иноязычной коммуникативной компетенции языковой личности работали М.Н. Вятютнев, И.А. Зимняя, Н.И. Гез, Е.И. Пассов, И.Л. Бим, В.В. Сафонова, Дж. Савиньон, Г. Пифо, Д. Хаймз, Д. Равен и др. Формирование коммуникативной компетенции студентов вуза исследовали Т.В. Емельянова, Г.В. Круглякова, Е.И. Федотовская, О.В. Кудряшова, Н.Д. Усвят, И.В. Стасюкевич, О.Е. Ломакина, З.С. Уколова, Т.А. Грабой и др. Проблемам формирования межкультурной компетенции посвящены труды В.В. Сафоновой, Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, П.В. Сысоева, И.Л. Бим, Е.И. Пассова, И.А. Зимней, И.Л. Колесниковой и др. Формирование межкультурной компетенции в процессе языкового образования у студентов вуза изучали Г.В. Елизарова, И.Л. Плужник, М.Г. Корочкина, Л.П. Павлова, Т.В. Чабала, Д.В. Цыкалов, Т.А. Ткаченко, Е.П. Желтова и др.

Проблема воспитания качеств поликультурной языковой личности, так называемых «кросс-культурных личностных переменных», исследовалась А.П. Бостанжи, Н.М. Лебедевой, Т.Г. Стефаненко, G. Baker, A. Fenigstein, R.L. Garcia, C.A. Grant, W. Gudykunst, J. Mc. Croskey, C.E. Osgood, J.B. Rotter и др. К определению качеств поликультурной языковой личности в своих исследованиях обращались М.Г. Корочкина, И.Ю. Марковина, Л.П. Халяпина, П.В. Сысоев, О.М. Осиянова и др. Проблемы формирования профессионально значимых качеств поликультурной языковой личности в аспекте конкретных профессий в основном разрабатывались применительно к профессии переводчика (И.С. Алексеева, И.Г. Аникеева, Л.И. Зубкова, Д. Робинсон, С.В. Максимова, Р.К. Миньяр-Белоручев, О.Г. Оберемко, А.Ю. Хандаченко и др.), а также регионоведа (Т.Л. Бедарева и др.).

Перечисленные аспекты формирования личности в процессе языкового образования разрабатываются на материале английского, реже – других европейских языков и культур. В рамках языкового востоковедческого образования названные аспекты в настоящее время не являются в достаточной степени разработанными.

Анализ изученности проблемы показал, что в области формирования личности в системе высшего языкового востоковедческого образования существует ряд неразработанных и малоизученных проблем, наиболее важными из которых являются:

– разработка теоретико-методологической основы высшего языкового востоковедческого образования, его цели и принципов;

– разработка парадигмы высшего языкового востоковедческого образования;

– моделирование образовательного пространства высшего языкового востоковедческого образования;

– соизучение личностью восточного и западного языков и культур в системе высшего языкового востоковедческого образования;

– соизучение личностью восточного (китайского) языка и культуры, разработки практического механизма и технологий соизучения восточного (китайского) языка и культуры в системе высшего языкового востоковедческого образования;

– воспитание профессиональной направленности, профессионально значимых качеств и базовой культуры личности в системе высшего языкового востоковедческого образования;

– социализация и инкультурация / аккультурация личности как в российском, так и в восточном (китайском) обществе и культуре в условиях системы высшего языкового востоковедческого образования.

Названные проблемы обусловили существование следующих противоречий в области формирования личности в системе высшего языкового востоковедческого образования:

- между потребностью в формировании личности нового типа и неразработанностью концептуальных основ системы высшего языкового востоковедческого образования, обусловливающих процесс формирования такой личности;

- между потребностью в повышении уровня овладения личностью восточными языками и культурами в системе высшего языкового востоковедческого образования и отсутствием эффективной модели соизучения языков и культур, способствующей формированию соответствующих компетенций;

- между потребностью в усилении воспитания профессиональной направленности, профессионально значимых качеств и базовой культуры личности в системе высшего языкового востоковедческого образования и неразработанностью системы такого воспитания;

- между необходимостью приобретения социального и культурного опыта личностью, изучающей восточные языки, как в российском, так и в восточном обществе и культуре и неразработанностью педагогической системы профессиональной социализации и инкультурации / аккультурации личности в системе высшего языкового востоковедческого образования;

- между глобальной необходимостью интеграции России наряду с европейским образовательным пространством в образовательное пространство АТР и неразработанностью теоретических основ формирования личности нового типа в системе высшего языкового востоковедческого образования, позволяющих эффективно осуществлять такую интеграцию, а также «европоцентристским креном», существующим в системе языкового образования в России;

- между потребностью в формировании личности нового типа в системе высшего языкового востоковедческого (китаеведческого) образования и отсутствием в стране развитой научно-педагогической школы (при наличии авторитетной научной филологической школы изучения китайского языка) на научной основе разрабатывающей педагогические аспекты формирования личности в системе высшего языкового востоковедческого (китаеведческого) образования.

Необходимость разрешения названных противоречий привела к формулировке темы исследования «Формирование личности новоевразийского типа в системе высшего языкового востоковедческого образования (на материале китаеведческого образования)», проблема которого звучит следующим образом: каковы теоретические основы формирования личности новоевразийского типа в системе высшего языкового востоковедческого образования.

Решение названной проблемы определило цель исследования – создание теории формирования личности новоевразийского типа в системе высшего языкового востоковедческого образования.

Объект исследования – система высшего языкового востоковедческого образования.

Предмет исследования – педагогический процесс формирования личности новоевразийского типа в системе высшего языкового востоковедческого образования.

Гипотеза исследования – процесс формирования личности в системе высшего языкового востоковедческого образования будет в большей степени отвечать требованиям современного общества к подготовке специалистов, способных осуществлять профессиональную деятельность в поликультурном интеграционном пространстве СВА, в условиях межкультурного взаимодействия с носителями восточных культур, если будут разработаны и реализованы на практике:

1) концептуальные основы высшего языкового востоковедческого образования, обусловливающие процесс формирования личности новоевразийского типа: теоретико-методологическая основа высшего языкового востоковедческого образования, его цель, принципы, образовательная парадигма, образовательное пространство;

2) структурная модель личности новоевразийского типа, представляющая совокупность мотивационно-ценностного, когнитивно-деятельностного, эмоционально-волевого, мировоззренческого и деятельностно-практического компонентов;

3) модель формирования личности новоевразийского типа как педагогическая система, представляющая совокупность трех педагогических систем:

а) дидактической модели соизучения языков и культур, учитывающей специфику восточного языка и культуры, способствующей формированию основных профессиональных компетенций личности новоевразийского типа;

б) воспитательной системы, способствующей формированию субъектной профессионально-личностной позиции студента, ядром которой выступают профессиональная направленность, профессионально значимые качества и качества базовой культуры личности новоевразийского типа;

в) социализационно-инкультурационной системы, способствующей формированию социокультурного опыта личности новоевразийского типа, как в российском, так и восточном обществе и культуре.

Названные цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1) исследовать теоретико-методологические основы поликультурного языкового образования, формирования поликультурной языковой личности;

2) изучить существующие проблемы формирования личности в системе высшего языкового востоковедческого образования, обусловленные процессом исторического становления и современным состоянием высшего языкового востоковедческого образования;

3) разработать концептуальные основы высшего языкового востоковедческого образования как поликультурного языкового образования, обусловливающие процесс формирования личности новоевразийского типа: его теоретико-методологическую основу, цель, принципы, образовательную парадигму, образовательное пространство;

4) создать модель личности новоевразийского типа как поликультурной языковой личности, выявить ее основные характеристики и структурные компоненты;


загрузка...