Государственный финансовый контроль в сфере денежного обращения (11.04.2011)

Автор: Фролова Евгения Евгеньевна

ФРОЛОВА ЕВГЕНИЯ ЕВГЕНЬЕВНА

Государственный финансовый контроль

в сфере денежного обращения

12.00.14 – административное право,

финансовое право, информационное право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора юридических наук

Москва ? 2011

Работа выполнена на кафедре административного и финансового права юридического факультета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский университет дружбы народов»

Научный консультант доктор юридических наук, доцент

Олег Александрович Ястребов

Официальные оппоненты: Заслуженный юрист Российской

Федерации, доктор юридических наук,

профессор

Сергей Васильевич Запольский

Заслуженный юрист Российской

Федерации, доктор юридических наук

Сергей Александрович Голубев

доктор юридических наук, профессор

Нурия Альвановна Саттарова

Ведущая организация Институт государства и права

Российской академии наук

Защита диссертации состоится 15 июня 2011 года в _______ на заседании Диссертационного совета Д 212.203.29 при Российском университете дружбы народов по адресу: 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.6, ауд. ______.

С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке Российского университета дружбы народов по адресу: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.6.

Автореферат разослан 11 марта 2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат юридических наук А.Р. Батяева

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Заинтересованность государства в стабильном и бесперебойном денежном обращении предопределяет наличие государственного регулирования процесса перемещения денежных средств. Наличие правового регулирования денежного обращения обусловливает необходимость контроля за соблюдением нормативно установленных правил. В связи с тем, что контроль является неотъемлемой частью любого управленческого процесса, можно с полной уверенностью утверждать, что управление денежным обращением обязательно должно быть подкреплено формированием эффективно работающей системы контроля за денежным обращением. В противном случае результативность предпринимаемых регулятивных мер будет минимальной.

Современная товарно-денежная экономика базируется на непрерывной циркуляции товаров и на опосредующем это движение денежном обращении. Постоянное перемещение денежных средств в мировой финансовой системе является необходимым условием не только развития экономики, но и самого ее существования. Обмен товарами, работами и услугами в современном обществе без одновременного движения денежных средств невозможен. От скорости денежного обращения зависят многие макроэкономические показатели, в частности, инфляционные процессы, уровень накопления и потребления, уровень производства и воспроизводства и др. Состояние денежного обращения в стране непосредственным образом отражается на темпах экономического роста и обеспечивает экономическую стабильность.

В рамках регулирования денежного обращения государство преследует одну основную цель – поддержание баланса между денежными средствами, находящимися в обращении, и количеством товаров, работ и услуг, предлагаемых на рынке. При этом количество денег должно быть не просто необходимым для покрытия расходов производства, но и достаточным для осуществления воспроизводства. Очевидно, что регулировать денежную массу в обращении возможно, во-первых, когда известны ее объемы и, во-вторых, когда есть возможность оперативно влиять на процессы сокращения или увеличения денежных средств в обращении.

И первое, и второе условие выполнимо при минимизации наличного денежного обращения, поэтому ограничение наличного денежного обращения – одна из основных мер, используемых государством в политике по регулированию денежного обращения.

Относительно новым направлением в сфере организации денежного обращения стало противодействие легализации преступных доходов.

Таким образом, устанавливая правила денежного обращения, государство автоматически разрабатывает систему контрольных механизмов, позволяющих обеспечить эффективность регулятивных мер.

Мировой финансовый кризис 2008 ? 2010 гг. отчетливо выявил уязвимость монетарной политики ведущих стран мира, в том числе и России. Рост инфляции, дефицит государственного бюджета, падение уровня доходности производителей и населения в целом свидетельствуют о неэффективности государственной денежно-кредитной политики. Увеличился вывод денежных средств из легального оборота. Пока данные процессы в России не достигли критической массы и могут быть скорректированы последовательной государственной политикой, неотъемлемой частью которой является государственный финансовый контроль в сфере денежного обращения.

Вышесказанное позволяет утверждать, что исследование правового регулирования государственного финансового контроля в сфере денежного обращения и выявление существующих несовершенств в его системе представляет большую практическую значимость.

Следует отметить, что актуальность выбранной темы диссертационного исследования не ограничивается исключительно практической значимостью. Как любое социально-правовое явление, теория финансового права представляет собой постоянно совершенствующуюся науку. Эволюция финансово-правовой науки обусловлена изменением правовой регламентации финансовых отношений соответственно уровню их развития. Высокий уровень теоретической проработанности базовых структурных подразделений финансового права как отрасли права (подотраслей) позволяет подвергать юридическому анализу менее крупные правовые образования (институты и подинституты), что, безусловно, обогащает науку и свидетельствует о научном прогрессе.

Финансово-правовые нормы, регулирующие финансовый контроль за денежным обращением, до сих пор не становились объектом отдельного научного исследования. Более того, сама формулировка «государственный финансовый контроль за денежным обращением», концентрирующая в своем определении относительно обособленную группу финансово-правовых норм, до сих пор не используется отечественной правовой наукой.


загрузка...