Государственный финансовый контроль в сфере денежного обращения (11.04.2011)

Автор: Фролова Евгения Евгеньевна

Результаты исследования представляют совокупность новых теоретико-правовых и методологических положений, позволяющих:

? провести мониторинг федерального законодательства, регламентирующего механизм реализации государственного финансового контроля за денежным обращением, а также регулирующего систему и полномочия органов государственного финансового контроля в сфере денежного обращения;

? сформулировать основные направления модернизации института государственного финансового контроля за денежным обращением;

? сформулировать предложения по совершенствованию финансового законодательства;

?использовать результаты исследования:

– в научно-исследовательской работе при анализе актуальных проблем финансово-контрольной деятельности;

– в процессе преподавания курсов административного, финансового и банковского права в юридических высших учебных заведениях и на юридических факультетах высших учебных заведений, при подготовке и переподготовке муниципальных и государственных служащих, в практической деятельности органов государственной власти и государственного управления;

– при подготовке лекций, учебников, учебных пособий, практикумов и другой учебной литературы по административному, финансовому и банковскому праву;

– в нормотворческой работе по совершенствованию финансового законодательства.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были апробированы в рамках преподавания курсов финансового права и банковского права и спецкурсов «банковский надзор» и «правовые основы лицензирования банковской деятельности» на кафедре предпринимательского и финансового права Байкальского государственного университета экономики и права и на Юридическом факультете Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; в Академическом правовом институте; при составлении методических пособий и программ курсов «банковское право», «банковский надзор», «правовые основы лицензирования банковской деятельности»; в выступлениях на научно-практических конференциях, организованных кафедрой предпринимательского и финансового права Байкальского государственного университета экономики и права, Институтом законодательства и правовой информации им. М.М. Сперанского, Иркутским региональным отделением Ассоциации союза юристов России и на «круглых столах», проводимых Ассоциацией российских банков.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационной работы, оценивается степень разработанности темы в научной литературе, определяются цели, задачи и предмет исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту, раскрывается научная новизна и практическая значимость проделанной работы.

Первая глава «Общетеоретическая характеристика видовых особенностей государственного финансового контроля в сфере денежного обращения» включает три параграфа и посвящена характеристике видовых особенностей государственного финансового контроля в сфере денежного обращения посредством исследования правовой природы отношений, возникающих в сфере контроля за денежным обращением, определения состава норм, образующих финансово-правовой институт государственного финансового контроля за денежным обращением, предмета названного института финансового права и его места в системе финансово-правовой отрасли.

В первом параграфе первой главы «Денежное обращение как объект финансово-правового регулирования» денежное обращение исследуется как объект правового регулирования и обосновывается его финансово-правовая природа.

Современное понимание экономико-правовых отношений, по существу, представляет собой ее понимание как экономики товарно-денежной, основанной на постоянном движении товаров и неразрывно связанным с этим движением обращения денег (денежных средств). Любой сбой в платежной системе, в системе расчетов, в системе обращения денег моментально негативно отразится на товарообороте. В этой связи перед современными государствами стоит задача государственного регулирования денежного обращения, основанного на обращении кредитных и бумажных денег, целью которого является поддержание правильного соотношения между доходами населения в денежной форме и стоимостью товаров и платных услуг, предлагаемых на внутреннем рынке, поскольку именно в этом случае в обращении находится достаточное и необходимое количество денег, в чем и заинтересовано государство.

Таким образом, денежное обращение, являясь основой современной экономической мировой системы, подвергается государственному регулированию. Регулированию подлежит денежная система государства и количество денежной массы, находящейся в обращении. При этом элементы денежной системы устанавливаются законодательно, т.е. являются объектом правового регулирования. Количество денежной массы в обращении подвергается смешанному, экономико-правовому государственному регулированию: инструменты государственного регулирования количества денежной массы в обращении устанавливаются законодательно, в то время как само регулирование осуществляется экономическими методами, например, посредством осуществления операций на открытом рынке, эмиссии облигаций Банка России, валютных интервенций или рефинансирования кредитных организаций, которые косвенно влияют на объем денежной массы в обращении. Есть также прямые административные методы экономического воздействия на объем денежной массы – процентные ставки по операциям Банка России, нормативы обязательных резервов, установление ориентиров роста денежной массы, прямые количественные ограничения.

С помощью права государство создает предпосылки для существования бесперебойного денежного обращения и поддержания количества денежной массы на необходимом для развития экономики уровне.

Правовое регулирование денежного обращения представляет собой нормативное закрепление правил движения денежных средств обусловленного переходом права собственности на денежные средства или без смены собственника перемещаемых денежных средств. Именно: не закрепление оснований перехода права собственности на денежные средства или оснований перемещения денежных средств по счетам одного хозяйствующего субъекта, а именно сам процесс движения денежных средств. Установление порядка движения денежной массы в наличной и безналичной форме является одним из основных направлений финансовой деятельности государства.

Финансово-правовое регулирование денежного обращения включает в себя нормативное закрепление: денежной системы государства; правового режима эмиссии; форм движения денежных средств; порядка и условий обращения наличных денежных знаков; порядка движения безналичных денежных средств при смене собственника денежных средств; порядка перемещения безналичных денежных средств по счетам одного и того же субъекта права; субъектов, форм и методов контроля за соблюдением законодательства о денежном обращении.

Во втором параграфе первой главы «Государственный финансовый контроль как элемент государственного управления и форма финансовой деятельности государства в сфере денежного обращения» предметом исследования является рассмотрение государственного финансового контроля как элемента государственного управления, неотъемлемой части любого управленческого процесса, а также как формы финансовой деятельности государства в сфере денежного обращения.

Необходимо учитывать обеспечивающую роль контрольного этапа управленческого цикла ? контроль не имеет самостоятельного значения в рамках управленческой деятельности, а выполняет исключительно функцию обеспечения достижения управленческого результата. Контроль является способом установления обратной связи между объектом и субъектом управления, т. е. посредством использования контрольного механизма субъект управления получает информацию об исполнении управленческой команды.

Финансовая деятельность государства, как вид государственной управленческой деятельности, выражается в совокупности последовательных действий по формированию, распределению и использованию денежных фондов государства и контролю за этими операциями, которые представляют собой формы финансовой деятельности. Финансовый контроль является неотъемлемой составляющей содержания финансовой деятельности государства и представляет собой одну из форм данного вида деятельности, наряду с формированием, распределением и использованием государственных фондов денежных средств.

Отличительной особенностью данной формы финансовой деятельности можно назвать ее «сквозной характер» ? контрольная деятельность в сфере финансов как бы принизывает все остальные формы финансовой деятельности: финансовый контроль осуществляется и в процессе аккумулирования (формирования) денежных фондов, и в процессе их распределения, и в процессе использования этих фондов. Данная форма финансовой деятельности не существует изолированно и независимо от иных форм, она существует параллельно, осуществляется одновременно со всеми перечисленными другими формами. Финансовый контроль обеспечивает эффективность формирования, распределения и использования государственных фондов денежных средств. Можно сказать, что финансовый контроль является обеспечительной формой финансовой деятельности.

Традиционно в системе финансового контроля выделяют бюджетный и налоговый контроль. В то же время эффективное использование финансовых ресурсов в государстве возможно только в условиях стабильного функционирования денежно-кредитной системы. В этом случае первостепенное значение, наряду с бюджетным и налоговым контролем, приобретает государственный финансовый контроль за денежным обращением, основная цель которого – обеспечение устойчивости национальной валюты и обеспечение бесперебойного функционирования платежной системы, что, в свою очередь, является неотъемлемым условием экономической безопасности государства и его экономического развития. Управление денежным обращением, эмиссионная деятельность, безналичные расчеты, валютное право, финансовый мониторинг, сберегательное дело и ряд смежных финансово-правовых институтов образуют в совокупности единый правовой комплекс, имеющий тенденцию преобразования в подотрасль финансового права ? «право денежного обращения» или «эмиссионно-денежное право».

Финансово-правовой институт «контроль за денежным обращением» включает в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие правовые формы и методы финансового контроля и регулирующие проведение контрольных мероприятий в отношении:

? денежных операций с использованием наличной национальной валюты,

? денежных операций посредством безналичных расчетов,

? валютных операций,

? операций связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем и др.

Третий параграф первой главы «Система контрольных правоотношений финансово-правового характера в сфере денежного обращения» посвящен систематизации названных правоотношений в сфере денежного обращения.

Контрольные правоотношения представляют собой правовую связь между контролирующим и подконтрольным субъектами в целях создания наиболее благоприятных условий для реализации нормативно-правовых предписаний в поведении, деятельности подконтрольных субъектов, обеспечения эффективности правового регулирования, восстановления состояния законности и правопорядка в случае их нарушения.

Содержанием контрольных правоотношений в сфере денежного обращения является право уполномоченных субъектов государственного финансового контроля на проведение различных контрольных мероприятий с целью проверки соблюдения законодательства при проведении операций с денежными средствами в национальной или иностранной валюте и обязанность объектов контроля не препятствовать субъектам контроля в осуществлении контрольных мероприятий.

Классификация правоотношений, складывающихся при осуществлении финансового контроля за денежным обращением, может строиться по функционально-отраслевому принципу следующим образом:

( Контроль за наличным денежным обращением включает в себя: контроль за соблюдением порядка ведения кассовых операций; контроль за соблюдением юридическими лицами порядка работы с наличными денежными средствами; контроль за платежностью и подлинностью наличных денежных знаков; контроль за выполнением коммерческими банками функций агентов контроля за денежным обращением;

( Контроль за безналичным денежным обращением охватывает: контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами форм и условий осуществления безналичных расчетов; контроль за коммерческими банками в отношении соблюдения ими правил осуществления безналичных расчетов;

( Контроль за валютным обращением предполагает: контроль за соблюдением требований при совершении валютно-обменных операций; контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте; контроль за соответствием проводимых операций законодательству и наличием необходимых для этого разрешений и лицензий; контроль за выполнением резидентами обязательств по репатриации валютной выручки; проверку полноты учета и отчетности по валютным операциям;

( Контроль в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, включает в себя: контроль за законным происхождением денежных средств хозяйствующих субъектов и физических лиц; контроль за соблюдением законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, организациями, осуществляющими операции с денежными средствами.

Необходимо отметить, что финансово-контрольным правоотношениям в сфере денежного обращения присущи все признаки, характерные для правоотношений по финансовому контролю, за исключением признака вторичности. Вторичность контрольных правоотношений в рамках финансового права не распространяется на контрольные правоотношения в сфере денежного обращения. Контроль за соблюдением законодательства о денежном обращении – соблюдение правил наличных и безналичных расчетов, соблюдение правил совершения валютных операций и законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, – имеет самостоятельное значение, и правоотношения по данному виду финансового контроля возникают как основные правоотношения, не обусловленные существованием какого-либо другого финансового правоотношения. Представляется, что контрольные правоотношения в сфере денежного обращения должны быть отнесены к основным правоотношениям.

Вторая глава диссертационного исследования посвящена детальному анализу объектов финансово-правового регулирования денежного обращения как направления государственного финансового контроля и носит название «Объекты финансово-правового регулирования денежного обращения как направления государственного финансового контроля».


загрузка...