Методология оценки качества учетной информации (11.01.2012)

Автор: Соколова Елизавета Сергеевна

В работе автором рекомендованы разработанные формы для сбора данных, расчета и обобщения информации об оценке качества учетной информации.

Автором рассмотрены и обоснованы методы оценки качества учетной информации как совокупности способов и приемов выражения показателей качества учетной информации. Автор считает, что для оценки качества учетной информации наиболее эффективны следующие методы: нормативный метод; статистические методы; экспертный метод. Перечисленные методы рассмотрены автором в аспекте их практического применения при оценки качества учетной информации в подсистемах регулирования качества учетной информации.

Нормативный метод оценки качества учетной информации осуществляется посредством изучения использованных для формирования учетной информации обязательных для исполнения законодательных и нормативных документов, а так же стандартов, регламентирующих бухгалтерский учет и порядок формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности. Применение нормативного метода обуславливает создание документов различного статуса. К каждому документу, независимо от его уровня предъявляются жесткие требования к качеству содержания. Только в этом случае возможно применение данного метода для оценки контроля качества учетной информации. Автором выделен комплекс требований к документам любого уровня при применении нормативного метода: конкретность, четкость, простота и точность формулировок; логическая последовательность в изложении информации; обоснованность; информационная стабильность; убедительная аргументация.

Статистические методы заключается в оценке качества учетной информации на основе статистических данных. Основное преимущество статистических методов – это количественная определенность. В теоретических исследованиях и практических методиках статистические методы достаточно широко использовались для оценки качества продукции. В настоящей работе впервые автор применил статистические методы для оценки качества учетной информации. В рамках данного исследования автором обосновано и рекомендовано использовать при оценке качества учетной информации такие статистические методы, как контрольные листки, контрольные карты, теория выборочных исследований.

Применение экспертного метода для оценки качества учетной информации связано, прежде всего, с трудностью математического расчета показателей качества учетной информации. Автор обосновывает возможность использования экспертного метода для оценки качества учетной информации. В работе проанализированы недостатки и преимущества данного метода. Среди недостатков выделены субъективизм и возможные погрешности результатов экспертизы, а так же существенные затраты на привлечение квалифицированных экспертов. Достоинством экспертного метода является быстрота получения результатов и возможность оценивать качество учетной информации без количественных показателей. В диссертации автором обоснована возможность применения для оценки качества учетной информации метода Дельфи, метода рангов (ранжирования), бального метода, метода сопоставлений, метода структурирования функций качества.

Используя элементы метода Дельфи для оценки качества учетной информации, автором разработана методика оценки качества учетной информации, состоящая из следующего алгоритма действий: научно обоснованный отбор экспертов; составление четко сформулированных и однозначно воспринимаемых анкет, обеспечивающих принятие суждений оценок экспертами преимущественно в количественной форме; обеспечение сбора мнений нескольких экспертов; обоснование экспертами после каждого тура своих суждений при расхождении их с мнением большинства; период работы экспертов не должен превышать тридцати дней; проведение после каждого тура статистической обработки, анализа и обобщения результатов суждения экспертов.

В процессе изучения возможности применения экспертного метода для оценки качества учетной информации автор пришел к выводу о возможности применения для этой цели метода структурирования функций качества (СФК). Метод СФК применялся до настоящего времени только для управления качеством производства продукции и процессов управления производством. В работе проведен анализ возможности применения данного метода для оценки и контроля качества учетной информации. Автор рассматривает формирование учетных показателей как процесс, а метод СФК позволяет преобразовать требования пользователей учетной информации в технические требования к показателям и параметрам процесса их формирования. Автор поэтапно рассматривает порядок формирования качественной учетной информации в рамках метода СФК.

Первым этапом структурирования функции качества является выяснение и уточнение требований пользователей учетной информации. Задача первого этапа метода СФК заключается в формулировании требуемых параметров качества учетной информации для каждой группы пользователей. В работе структурированы информационные интересы участников бизнес-процесса – пользователей учетной информации. Сформулированные и структурированные требования записываются в матрицу СВК.

Второй этап СФК представляет собой ранжирование потребительских требований. Для ранжирования составлены рейтинги потребительских требований, которые были определены на первом этапе. В результате в матрице получается еще один столбец с числами, указывающими, какое место по важности занимает в этом ряду каждое из требований. Рейтинги могут применяться по шкале, разработанной экспертом или в системе контроля качества учетной информации. В работе автор предлагает разработанную шкалу рейтингов.

Третий этап СФК – разработка методического обеспечения формирования учетных показателей в области методологии бухгалтерского учета, налогового учета, управленческого учета, формирования отчетности.

На четвертом этапе СФК производится установление зависимостей требований пользователей учетной информации и методологическими характеристиками. Для формирования качественно ориентированной на пользователя учетной информации составляется матрица взаимосвязи пользовательских требований и учетных показателей. В результате выполнения вышеуказанных процедур формируются исходные данные для технического задания на формирование структуры учетной информации, которая является качественно ориентированной для пользователя данной учетной информации.

При изложении методологических аспектов применения методики оценки качества учетной информации автором рекомендован разработанный им стандарт по организации системы регулирования и оценки качества учетной информации. Отмечено, что задачу оценки качества учетной информации следует решать в комплексе с задачей мониторинга эффективности системы контроля качества учетной информации.

Необходимость осуществления мероприятий по созданию системы оценки контроля качества учетной информации и мониторинга ее эффективности обусловлена нормативными документами по бухгалтерскому учету и составлению финансовой отчетности, предъявляющими требования формирования качественной учетной информации. В работе установлены цели и принципы осуществления мероприятий по разработке системы контроля качества учетной информации и мониторингу эффективности системы контроля качества учетной информации, а так же конкретные процедуры, с помощью которых возможен эффективный мониторинг политики оценки качества учетной информации.

Сформулированы цели в области формирования системы оценки качества учетной информации и в области мониторинга оценки качества учетной информации: определить систему показателей качества учетной информации конкретного экономического субъекта; сформировать внутреннюю систему контроля качества учетной информации; разработать систему мероприятий внешнего контроля качества учетной информации; разработать процедуры мониторинга эффективности системы контроля качества учетной информации.

Автором определены пути достижения этих целей.

Во-первых, установить круг лиц, уполномоченных осуществлять мероприятия, связанные с формированием системы показателей качества учетной информации и вменить им в обязанности: создание внутрифирменного стандарта по методике формирования внутрифирменной системы показателей оценки качества учетной информации; разработать алгоритм расчета комплексного показателя качества учетной информации.

Во-вторых, установить круг лиц, уполномоченных осуществлять мероприятия, связанные с формированием внутренней системы контроля качества учетной информации и вменить им в обязанности: разработать внутрифирменные регламенты по формированию элементов системы контроля качества учетной информации: системы бухгалтерского учета, контрольной среды и внутреннего аудита; разработать программы функционирования элементов системы внутреннего контроля качества учетной информации; разработать внутрифирменный стандарт критериев оценки эффективности системы внутреннего контроля качества учетной информации; определить внутрифирменный алгоритм оценки критериев эффективности системы внутреннего контроля качества учетной информации; разработать систему документирования оценки эффективности системы внутреннего контроля качества учетной информации.

В-третьих, установить круг лиц, уполномоченных осуществлять мероприятия, связанные с организацией мероприятий внешней системы контроля качества учетной информации и вменить им в обязанности: разработать внутрифирменный регламент внешнего контроля качества учетной информации; определить периодичность и сроки проведения мероприятий по внешнему контролю качества учетной информации; разработать систему документального обеспечения внешнего контроля качества учетной информации.

В-четвертых, установить круг лиц, уполномоченных осуществлять мероприятия, связанные с мониторингом эффективности системы контроля качества учетной и вменить им в обязанности: создание внутрифирменного стандарта, регулирующего порядок проведения мониторинга; разработку программы проверки и определения эффективности контроля качества учетной информации; определение периодичности и сроков проведения мероприятий по мониторингу; установление критериев для отбора персонала, привлекаемого к мероприятиям по контролю функционированию системы контроля качества учетной информации; инструктаж отобранных контролеров; организацию и проведение процедур мониторинга; документирование результатов работы и доведения их до сведения руководства; разработку рекомендаций по результатам мониторинга; осуществление контроля за действиями по выполнению выданных рекомендаций.

Общая схема организации системы оценки качества учетной информации и мониторинга эффективности контроля системы оценки качества учетной информации представлена на рис. 11.

Рис. 11. Схема взаимодействия элементов системы оценки качества учетной информации и мониторинга эффективности ее контроля

Мониторинг является специфическим элементом исследуемой системы, его воздействие на качество учетной информации не прямое, а опосредованное. Проведенное исследование показало, что на сегодняшний день нет определенных методик контроля эффективности системы оценки качества учетной информации, разработанных с учетом требований стандартов ISO. В работе автор разработал комплекс мероприятий по проведению мониторинга эффективности системы контроля качества учетной информации.

При организации мониторинга системы контроля качества учетной информации предлагается следующий алгоритм действий:

1. Подготовительная работа: определение ответственности и требований к руководству мониторингом и лицам, осуществляющим проверки; разработка внутрифирменной документации по осуществлению мониторинга; получение информации от пользователей; планирование мониторинга.

2. Проведение проверки и ее документирование.

3. Заключительный этап: составление, обсуждение и утверждение отчета по результатам мониторинга; разработка и проведение мероприятий по исправлению недостатков и улучшению мониторинга системы оценки качества учетной информации; последующий контроль по совершенствованию мониторинга системы оценки качества учетной информации; применение мер ответственности или поощрения к исполнителям. Стандартами ISO по качеству предусмотрено количественное выражения качественных признаков. Исходя из этого принципа в работе разработана системы частных, промежуточных показателей и агрегированного общего критерия эффективности системы мониторинга качества учетной информации.

В соответствии с поставленной целью диссертационного исследования автором разработана методология оценки качества учетной информации, формируемой в современном бизнес-процессе и инструментарий, позволяющий решать стратегические задачи оценки качества учетной информации и практические аспекты регулирования процесса формирования и контроля качественной учетной информации.

1. Исследования методологии оценки качества учетной информации в условиях инновационной экономике показали, что для построения информационной модели взаимосвязи между функциями финансового управления организации и бизнес-стратегией необходимо при построении систем учетных показателей использовать как традиционные информационные потоки, так и аналитические базы данных. Структурированная система учетных показателей включает показатели бухгалтерского, управленческого учета и финансового менеджмента.

2. На современном этапе развития экономики для обеспечения соответствия учетной информации требованиям системы управления бизнес-процессами принципы формирования учетной информации (наряду с принципами, определенными международными стандартами финансовой отчетности и российской системой бухгалтерского учета) следует дополнить следующими: структурированность, оптимальность, соответствие заданному уровню качества, кумулятивность, непрерывность, адаптивность.

3. В категориальный аппарат теории управления качеством, внесены изменения и конкретизации таких понятий, как «качество учетной информации», «система показателей качества», «система регулирования качества учетной информации». Систему качества следует рассматривать как совокупность следующих элементов: качество продукции, качество труда, качество менеджмента, качество учетной информации.

4. В целях создания системы формирования качественных учетных показателей, используемых участниками бизнес-процесса, построена модель учетной системы, ориентированная на формирование и контроль учетных показателей, отвечающих заданным критериям качества.

5. В рамках реализации системного и процессного подходов к процессу формирования качественной учетной информации в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, стандартами ISO, российскими стандартами бухгалтерской отчетности используется модель регулирования качества учетной информации, состоящая из элементов внутреннего и внешнего контроля качества учетной информации. Модель разработана в соответствии с нормативно-организационными, методическими и технологическими принципами построения.

6. Разработанная модель регулирования качества учетной информации адаптирована к российской специфики бизнес-процесса и рассматривает систему регулирования качества учетной информации как совокупность организационной структуры, ответственности, процедур и ресурсов, направленных на качество учетной информации со стороны внешних и внутренних субъектов.

7. Для оценки качества учетной информации существенное значение имеет разработанная методика оценка эффективности системы регулирования ее качества.

8. Количественная оценка качества учетной информации определяется системой показателей, разработанной на основе принципов и качественных свойств учетной информации. Качество учетной информации характеризуется такими количественными показателями, как коэффициент искажения, коэффициент влияния, коэффициент доступности, коэффициент соответствия методологии расчета.

9. В качестве методического инструментария оценки качества учетной информации возможно использование нормативного метода, статистических методов анализа и методов экспертных оценок.

10. Организация системы регулирования и оценки качества учетной информации является многоаспектной задачей, важнейшей из которых является мониторинг качества учетной информации в организации. Разработанная методика комплексного мониторинга качества учетной информации определяет взаимосвязь мониторинга внешних и внутренних элементов системы регулирования и оценки качества учетной информации.

Положения и выводы диссертационного исследования изложены в следующих публикациях:

Монографии

Соколова Е.С. Оценка качества бухгалтерской (финансовой) информации. Монография. – М.: Доброе слово, 2008. – 11 п.л.


загрузка...