Становление генетики человека в СССР в первой половине XX в.: теоретические и социокультурные аспекты (11.04.2011)

Автор: Фандо Роман Алексеевич

5. Оценить влияние научных, философских и политических дискуссий на судьбу отечественной генетики человека и отдельных ее направлений.

6. Определить роль отечественной генетики человека в развитии биологии, медицины, психологии и педагогики ХХ века.

7. Выделить основные хронологические этапы развития генетики человека в СССР первой половины ХХ столетия.

8. Исследовать научно-организационную деятельность различных научных школ, установить причины появления самостоятельных научных школ в области изучения генетики человека.

9. Выявить характерные черты отечественной генетики человека первой половины ХХ в. и их отличие от зарубежных аналогов.

Научная новизна. В данной работе проведен комплексный анализ истории зарождения и формирования новой науки ХХ в. – генетики человека. Полученные результаты дают новое представление о роли когнитивных и социокультурных факторов в зарождении и развитии отечественной генетики человека.

Впервые подробно описаны первые этапы организации и формирования отечественных геногеографических исследований различных наследственных признаков и заболеваний человека. Исследовано развитие основных теоретических идей генетики человека.

Выявлены позитивные и негативные стороны научных дискуссий по философским, методологическим и этическим вопросам генетической науки. Определены философские взгляды лидеров отечественной биологии, отраженные в их собственных теоретических концепциях.

Проанализированы процессы институционализации генетики человека в СССР. Получены доказательства высокого авторитета отечественной науки о наследственности человека. На примере истории отечественной генетики человека можно предположить, что научной мысли свойственны периоды взлета, выражающиеся в появлении огромного числа новых теорий, научных школ, исследовательских учреждений, а также периоды деградации.

Подробно рассмотрены причины, приводившие в разные исторические периоды к гонениям на генетику человека и в значительной мере тормозившие процессы ее развития.

В научный оборот впервые введены материалы различных архивов: Архива Российской академии наук, Архива Российской академии медицинских наук, Государственного архива Российской Федерации, Российского государственного архива социально-политической истории, Архива МГУ, Российского государственного архива литературы и искусства, Центрального исторического архива города Москвы.

Хронологические рамки исследования. Диссертационное исследование охватывает период первой половины ХХ столетия. Временные рамки выбраны неслучайно. Именно с начала прошлого века, после переоткрытия законов Г. Менделя и создания школой Т.Х. Моргана хромосомной теории наследственности, происходит широкое распространение генетических идей, внедрение их в традиционные биологические и медицинские науки. В это время в Соединенных штатах, в Европе, а также в России, формируется комплексная дисциплина – генетика человека. Для отечественной генетики человека рассматриваемый хронологический период был этапом зарождения важнейших направлений исследований, организации первых научных учреждений и обществ, формирования научных школ, широкого взаимодействия с различными общественно-политическими структурами. История развития отечественной генетики человека во второй половине ХХ столетия в значительной степени отличалась от ее первых этапов формирования: она прошла период запрета и гонений в 1950-е гг., а также период плановой организации изучения наследственно-обусловленных признаков, начиная с 1960-х гг. до конца прошлого столетия.

Со второй половины ХХ в. улучшилась лечебно-профилактическая работа, и активно стали использоваться антибиотики, что резко уменьшило смертность от инфекционных заболеваний, но число наследственных болезней оставалось на прежнем уровне, поэтому значительные средства, предназначавшиеся на проведение научной и профилактической работы, были направлены на медико-генетические исследования.

Выделение нами двух различных временных этапов в истории отечественной генетики человека, относящихся к первой и второй половине ХХ века, обусловлено рядом социальных, политических и научных факторов.

Характеристика источниковедческой базы исследования. При изучении процессов формирования отечественной генетики человека были проанализированы различные источники: научные публикации, материалы из отечественных архивов, частные коллекции документов, аудио- и видеозаписи интервью с выдающимися генетиками.

Основными первоисточниками исследования служили оригинальные научные работы в области геногеографии населения, медицинской генетики, генетики поведения. Для анализа исследований по генетике человека, выполненных в нашей стране в первой половине ХХ в., был поднят большой пласт работ, опубликованных в периодических изданиях с 1901 г. по 1948 г., то есть до момента разгрома генетики.

Проанализирован большой массив документов из различных архивов: Архива Российской академии наук (Фонд 1595 – А.С. Серебровского; Фонд 450 – Н.К. Кольцова; Фонд 1521 – Т.Д. Лысенко; Фонд 570 – Института экспериментальной биологии), Архива Российской академии медицинских наук (Фонд 1 – Личные дела действительных членов Академии медицинских наук СССР; Фонд 9120 – Личные дела членов-корреспондентов Академии медицинских наук СССР), Российского государственного архива социально-политической истории (Фонд 17 – Управления пропаганды и агитации ЦК (1939-1948); Фонд 357 – Владимирского М.Ф.), Государственного архива Российской Федерации (Фонд 482 – Министерства здравоохранения РСФСР), Российского государственного архива литературы и искусства (Фонд 117 – М.В. Волоцкого), Архива Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (Фонд О/К – Фонд отдела кадров), Центрального исторического архива города Москвы (Фонд 363 – Московских высших женских курсов), Частной коллекции документов семьи Серебровских.

Одним из видов источников для реконструкции процессов формирования и трансформации генетики человека в России являлись сохранившиеся аудио- и видеозаписи интервью с отечественными (Дубинин Н.П., Малиновский А.А.) и зарубежными специалистами в области генетики (Richard S. Lindzen). Интервью у некоторых выдающихся специалистов в области медицины и биологии были взяты автором самостоятельно.

Основные методологические подходы и методы исследования.

В диссертационной работе проведен историко-научный анализ, который предполагает рассмотрение определенного отрезка прошлого во всей полноте его конкретного содержания, в системе соответствующих социокультурных условий, детерминируемого общей ситуацией в науке и изучаемого в сопоставлении с предшествующим знанием. Это позволяет увидеть неповторимость и уникальность исследуемого периода. В соответствии с этим производится и оценка прошлого, в котором выявляется то новое, что содержит в себе рассматриваемое знание по сравнению с предшествующим этапом.

В диссертационной работе большое внимание уделено теоретической реконструкции истории генетики человека первой половины ХХ века, включающей в себя описание и критический анализ научных программ. Такой анализ опирается на методологические принципы исторического исследования и производится с позиций теоретического базиса современной науки. Его результатом является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов в их исторической последовательности в соответствии с логикой исследования.

В работе первостепенное место уделено когнитивному аспекту научных программ. К сожалению, в существующих исследованиях по истории отечественной генетики 1920-1940-х гг. основной крен сделан в сторону социальной истории, что в значительной степени обедняет содержательный аспект развития науки.

Социальная сторона развития генетики человека изучена в работе в соответствии с социополитическими и социокультурными характеристиками изучаемого периода, особенностями организационной и психологической составляющей функционирования различных научных коллективов, личностными характеристиками исследователей.

Одним из направлений диссертационной работы стало изучение ведущих научных школ в области медицинской генетики. Историко-научная реконструкция деятельности научных школ позволила приблизиться к пониманию детерминант и закономерностей генезиса новых концепций, методик, исследовательских программ и целых направлений в науке. Изучение ведущих научных школ явилось важным источником для понимания механизма развития науки, поскольку позволило раскрыть суть деятельности, направленной на получение знаний в контексте межличностных отношений, а также характер научного общения внутри коллектива школы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы историко-научного исследования:

анализ отечественных и зарубежных работ, посвященных истории мировой и отечественной генетики человека;

изучение научных трудов ученых, внесших значительный вклад в развитие генетики и медицины;

изучение научных биографий лидеров генетики человека с точки зрения социально-психологических особенностей становления их личности;

знакомство с личными дневниками ученых, позволяющими воссоздать процессы исследования в рамках различных научных коллективов;

анализ материалов из государственных и частных архивов, касающихся деятельности научных учреждений по генетике человека;

изучение материалов дискуссий о биологической и социальной природе человека в психологических, педагогических и общественно-политических сообществах;

знакомство с материалами аудио- и видеоархивов по вопросам, имеющим отношение к истории формирования новых направлений исследований генетики человека;

анализ произведений литературы и кино изучаемого периода, где нашли отражение вопросы истории генетики человека;

интервью с учеными, их родственниками и свидетелями рассматриваемых событий.

Теоретическое значение работы. Теоретическое значение работы состоит в реконструкции первых этапов формирования отечественной генетики человека и детальном изучении ряда фундаментальных проблем, повлиявших на дальнейшее развитие естествознания.

Практическая значимость. Комплексное исследование истории отечественной генетики человека существенно дополняет предыдущие работы по данной проблематике. Выделены некоторые наиболее общие особенности отечественной науки о наследственности человека, определившие ее место на мировом уровне. Проанализированы взаимосвязи генетики человека с другими дисциплинами: математикой, географией, антропологией, медициной, психологией, педагогикой.

В результате проведенного исследования в научный оборот вовлечены неизвестные ранее факты и источники по истории науки и социально-политической истории СССР.

Материал диссертационной работы будет интересен, прежде всего, биологам различных специальностей, медикам, философам, науковедам, историкам науки, социологам, психологам, педагогам. Результаты исследования могут использоваться для работы философских, методологических и социокультурных семинаров в научных учреждениях различного профиля.

Результаты диссертации могут быть использованы также при построении учебных курсов по биологии, медицине и истории науки для вузов и средней школы.

Положения, выносимые на защиту


загрузка...