Становление генетики человека в СССР в первой половине XX в.: теоретические и социокультурные аспекты (11.04.2011)

Автор: Фандо Роман Алексеевич

Большое значение МБИ придавал обследованию одно- и двуяйцовых близнецов. В конце 1933 г. медицинскому и антропометрическому изучению подверглись 600 пар близнецов, весной 1934 – 700 пар, а весной 1937 г. – 1700 пар. По объему работ с использованием близнецового метода Медико-биологический институт занимал первое место в мире. Близнецы изучались врачами всех специальностей, детям оказывалась квалифицированная медицинская помощь, для них работал специализированный детский сад.

В мае 1934 г. в институте прошла конференция по медицинской генетике, которая была первой в истории отечественной биологии и медицины. Весной 1935 г. Институт был переименован в Научно-исследовательский медико-генетический институт им. Максима Горького (МГИ). В дальнейшем судьба этого учреждения сложилась трагично: после ареста С.Г. Левита в 1937 г. институт был расформирован.

Организация первых медико-генетических исследований на базе учреждений высшего образования и институтов повышения квалификации

Кроме двух крупных центров, в которых проходили комплексные медико-генетические исследования, Института экспериментальной биологии и Медико-биологического (Медико-генетического) института, научную работу по изучению гередитарных (наследственных) болезней проводили сотрудники кафедр некоторых медицинских ВУЗов и институтов для усовершенствования врачей. Конечно, данные исследования не носили подобного размаха, как спланированная работа в ИЭБ и МБИ, тем не менее на базе высшего и послевузовского образования возникали интересные направления исследований и самостоятельные научные школы.

Изучением генетики психических болезней занимались на кафедрах психиатрии в Казанском и Харьковском медицинских институтах (зав. Т.И. Юдин), генетики нервных и психических болезней – на кафедре нервных болезней в Ленинградском институте для усовершенствования врачей (зав. С.Н. Давиденков), генетики отклоняющегося (девиантного) поведения – на объединенной кафедре судебной медицины I и II Московских медицинских институтов (зав. Н.В. Попов).

Роль женщин-ученых в развитии медицинской генетики

Одной из особенностей функционирования первых медико-генетических учреждений стало активное участие в их научной и организационной деятельности женщин-ученых. Назовем некоторых из них, которые внесли свой вклад в становление отечественной науки о гередитарных заболеваниях: Р.И. Серебровская Р.И. (МБИ), Соболева Г.В. (ИЭБ, МБИ), Малкова Н.Н. (МБИ), Духовникова Л.М. (МБИ), Крышова Н.А. (МБИ), Кулькова Е.Ф. (ЛГИДУВ).

Судьбы многих женщин, стоявших у истоков отечественной генетики человека, были в какой-то мере сходны. Они получали прекрасное гимназическое образование, затем заканчивали Высшие женские курсы, смогли стойко пережить трудности Первой мировой, Гражданской и Второй мировой войн, разруху революции.

Научные школы в медицинской генетике

Феномен научных школ был характерен для истории отечественной медицинской генетики и представлял сильную сторону в развитии науки. Особенно возросла их роль как интеллектуальных и научно-организационных центров в 1920-1940-е гг., когда стало внедряться планирование научной деятельности. Кроме того, при решении различных междисциплинарных проблем требовалось приобщение к исследованию специалистов различных специальностей.

Роль школы С.Н. Давиденкова в становлении

отечественной нейрогенетики

Началом советской клинической нейрогенетики можно считать 1925 г., время, когда вышла в свет монография С.Н. Давиденкова «Наследственные болезни нервной системы». Нейрогенетику он считал комплексной наукой, появившейся на пересечении интересов биологии и медицины. Сергей Николаевич Давиденков не только заложил фундамент в основании новой медико-биологической дисциплины, но и стал организатором крупнейшей в Советском союзе научной школы в области нейрогенетики.

Сергей Николаевич Давиденков (1880-1961) начал свою медицинскую практику после окончания Московского университета в 1904 г. в качестве ординатора земской психиатрической больницы села Покровско-Мещерское. В 1906 г. он переезжает в Харьков, где продолжает трудиться в качестве ординатора Губернской земской больницы. С 1911 по 1920 гг. С.Н. Давиденков вёл научно-педагогическую деятельность в Харьковском университете в должности приват-доцента (Архив РАМН. Ф. 1. Оп. 8/2. Д. 74. Л. 32).

В 1920 г. Давиденков организовал кафедру нервных и душевных болезней при медицинском факультете Бакинского университета. Бакинский период в научно-организационной деятельности С.Н. Давиденкова был очень плодотворен с точки зрения накопления фактического материала по симптоматике нервных болезней. Немаловажная заслуга С.Н. состоит в создании азербайджанской неврологической школы и воспитании плеяды высококлассных специалистов, среди которых А.А. Перельман, М.М. Амосов, Т.К. Кадырова.

После активного внедрения в невропатологию генетических идей изучение нервных болезней стало происходить на принципиально новом уровне. Однако в России в первой четверти ХХ в. ещё не было специального исследовательского учреждения, занимающегося изучением наследственных нервных и психических болезней. Исследования в области генетики нервных болезней проводились несколько разрозненно.

В 1932 г. Сергей Николаевич Давиденков был приглашен на должность заведующего кафедрой нервных болезней в Ленинградский институт для усовершенствования врачей. С 1934 г. начали функционировать семинары по нейрогенетике при Клинике нервных болезней Государственного института для усовершенствования врачей и клинике нервных болезней Всесоюзного института экспериментальной медицины. В 1935 г. в Институте для усовершенствования врачей был совершен новаторский шаг – открылась специальная доцентура по генетике. Доцентом по этой специальности был приглашен И.И. Канаев, а на должности научных сотрудников Н.В. Боровка и Р.А. Мазинг. Курсантам-невропатологам И.И. Канаев читал курс «Основы медицинской генетики». Кроме того, была организована специальная лаборатория по изучению условных рефлексов у одно- и разнояйцовых близнецов. Для проведения экспериментальных работ лаборатории выделили специальное помещение. Организационный контакт клиницистов и генетиков дополнился тем, что при клинике нервных болезней была создана медико-генетическая консультация, куда направлялись для диагноза пациенты со сложными случаями заболеваний.

В 1938 г. доцентура по генетике в ЛГИДУВ была закрыта, также прекратила существование медико-генетическая консультация. И.И. Канаев перешел в 1-ый Медицинский институт, где возглавил кафедру общей биологии. Р.А. Мазинг перешла на работу в Колтуши, а Н.В. Боровка трагически погиб во время ленинградской блокады.

С.Н. Давиденков обладал кроме научного таланта способностями организатора. Под его руководством выполняли свои исследования студенты и аспиранты. С.Н. удалось создать крупнейшую в стране научную школу в области нейрогенетики. Учениками Давиденкова стали Н.Н. Аносов (Клиника нервных болезней Ленинградского государственного института для усовершенствования врачей), И.С. Бабчин (кафедра нейрохирургии ЛГИДУВ), Л.М. Голубовский, Г.В. Шамова, Г.И. Штейман, занимавшиеся семейной локальной миоклонией (кафедра нервных болезней ЛГИДУВ), Е.И. Дерябина, изучавшая возможности лечения некоторых наследственных заболеваний нервной системы переливанием крови (Клиника нервных болезней ЛГИДУВ), Л.В. Догель вместе с С.Н. занимались лопаточно-паронеальной амиотрофией (кафедра нервных болезней ЛГИДУВ), С.Н. Доценко удалось посвятить свои исследования изучению различных форм миопатий (кафедра нервных болезней ЛГИДУВ), Т.И. Сержантова, Т.Л. Шалагина (кафедра нервных болезней ЛГИДУВ). Всего из школы С.Н. Давиденкова вышло 17 кандидатов и 5 докторов наук, 9 человек стали профессорами.

Научная школа по нейрогенетике С.Н. Давиденкова относилась к классической научной школе. В данной школе была единая исследовательская программа, определенные ролевые отношения, четкая иерархия в управленческой и организационной деятельности.

Характерными чертами школы С.Н. Давиденкова стали:

А) Тесная связь научно-исследовательской работы сотрудников с практической врачебной деятельностью в клинике нервных болезней. При описании заболеваний нервной системы ученики С.Н. должны были скрупулезно изучать все стадии течения болезней и факторы, влияющие на формирование и развитие патологий.

Б) Первоочередную задачу ученики научной школы С.Н. Давиденкова видели в изучении и дальнейшем обогащении симптоматики заболеваний нервной системы, в результате чего были описаны новые симптомы и синдромы, ранее неизвестные науке и практике.

В) Обращение исследований научного коллектива С.Н. Давиденкова к проблеме патологии вегетативно-эндокринной системы. С этой целью в 1936 г. при клинике было организовано специальное отделение с целью изучения болезней вегетативно-эндокринной системы, что и привело к более совершенному преподаванию этого раздела врачам, прибывающим в клинику на курсы усовершенствования.

С.Н. Давиденков понимал, что руководство исследовательской работой научного коллектива, требует от ученого ряда обязательных качеств. Исследования, проводимые коллективом научной школы, по мнению ученого, должны были иметь общие цели и решать конкретные актуальные проблемы науки. Вот некоторые его мысли о понимании специфики исследований в рамках научной школы: «Чтобы создать научную школу, необходима специальная целеустремленность ученого, необходимо, чтобы его научное внимание не рассеивалось случайно, под влиянием пестро изменяющейся массы ежедневных клинических фактов, а было строго сконцентрировано в определенном направлении – только тогда наши научные искания перестают быть простым собиранием новых наблюдений, а будут способны складываться в стройные научные системы, окрашиваться в определенный тон, приводить к построению гипотез и теорий» (Давиденков С.Н., 1935, с. 9).

4.2.2. Т.И. Юдин и организация медико-генетических

исследований в Казани и Харькове

Одним из крупных организаторов исследований по генетике человека в СССР был Тихон Иванович Юдин (1879-1949). В 1921 году Т. И. Юдин защищает диссертацию на соискание учёной степени доктора медицинских наук на тему «Наследственность душевных болезней», а в 1924 г. его приглашают на должность заведующего кафедрой психиатрии Казанского государственного университета.

В годы работы в Казани Т. И. Юдиным были написаны монографии: «Евгеника. Учение об улучшении природных свойств человека» (1925), «Психопатические конституции» (1926).

С 1932 г. Тихон Иванович становится директором Клинического института Всеукраинской психоневрологической академии в Харькове, где работает до 1937 г. В 1937-1943 гг. он возглавляет Украинский психоневрологический институт, совмещая эту работу с административной должностью заместителя директора по науке во II-ом Харьковском медицинском институте.

В 1943 г. ученый переехал в Москву, где до конца своих дней заведовал кафедрой психиатрии в Московском медицинском стоматологическом институте.

Научная программа, разработанная Тихоном Ивановичем, объединила вокруг себя психиатров и генетиков, изучающих патогенез различных заболеваний нервной системы. Вокруг Т.И. Юдина объединились ученые, которые работали в ведущих медицинских и научно-исследовательских учреждениях Москвы, Казани, Харькова.

Период становления научной школы Т.И. Юдина пришелся на 1920-1940-е гг. На данном этапе были созданы системообразующие параметры научной школы: научное направление, объект исследования, методология, научное сообщество, общественное признание.

Научная школа Т.И. Юдина представляла из себя группу учёных из разных научно-исследовательских коллективов (Психиатрическая клиника Московского университета, кафедра психиатрии Казанского государственного университета, лечебный факультет Казанского государственного медицинского института, Всеукраинская психоневрологическая академия, кафедра психиатрии Харьковского государственного медицинского института, кафедра психиатрии III Московского медицинского института), объединённых одним направлением в медицинской генетике – клинической генетикой психических заболеваний. Феномен возникновения целой системы научных учреждений, по определению – «незримый колледж», интегрированных в реальную научную школу генетики психических болезней, связан не только с тесным общением учёных из этих организаций, но и с лидером-руководителем, стоявшим во главе этих коллективов.

Начало институционализации медицинской генетики в СССР и возникновение разветвлённой сети научных учреждений, имеющих официальный статус, повлекло за собой появление сложной управленческой системы. В управление этой системы часто попадали научные сотрудники, сумевшие организовать эффективную исследовательскую работу в пределах системы. Всё это привело к появлению у научного работника дополнительных ролей: научного администратора и научного сотрудника. Иерархическая субординация с одной стороны и незаурядные качества Т.И. Юдина как учёного, с другой, позволили подчинить работу в различных организациях доминирующей роли руководителя.

Основное внимание научный коллектив, возглавляемый Т.И. Юдиным, уделял патогенезу, течению и лечению психических заболеваний. Начиная с 1907 г., Тихон Иванович приступил к изучению шизофрении в Харьковской психиатрической больнице (Сабурова дача). Совместно с И.В.Лазаревым они наблюдали больных шизофренией, судьбы которых отслеживались с 1907 г. до 1912 г. В дальнейшем подобные исследования проводила Е.Г. Дайн, она посвятила свою диссертационную работу прогнозам течения шизофрении. Другой ученик Юдина Ю.Н. Ганоха занимался изучением больных с «конечными» формами шизофрении, которые более 5-10 лет находились в больнице. Ученик Т.И. Юдина по Казанскому университету – М.П. Андреев исследовал психические расстройства и конституции. Изучением клинического течения маниакально-депрессивного психоза занимался ученик Т.И. Юдина – М.Н. Ксенократов.

Ученики Тихона Ивановича, работавшие в Психиатрической клинике КГУ, вели свою исследовательскую работу с использованием большого статистического материала. М.Г. Ульянова под руководством Юдина рассматривала антропометрические показатели у женщин в связи с их психическими особенностями. С.А. Эсселевич изучал нарколепсию, И.Н. Жилин – моторику людей с различными типами телосложений. М.К. Кашеварова занималась изучением групповой принадлежности крови к различным типам телосложения

Успешное функционирование научной школы Т.И. Юдина было обусловлено множеством факторов: сильной исследовательской программой, оптимальным балансом между молодыми и квалифицированными учёными, грамотной организацией научной работы, интересом к изучаемым вопросам врачей практиков, работавших в различных психиатрических учреждениях. Все перечисленные факторы привели к суммарному положительному эффекту, который способствовал долголетию научной школы Тихона Ивановича Юдина. Данная школа просуществовала около четырёх десятилетий, объединив психиатров различных учреждений и оставив значительный след в истории отечественной психиатрии и медицинской генетики.

4.2.3. Московская школа медицинской генетики С.Г. Левита

Центром медико-генетических исследований в Москве в 1930-е гг. являлся Медико-биологический институт, возглавляемый Соломоном Григорьевичем Левитом (1894–1938). Созданный им центр по изучению генетики человека был одним из самых крупных в СССР и по масштабу выполняемых исследований, и по количеству привлеченных специалистов, и по полученным результатам. Основная проблематика, представляющая интерес для научного коллектива под руководством С.Г. Левита, была связана с разработкой с точки зрения генетики и смежных с ней наук проблем медицины и психологии. Для решения актуальных вопросов генетики человека активно использовались клинико-генеалогические, близнецовые и цитологические методы исследования.


загрузка...