Становление генетики человека в СССР в первой половине XX в.: теоретические и социокультурные аспекты (11.04.2011)

Автор: Фандо Роман Алексеевич

- Статистический учет распространения психических расстройств (1880-е–1890-е гг.). В этот исторический промежуток времени на базе земских клиник происходила статистическая обработка сведений о различных психических болезнях. В данный период было распространено мнение о накоплении из поколения в поколение различных нервных недугов, что в конце должно было привести к вырождению рода.

- Индивидуальное изучение психических больных и их семей (1900-е–1910-е гг.). В это время появились описания заболеваний нервной системы, которые встречались в ряду поколений. Период индивидуального исследования семей совпал с новым течением в клинической психиатрии: на место симптоматологического описания картин болезней пришло комплексное изучение болезни (этиология, течение, формы проявления).

- Генетический анализ психических заболеваний (1920-е–1940-е гг.). Для описания аномалий психического развития использовались теоретическая база и методы генетики. Тенденцией в психиатрии данного периода стало изучение различных психопатических конституций, складывающихся из врожденных и приобретенных элементов.

5. В работе проанализированы процессы зарождения евгеники в Европе и Америке в конце XIX – начале XX вв. Институционализация новой дисциплины была связана с организацией евгенических обществ, национальных и международных съездов, изданием специализированной литературы. Возникновение отечественной евгеники явилось скорее отражением общемировых процессов, тем не менее на зарождение русского евгенического движения повлияла социо-политическая ситуация, возникшая в нашей стране в первой четверти ХХ столетия.

6. Одним из важнейших факторов, приведших к высокой результативности евгенической науки в России, стала научно-организационная деятельность лидеров национального евгенического движения: Н.К. Кольцова, Ю.А. Филипченко, А.С. Серебровского, В.В. Бунака, М.В. Волоцкого. Своеобразие исследовательских подходов в отечественной евгенике было обусловлено «первичной» специализацией её лидеров. Научные традиции, привнесенные ими из классических биологических дисциплин, способствовали развитию евгеники в России как научной области. Анализ методологической базы отечественной евгеники позволил установить, что она включала в себя два самостоятельных направления: антропогенетику, изучающую наследственность человека, и антропотехнию, ставящую перед собой цели улучшения рода. Антропотехния в нашей стране, в отличие от зарубежных аналогов, не имела практического выхода. Значительного развития в СССР достигло лишь антропогенетическое направление, так как оно находило поддержку со стороны фундаментальной науки и практических интересов общества. В отечественной традиции между евгеникой и антропогенетикой ставился знак равенства. Таким образом, исторический период формирования евгеники в полной мере можно считать одним из этапов в истории отечественной генетики человека.

7. Впервые выявлен состав, этапы формирования, особенности научных программ ведущих отечественных школ в области изучения медицинской генетики (С.Н. Давиденкова, С.Г. Левита, Т.И. Юдина). Показана роль неформальных научных коллективов в организации первых медико-генетических исследований в СССР. Особенно возросла их роль как интеллектуальных и научно-организационных центров, когда стало внедряться планирование научной деятельности. Объединение вокруг научной школы различных специалистов позволяло решать различные междисциплинарные проблемы в области гередитарной патологии.

8. Изучены процессы взаимодействия антропологии и генетики. Наглядно показано, что фундамент для становления этногенетики закладывался в работах российских антропологов ещё в догенетический период. Проникновение в антропологию генетических знаний и методов повлекло за собой выделение самостоятельных областей – популяционной генетики человека и этногенетики.

9. Анализ открытий в отечественной генетике человека демонстрирует их весомый вклад в мировую науку. Показано, что на протяжении всей истории генетики человека происходило формирование её собственного теоретического базиса, который «впитывал» в себя научные концепции из смежных дисциплин и сам «обогащал» различные научные области. стал необходим для расширения диапазона и выработки стратегии научного познания.

10. На базе ретроспективного анализа фактического материала осуществлена и обоснована общая периодизация истории отечественной генетики человека в первой половине ХХ столетия. С учетом приоритетов научных исследований и социо-политической обстановки в разные временные отрезки выделено 4 этапа:

I этап: (1900-е–1920 гг.) – восприятие менделизма и евгеники в России. Данный исторический отрезок времени, можно назвать ознакомительным этапом. Он характеризуется появлением зарубежных работ по проблеме наследственности и улучшения человеческого рода, обсуждением открытий в области генетики на страницах научных журналов. Период, длившийся два десятилетия, подготовил почву для определения перспектив развития генетики человека и ее научной организации.

II этап: 1920-1929 – формирование отечественной евгеники. На евгеническом этапе было создано Русское евгеническое общество (1920 г.), начинает издаваться «Русский евгенический журнал» (1922). В данный период экспоненциально выросло число публикаций по антропогенетике и активно стали популяризироваться среди населения идеи об улучшении наследственности человека.

III этап: 1930-1936 – трансформация евгеники в самостоятельные исследовательские направления: медицинскую генетику, генетику поведения, геногеографию населения. Начиная с 1930 г., прекращается издание «Русского евгенического журнала», серьезной критике за свои евгенические взгляды подвергаются А.С. Серебровский, Н.К. Кольцов, М.В. Волоцкой.

В 1934 г. была организована первая в нашей стране конференция по медицинской генетике, наметившая перспективы развития новой дисциплины. В 1935 г. Медико-биологический институт преобразовали в Медико-генетический институт им. М. Горького. В данный период на первый план вышла организация исследований, связанных с решением практических задач, поэтому он получил название практико-ориентированного этапа развития генетики человека.

IV этап: 1937–1948 гг. – репрессии и запрет на изучение генетики человека. На данном деструктивном этапе произошел разгром Медико-генетического института (1937) и наложен негласный запрет на изучение вопросов наследственности человека, который был узаконен после Августовской сессии ВАСХНИЛ.

11. Определены пути трансформации отечественной генетики человека во второй половине ХХ в. и установлены связи этих процессов с когнитивными и социокультурными факторами. Выявлены приоритетные направления в области изучения наследственности человека актуальные для фундаментальной науки и практических интересов общества.

СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых журналах (в соответствии с перечнем ВАК):

Фандо Р.А. Полемика о судьбе евгеники // Вопросы истории естествознания и техники. 2002. № 3. с. 604-617.

Фандо Р.А. Из истории создания кафедры генетики и селекции МГУ // Вестник Московского Университета. Серия 16. Биология. 2002. № 4. с. 46-50.

Музрукова Е.Б., Фандо Р.А. «…Я не оторван от жизни, а скорее отстранен от нее…» (по материалам личных дневников члена-корреспондента АН СССР, академика ВАСХНИЛ А.С. Серебровского) // Вопросы истории естествознания и техники. 2005. № 1. с. 99-119.

Музрукова Е.Б., Фандо Р.А. У истоков отечественной генетики человека: первые евгенические работы Ю.А. Филипченко и А.С. Серебровского // Вестник РАН. 2007. Т. 77. № 3. с. 250-260.

Музрукова Е.Б., Фандо Р.А. «Я врач до мозга костей, интересующийся биологией» // Вопросы истории естествознания и техники. 2008. № 1. с. 149-162.

Фандо Р.А. Неизвестное об известном биологе. Из дневниковых записей А.С. Серебровского // Вестник РАН. 2008. Т. 78. № 3. с. 250-263.

Фандо Р.А., Музрукова Е.Б. Взаимопроникновение медицинских и биологических воззрений в проблему наследственности человека // Вестник ВОГиС. 2008. Т. 12. № 3. с. 474-482.

Фандо Р.А. Женщины у истоков генетики человека в СССР // Вопросы истории естествознания и техники. 2008. № 3. с. 107-128.

Чеснова Л.В., Фандо Р.А. Российские естествоиспытатели (на рубеже XIX и XX веков) // Вестник РАН. 2008. Т. 78. № 12. с. 1103-1110.

Монографии:

Фандо Р.А. Формирование научных школ в отечественной генетике в 1930-1940-е гг. М.: Издательский дом И.И. Шумиловой. 2005. 148 с.

Фандо Р.А., Беганцова И.С., Матвеева Е.В. Человек: биология, психология, культурология. М.: Academia. 2007. 288 с.

Другие публикации:

Фандо Р.А. Роль исследований научной школы А.С. Серебровского в развитии генетики и селекции // Актуальные проблемы современной науки. 2002. № 4. с. 28-32.

Фандо Р.А. Золотые годы отечественной генетики // Биология для школьников. 2003. № 1. с. 20-27.

Фандо Р.А. Евгенические взгляды А.С. Серебровского // XVII Любищевские чтения. Ульяновск: УГПУ. 2003. с. 145–151.

Фандо Р.А. Союз «За лучшего ребенка» (Проект организации общественного евгенического союза в 20-е гг. ХХ в.) // Годичная научная конференция Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. М.: Диполь-Т. 2003. с. 281-283.

Фандо Р.А. Развитие генетики в Ленинградском университете в 1930-1940-е гг.// История социокультурных проблем науки и техники: Сборник трудов. Вып. 2. М.: Компания «Спутник+». 2004. с. 113-138.

Фандо Р.А. Зарождение генетических исследований в Ленинградском университете // XVIII Любищевские чтения. Ульяновск: УГПУ. 2004. с. 287–294.

Фандо Р.А. Пути трансформации феномена «научной школы» // Годичная научная конференция Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. М.: Диполь-Т. 2004. с. 225-229.

Фандо Р.А. Проблемы выбора критериев в определении научных школ // Вопросы гуманитарных наук. 2004. № 4. с. 159-161.

Фандо Р.А. Отражение междисциплинарного синтеза в биологии ХХ в. // Естествознание в школе. 2004. № 5. с. 64-68.

Фандо Р.А. Диалектизация отечественной генетики в первые годы советской власти // Материалы II Летней школы для молодых ученых-историков науки и техники 16-17 июня 2004 г. М.: Диполь-Т. 2004. с. 70-79.


загрузка...