Становление генетики человека в СССР в первой половине XX в.: теоретические и социокультурные аспекты (11.04.2011)

Автор: Фандо Роман Алексеевич

Одним из первых в России программу по улучшению человеческого рода предложил Константин Сергеевич Мережковский (1855-1921) в своей утопии «Земной рай». Он описал возможности создания нового человека будущего методами искусственного подбора.

В первые десятилетия ХХ в. евгенические идеи стали активно распространяться среди ученых, публицистов, общественных деятелей. Тем не менее среди врачей и биологов было много сомневающихся в идеях изменения нации путем евгенических мероприятий. Например, академик В.М. Бехтерев (1857-1927) отрицательно относился ко всем биологическим путям оздоровления человечества, видя единственное спасение общества в социальных реформах.

2.3. Деятельность Русского евгенического общества (1920-1929) и его

влияние на развитие евгенического движения в России

в России был организован в 1920 г. в Институте экспериментальной биологии (ИЭБ) благодаря содействию Николая Константиновича Кольцова. Однако рамки Евгенического отдела не позволяли быстро расширить научную и просветительскую работу в области евгеники. Возникла потребность в привлечении к данной работе специалистов из разных областей и просто всех, кому были интересны вопросы наследственности человека. В ноябре 1920 г. при Государственном институте народного здравоохранения (ГИНЗ) было организовано Русское Евгеническое общество. Председателем Общества на всем протяжении его истории (с 1920 по 1929 гг.) был Николай Константинович Кольцов. При Обществе в 1920 г. было созданное специальное Бюро, которое выполняло организационно-управленческую функцию.

Созданное в 1920 г. Русское евгеническое общество находилось в Москве и было неразрывно связано с деятельностью Евгенического отдела Института экспериментальной биологии.

В феврале 1921 г. Ю.А. Филипченко в Петрограде организовал первоначально небольшое Бюро по евгенике при содействии Комиссии по изучению естественных производительных сил России РАН (КЕПС РАН). В феврале 1924 г. Филипченко возглавил Ленинградское отделение Русского Евгенического общества и стал одним из редакторов «Русского евгенического журнала».

С 1924 г. Русское евгеническое общество приобрело статус всесоюзного общества. Впоследствии оно стало включать в себя четыре отделения: Московское, Петербургское, Саратовское и Одесское. Отделения Русского евгенического общества к концу 1920-х гг. проводили масштабную научную и просветительскую работу. Наибольшее число направлений деятельности было в Московском отделении, в Ленинграде в основном упор был сделан на социо-демографических исследованиях, в Одессе евгенисты сосредоточились на пропаганде идей новой науки, а в Саратовском отделении связали евгенику с решением важнейших медицинских проблем: распространением различных заболеваний и выяснением их природы, борьбой с абортами и венерическими заболеваниями, профилактикой появления наследственных аномалий.

Весомый вклад в развитие генетики человека и популяризации научных знаний смогли внести отделения Общества благодаря привлечению большого числа различных специалистов, тесной связи с медицинскими и учебными заведениями, активной деятельности отдельных лидеров евгенического движения и высокому интересу к данной проблеме со стороны общества.

Глава 3. Роль евгеники в создании теоретических

и практических основ генетики человека

3.1. «Евгеника» и «евфеника» Н.К. Кольцова

Н.К. Кольцов, будучи председателем Русского евгенического общества, 20 октября 1921 г. выступил на заседании Общества с программной речью «Улучшение человеческой породы». В 1922 г. эта речь была опубликована в «Русском евгеническом журнале».

В своем докладе Н.К. Кольцов подробно охарактеризовал особенности евгеники как отрасли теоретического знания и описал сложности, возникающие на пути практического воплощения евгенических идей. Говоря о невозможности использования некоторых методов зоотехнии в отношении человека, он предложил поиск новых евгенических приемов, направленных во благо общества.

Идеалы для создания нового типа человека (Кольцов даже придумал специальные латинские названия для этой разновидности людей Homo sapientior, Homo sapientissimus, Homo creator) могли быть самыми разнообразными. Н.К. Кольцов считал, что для человека будущего большое значение должна иметь социальность поведения. В человеке необходимо поддерживать и передавать следующим поколениям социальные инстинкты, заставляющие применять собственные способности для общественной пользы. Примечательно, что проблему генетики альтруизма, спустя десятилетия, неоднократно обсуждал В.П. Эфроимсон, считая, что естественный отбор вёл человека в направлении его социализации (Эфроимсон В.П., 1961, 2004). Н.К. Кольцов справедливо замечал, что найдутся противники развития социальных инстинктов у людей, так как отбор на индивидуалистические качества личности тоже имеет свои положительные стороны. Таким образом, по его мнению, ученые могут встретить коллизию между социальным и индивидуальным идеалом нового человека.

Кольцова интересовала не только научная, но и социальная сторона евгеники. Он задумывался о морально-нравственной стороне теоретической и особенно практической евгеники (а евгеника мыслилась ему преимущественно как прикладная наука). Учёный выступал противником отрицательной (негативной) евгеники, доказывая, что её меры (прежде всего принудительная стерилизация) не могут дать ощутимых положительных результатов для общества.

Н.К. Кольцов признавал важность внешних факторов для становления признаков человека, введя специальный термин «евфеника». Евфеника, по его представлениям, должна была улучшить фенотипические свойства человека с помощью среды и образа жизни.

Заслугой Н.К. Кольцова является привлечения к исследовательской деятельности в области изучения генетики человека талантливых ученых разных специальностей: антропологов, биохимиков, врачей. Кольцов Н.К. и сотрудники его института смогли провести серию работ по генетике человека в различных направлениях: генеалогия выдающихся людей, изучение наследуемости химического состава крови, генетика психических особенностей. Это были первые попытки научного понимания сложного механизма наследования различных признаков у человека и первые коллективные исследования по антропогенетике.

Глава Русского евгенического общества видел основное своё предназначение в исследовательской работе, приближающей его к разгадке тайн природы, в том числе тайн наследственности человека. Поэтому отечественная евгеника, появившаяся благодаря стараниям Н.К. Кольцова, имела большую популярность среди ученых различных специальностей и приобрела черты истинной научной дисциплиной.

Представления Ю.А. Филипченко о наследовании

выдающихся способностей

Большинство русских евгенистов были сторонниками позитивной евгеники, ставящей своей целью распространение среди населения генов, отвечающих за формирование талантов в различных областях: интеллектуальной, музыкальной, художественной, спортивной.

Одним из первых в России изучением наследования таланта с использованием анкетирования и статистического метода анализа начал заниматься профессор Петербургского университета Юрий Александрович Филипченко.

Его первой работой было исследование наследования одаренности, а скорее, говоря современным языком, социо-демографическое изучение научного сообщества Петрограда начала 1920-х годов по результатам ответов референтных групп ученых на вопросы специальной анкеты, разработанной им самим.

Первый опрос 1921 года дал возможность проанализировать 330 анкет, содержащих подробные сведения о 510 семьях ученых и их супругов, и о 166 семьях их детей, в сумме это составило 676 анкет, что позволяло сделать статистически достоверный анализ.

Логическим продолжением исследования научного сообщества стало анкетирование выдающихся ученых. К выдающимся ученым Филипченко отнес ученых, являющихся создателями важнейших российских научных школ и направлений, и ученых с мировым именем, так же как и крупнейших представителей данной науки.

Составленный Филипченко список содержал 80 имен различных представителей «теоретического знания». Говоря о различиях, которые выявило обследование ученых вообще и выдающихся ученых, Филипченко отметил, в основном, пять главных отличий. Во-первых, среди выдающихся ученых отсутствовали женщины. Во-вторых, средний возраст выдающихся ученых заметно превышал средний возраст ученых вообще. В-третьих, среди выдающихся ученых было значительно больше чисто русских представителей по сравнению с общей популяцией. В-четвертых, у них наблюдалось гораздо большее количество как выдающихся, так и душевнобольных родственников, причем в обоих случаях род матери имел большее значение, чем род отца.

Работа Ю.А. Филипченко по составлению родословных выдающихся людей была проведена впервые в России, больше такого скрупулезного и большого по охвату исследования социо-демографических особенностей научного сообщества не было сделано до настоящего времени. Работа Ю.А. была интересна для своего времени, потому что в ней к анализу демографических особенностей был применён научно обоснованный статистический подход. Конечно, для сегодняшнего дня многие выводы, сделанные по евгеническим работам Филипченко, считаются слишком односторонними. Тем не менее его идеи о создании благоприятных условий для жизни интеллектуальной элиты государства не потеряли актуальности и в настоящее время. Особенно значимой в современных условиях является работа по обеспечению детям с признаками интеллектуальной одарённости возможностей для удовлетворения их познавательных потребностей как важнейшего средства для их личностного развития.

3.3. А.С. Серебровский о задачах и путях развития евгеники

Одним из активных деятелей Русского евгенического движения был Александр Сергеевич Серебровский (1892-1948). В личном архиве А.С. Серебровского были найдены материалы по евгенике, ранее не публиковавшиеся. Это материалы лекций ученого, прочитанных в июле 1922 на генетической станции в Аникове, некоторые записки и заметки к статьям по антропогенетике.

К основным исследовательским направлениям евгеники ученый отнес:

Изучение отдельных генов физического строения у семей, где проявляются в ряде поколений определенные признаки.

Изучение детей межрасовых и межнациональных браков.

Длительное наблюдение за несколькими поколениями отдельных семей.

Изучение родословных.

По мнению А.С. Серебровского, запас генов у всех граждан страны, имеет тенденцию длительно сохраняться без заметных изменений, поэтому еще многие поколения людей впредь должны будут иметь в большей степени тот же запас генов, который ученый впервые назвал «генофондом».

В своих научных записках Александр Сергеевич обсуждал вопросы улучшения наследственных свойств человека. Одна из них даже имеет заголовок «Союз «За лучшего ребенка». Прежде чем организовать евгеническую работу он считал необходимым развить широкую агитационную и пропагандистскую работу, то есть создать психологическую атмосферу, без которой невозможна организация селекции человека в массовом масштабе.

3.4. «Практическая евгеника» В.В. Бунака

Евгеникой интересовались ученые различных специальностей, в том числе и антропологи. Не случайно заведовать Евгеническим отделом в Институте экспериментальной биологии после Ю.А. Филипченко был приглашен специалист в области антропологии – В.В. Бунак (1981-1979).

Одной из главных задач евгенического общества В.В. Бунак видел в сборе фактического материала по антропогенетике. По его мнению, обсуждать какие-либо теоретические вопросы евгеники можно было, имея достаточный массив статистически обработанного материала.