Становление генетики человека в СССР в первой половине XX в.: теоретические и социокультурные аспекты (11.04.2011)

Автор: Фандо Роман Алексеевич

1. Представления о наследовании различных признаков у человека возникли с древнейших времен. Наблюдения и сравнения приводили к построению умозрительных теорий наследственности, которые послужили предпосылками для формирования генетики человека.

2. Обсуждение вопроса о соотношении наследственности и воспитания в формировании различных качеств личности стало центральной философско-антропологической проблемой с античных времен до современности. Интерес к изучению психики со стороны биологов стимулировал развитие представлений о человеке как субъекте, поведение которого детерминировано множеством факторов, в том числе и наследственностью.

3. В исследовании показано, что самой высокопродуктивной эмпирической областью исследования наследственности человека являлась медицина, поскольку имелись множественные интуитивные доказательства наследования различных болезней, встречающиеся в трактатах и записках известных врачей. Однако сложность организма человека как объекта исследования и господство в медицине, в основном, описательной парадигмы, препятствовали быстрому развитию знаний по генетике человека.

4. В истории генетики человека мы выделяем два периода: первый приходится на время, когда знания о наследственности человека развивались в недрах философии, естествознания, медицины; второй период связан с развитием генетики человека как самостоятельной науки. Эти два периода несоизмеримы во времени: первый длился с древнейших времен до 1900-х гг., второй – с 1900-х гг. до настоящего времени. Таким образом, мы хотим показать, что генетика человека имеет продолжительное прошлое и сравнительно короткую историю.

5. Изучение наследственности человека в медицине во второй половине XIX в. и в первое десятилетие ХХ в. в России шло независимо от работ Г. Менделя. Смысл многих фундаментальных открытий медицины данного периода был по достоинству оценен спустя много лет благодаря возможностям научного аппарата современной науки.

6. В отечественной психиатрии изучение наследственности началось значительно раньше, чем в других областях медицины. Этому способствовали, с одной стороны, объективные научные факторы: определенный уровень развития знаний об анатомии и физиологии центральной нервной системы, то есть «запас» необходимого и достаточного количества фактов в области психиатрии, с другой стороны - социокультурные условия: отмеченный в конце XIX – начале ХХ вв. рост числа психических заболеваний, организация земских психиатрических клиник и кафедр психиатрии при университетах. Изучение наследуемости заболеваний в отечественной психиатрии проходило в несколько этапов: 1) статистический учет распространения психических расстройств (1880-е–1890-е гг.), 2) индивидуальное изучение психических больных и их семей (1900-е–1910-е гг.), 3) генетический анализ психических заболеваний (1920-е–1940-е гг.).

7. В конце XIX – начале ХХ вв. на территории Европы и США зародилась новая наука – евгеника. Евгеника преследовала перед собой научные задачи, заключающиеся в изучении наследуемости различных признаков, и практические задачи, связанные с мероприятиями по улучшению человеческого рода. Институционализация евгеники была связана с организацией обществ, институтов, конференций, выставок, периодических изданий. В работе показано, что в России идеи о накоплении негативной наследственности были высказаны еще до Ф. Гальтона. В 1866 г. врач В.М. Флоринский опубликовал книгу «Усовершенствование и вырождение человеческого рода», где поднял проблему гигиены брака, с целью предупреждения появления на свет больного потомства. Однако работа В.М. Флоринского не получила широкой известности, большее значение для восприятия евгенических идей в России несомненно сыграли переводы сочинений классиков евгеники: Ф. Гальтона (1875), А. Блюма (1909), И. Рутгерса (1909), К. Пирсона (1911).

8. Становление евгеники в России явилось отражением общемировых процессов и социополитических изменений, произошедших в стране после Первой мировой и Гражданской войн, Октябрьской революции, крушения религиозных и культурных традиций и провозглашения новой морали социализма, поэтому активно евгеника развивалась в первые годы советской власти.

9. Нами показано, что отечественная евгеника включала в себя два направления: антропогенетику, изучающую наследственность человека, и антропотехнию, занимающуюся подбором генетически ценных людей для производства потомства. Антропотехния в нашей стране не имела практического выхода, оставаясь лишь в проектах некоторых евгенистов. Значительного развития в СССР достигло только антропогенетическое направление, так как оно находило поддержку со стороны фундаментальной науки и практических интересов медицины и педагогики. В отечественной традиции между евгеникой и антропогенетикой ставился знак равенства. В диссертационной работе показано, что термин евгеника в СССР имел несколько иной смысл, чем на западе. Он включал в себя, в основном, исследование наследственности человека.

10. В нашем исследовании продемонстрирована значительная роль в формировании евгеники как науки на территории России Русского евгенического общества (РЕО), организованного в 1920 г. Основной целью РЕО стало объединение специалистов в области евгеники, а также научная разработка проблемы наследственности человека и пропаганда евгенических идей. С 1924 г. Общество приобрело статус всесоюзного и стало включать в себя четыре отделения: Московское, Петербургское, Саратовское и Одесское. Привлечение различных специалистов, широкая сеть научных связей, образовательная и просветительская работа, организация научных лабораторий и экспедиций обусловливали высокую эффективность деятельности Общества.

11. В конце 1920-х – начале 1930-х годов в связи с критикой евгенических взглядов по вопросу улучшения человеческого рода термин «евгеника» в отечественной традиции был трансформирован в «генетику человека». Начиная с 30-х годов ХХ в. стали формироваться и получать официальный статус новые отрасли и направления генетики человека: медицинская генетика, психогенетика (генетика поведения), популяционная генетика человека.

12. Вопросы медицинской генетики впервые в нашей стране наиболее успешно стали разрабатываться в Институте экспериментальной биологии и Медико-биологическом институте (Москва). Кроме этих научных центров работа по изучению гередитарных (наследственных) болезней проводилась в Медицинских институтах Москвы, Ленинграда, Казани, Харькова, Саратова. Большую роль в развитии медицинской генетики сыграло созданное в 1928 г. Н.К. Кольцовым Общество по изучению расовой патологии и географического распространения болезней. Аналогов подобной общественной организации в то время в мировой науке не было.

13. В 1920-е-1940-е гг. исследования по медицинской генетике проводились коллективами ученых, из которых впоследствии возникли научные школы. Объединение вокруг научной школы различных специалистов позволяло решать различные междисциплинарные проблемы в области гередитарной патологии и ориентироваться на практический результат работы. В диссертационной работе нами впервые рассмотрены отечественные научные школы в области медицинской генетики – это научные школы С.Н. Давиденкова, С.Г. Левита, Т.И. Юдина. Нами показано, что исследования в области медицинской генетики, проводившиеся данными научными школами, оказали влияние на развитие генетики человека в СССР и в мире.

14. В 1920-е гг. происходили процессы взаимопроникновения и взаимодействия антропологии и генетики. Впервые показано, что работы по изучению геногеографии населения СССР, проведенные в 1920-е–1930-е гг. были одними из первых исследований в области популяционной генетики человека и этногенетики.

15. На базе ретроспективного анализа фактического материала в диссертации осуществлена и обоснована общая периодизация истории отечественной генетики человека в первой половине ХХ столетия. С учетом приоритетов научных исследований и социокультурной обстановки в разные временные отрезки нами выделено 4 этапа в развитии генетики человека в России:

I этап: (1900-е–1920 гг.) – восприятие менделизма и евгеники в России. Данный исторический отрезок времени, мы назвали ознакомительным этапом.

II этап: 1920-1929 гг. – формирование отечественной евгеники. На евгеническом этапе было создано Русское евгеническое общество (1920 г.), начинает издаваться «Русский евгенический журнал» (1922).

III этап: 1930-1936 – трансформация евгеники в самостоятельные исследовательские направления: медицинскую генетику, генетику поведения, геногеографию населения. В данный период на первый план вышла организация исследований, связанных с решением практических задач, поэтому мы назвали его практико-ориентированным этапом развития генетики человека.

IV этап: 1937–1948 гг. – репрессии и запрет на изучение генетики человека. На данном деструктивном этапе произошел разгром Медико-генетического института (1937) и наложен негласный запрет на изучение вопросов наследственности человека, который был узаконен после Августовской сессии ВАСХНИЛ 1948 г.

16. В диссертационном исследовании впервые дан анализ социокультурных факторов, которые повлияли на содержание различных теорий отечественной генетики человека первой половины ХХ столетия. В 1920-е гг. изучалось влияние войн и революций на брачность, детность, изменение генофонда населения. Рост преступности в обществе поставил перед учеными задачу исследования наследственности людей с социально-отклоняющимся поведением.

17. Нами показано, что фундаментом генетики человека является теоретические основы общей генетики. Элементами этой системы являются генетические направления в различных специальных дисциплинах. Исследования в области генетики человека объединены общим объектом познания, в качестве которого выступает человек, хотя для каждой отдельной области исследовательские объекты могут быть различными – структурная организация наследственного материала, процессы реализации генов в онтогенезе, распространение генов в популяциях.

18. Несмотря на гонения, которым подверглась генетика человека в 30-х-40-х гг., во второй половине ХХ столетия она достаточно прогрессивно развивалась в СССР. В нашей работе впервые показано, какое значение имели полученные в первой половине ХХ в. открытия в области генетики человека для развития фундаментальной науки и практики.

Апробация работы. Основные положения диссертации были представлены в форме докладов на следующих международных и отечественных конференциях:

- Годичных научных конференциях Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН (Москва, 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010).

- XVII, XVIII Любищевских чтениях (Ульяновск, 2003, 2004).

- II Летней школе для молодых ученых-историков науки и техники (Москва, 2004).

- Международной конференции, посвященной 140-летию основания Одесского национального университета им. И.И. Мечникова (Одесса, 2005).

- «Ломоносовских чтениях», посвященных 250-летию Московского университета (Москва, 2005).

- Х, XIII Конференциях молодых историков образования, науки и техники Украины (Киев, 2005, 2008).

- Международной научной конференции по истории науки и техники (Одесса, 2007).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 50 работ, в том числе одна авторская (12,5 авторских листов) и одна коллективная монографии (8 авторских листов).

Объём и структура диссертации. Диссертация изложена на 512 страницах и состоит из введения, историографии проблемы, семи глав, заключения, выводов, списка литературы, включающего 671 источник.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обоснована актуальность диссертации, сформулированы цель и задачи исследования, проанализирована степень изученности проблемы, определены предмет и хронологические рамки исследования, охарактеризованы использованные методологические подходы и научные методы, обоснованы научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

Историография проблемы. В мировой историко-научной литературе существует ряд работ, посвященных истории зарождения представлений о передаче различных признаков у человека из поколения в поколение. Попытки объяснения наследования особенностей строения и поведения людей были отмечены у Эмпедокла, Парацельса (Лункевич В.В., 1936), П. Мопертюи (Гайсинович А.Е., 1961).

Первый точный метод изучения явлений наследственности – биометрический – был предложен Френсисом Гальтоном в конце XIX в. Этот метод он применил к изучению наследственной обусловленности роста у человека. Ф. Гальтон является также основателем учения об улучшении наследственных свойств у людей – евгеники. Материалы, касающиеся научной и организационной деятельности Ф. Гальтона, впервые появились в трудах К. Пирсона (Pearson K., 1914; 1924; 1930), который впоследствии стал первым биографом «отца евгеники». На протяжении ХХ века интерес к биографии Ф. Гальтона значительно вырос. О его роли в становлении биометрики и евгеники писали К. Блекер (Blacker C., 1952), Х. Кровитц (Crovitz H.F., 1970), И.И. Канаев (Канаев И.И., 1972), Н. Гиллхам (Gillham N.W., 2001), М. Булмер (Bulmer M., 2003).

Идеи Ф. Гальтона о регулировании браков с целью сохранения благоприятных для общества признаков в потомстве стали распространяться во многих странах мира. В первые десятилетия ХХ столетия в различных государствах появились евгенические общества. Историками науки написаны фундаментальные труды, в которых рассматриваются процессы формирования национальных евгенических организаций. Среди них отметим работы Г. Сирла (Searle G.R., 1976; 1998), Р. Соловея (Soloway R.A., 1990) по истории английского евгенического движения, А. МакЛарена (McLaren A., 1990) – о канадской, Д. Кевлеса (Kevles D., 1995; 1998; 1999), Г. Аллена (Allen G.E., 1975; 1983), Н. Рафтера (Rafter N.H., 1988), Р. Довбиггина (Dowbiggin R., 2003) – американской, З. Сузуки (Suzuki Z., 1975) – японской, М. Тидена (Tyden M., 2002) – шведской, Г. Броберга и Н. Ролл-Хансена (Broberg G., Roll-Hansen N., 1996) – датской, шведской, норвежской и финской, Р. Альвареса Пилаеса (Alvarez Pelaez R., 1988) – испанской евгеники. Исторический обзор по истории евгеники зарубежных стран 1900-1930-х гг. был проведен в работах российский евгенистов (Филипченко Ю.А., 1924; Люблинский П.И., 1926; 1927; Юдин Т.И., 1928).

В 1920 г. в России было организовано Русское евгеническое общество (РЕО). История возникновения данной организации, её состав, основные направления деятельности рассмотрены в трудах отечественных (Бабков В.В., 2008) и зарубежных историков науки (Graham L., 1977; Adams M., 1989; 1990). Евгеническое движение явилось предшественником различных научных направлений: медицинской генетики, генетики поведения, этногенетики, о чем упоминается в статьях ряда авторов (Гершензон С.М., Бужиевская Т.И., 1996; Корочкин Л.И., 2004; Корочкин Л.И., Романова Л.Г., 2007; Бабков В.В., 1998; 2001; 2006).

Президентом Русского евгенического общества был избран Николай Константинович Кольцов. Роль Н.К. Кольцова в формировании евгенического движения отмечали его биографы (Полынин В.М., 1969; Астауров Б.Л., 1976; Рокицкий П.Ф., 1980). Участие в данном движении ставилось впоследствии в вину ученому, что нашло отражение в литературе по истории генетики (Гайсинович А.Е., Россиянов К.О., 1989; Бабков В.В., 1992; 1993; Шноль С.Э., 1997; Сойфер В.Н., 2002).

Лидером Петербургского евгенического движения был Юрий Александрович Филипченко. Биография ученого подробно освещалась в работах Н.Н. Медведева (1978; 1980), Ю.Л. Горощенко (1994), М. Адамса (Adams M., 1990). В 1921 г. Ю.А. Филипченко организовал и возглавил Бюро по евгенике, а затем в 1924 г. официальное Ленинградское отделение Русского евгенического общества. Петербургские историки науки: М.Б. Конашев и Д.А. Александров на основе архивных и литературных источников рассмотрели организацию, кадровый состав, задачи деятельности Бюро по евгенике (Конашев М.Б., 1994; Александров Д.А., 1996).


загрузка...