Проблемы формирования социального государства в Таджикистане (11.01.2012)

Автор: Маликова Азиза Хорисовна

Обоснован вывод о том, что социальная защита - это система мер юридического, экономического и организационного характера, гарантированная и реализуемая государством, направленная на предотвращение и ликвидацию последствий социально-рисковых ситуаций, для обеспечения достойной жизни каждого человека на уровне стандартов современного общества. Социальное же обеспечение является материальной мерой социальной защиты и предоставляется в отношении лиц, испытавших последствия социально-рисковых ситуаций. Данное социально-правовое явление охватывает инвалидов, пенсионеров, сирот и др.

Социальная защита охватывает всех граждан, управление ею осуществляет аппарат государства, и регулируется она социальным законодательством, имеющим в настоящий период комплексный характер; исследование социальной защиты населения возможно также с позиций общей теории государства и права, более того, при этом условии оно и будет наиболее полным.

Во втором параграфе – «Правовые формы реализации социальной защиты в Таджикистане» - анализируются существующие правовые формы законотворчества, используемые при реализации социальной защиты в Республике Таджикистан. Для гарантирования возможностей граждан Республики Таджикистан достойной жизни и свободного развития необходимы следующие изменения и дополнения законодательной базы страны:

ст.35 Конституции Республики Таджикистан, в которой размер заработной платы ставится в зависимость от минимального размера оплаты труда, следует привести в соответствие со ст.1 Конституции, т.е. с требованиями построения социального государства. Названная (35-ая) статья Конституции должна звучать следующим образом: «Заработная плата не должна быть ниже прожиточного минимума»;

ст.39 Конституции Республики Таджикистан дополнить и закрепить в следующей редакции: «Каждому гарантируется социальная защита, в том числе социальное обеспечение в старости, в случаях болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, определяемых законом»;

пересмотреть противоречащий Конституции нашей страны Закон Республики Таджикистан «О свободе совести и религиозных объединениях», придавший исламу ханафитского направления официальной статус и в то же время существенно ограничивающий права религиозных меньшинств, и привести его в соответствие с положением ст. 8 Конституции Республики Таджикистан: «Идеология ни одной партии, общественного и религиозного объединения, движения или группы не может быть признана как государственная»;

официально определить размеры прожиточного минимума и потребительской корзины, что будет первым шагом в реализации принципов социального государства в республике;

ст.103 Трудового кодекса следует изменить на ««…заработная плата работника… не может быть ниже установленного государством прожиточного минимума»;

закрепить в Трудовом кодексе положение о приоритетном направлении государственной политики в сфере трудовых отношений: с целью обеспечения достойной жизни и свободного развития работника постоянное повышение цены труда, заработной платы;

законодательно закрепить осуществляемую в мировой практике недопустимость большой дифференциации в государственной заработной плате путем приближения ее минимального размера к максимальному;

внести изменение в ч.1 ст.99 Трудового кодекса, в соответствие с п. «б» ч.5 ст.25 Закона Таджикистана «О ветеранах», а также согласно ст.30 Трудового кодекса, закрепляющей положение, что «уровень трудовых гарантий для работников, установленных законодательными и иными нормативно-правовыми актами, не может быть понижен при заключении трудового договора (контракта)»;

пенсионный возраст для мужчин и женщин в Республике Таджикистан предлагается выровнять, как это предусмотрено в законодательствах Латвии (62 года), Эстонии (63 года).

На основании статистических данных о том, что показатель ожидаемой продолжительности жизни для женщин превышает на 5-6 лет ожидаемую продолжительность жизни для мужчин этой же возрастной группы, численность женщин в возрасте 70 лет и старше превышает численность мужчин этой же возрастной группы (хотя рождаемость мальчиков в Таджикистане выше рождаемости девочек), можно сделать вывод о том, что в республике женщины получают пенсию дольше, чем мужчины, и женщин, получающих пенсию, больше, чем мужчин. Поэтому решение об уравнивании пенсионного возраста представляется вполне логичным, поскольку пенсионный возраст является фактором, оказывающим самое непосредственное влияние на перераспределительные эффекты пенсионной системы;

предлагается предоставить право на получение двух заслуженных пенсий для некоторых категорий граждан. Как, например, Закон Российской Федерации от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусмотрел исключения из общего правила, предоставляющие право на получение двух пенсий для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, которым могут устанавливаться пенсия по старости (или пенсия за выслугу лет) и пенсия по инвалидности, так как в данных случаях налицо совершенно различные основания для пенсионного обеспечения – военная травма и многолетний труд;

четко прописать механизм реализации индексации, а для этого следует на законодательном уровне определить размер прожиточного минимума, так как без данного показателя невозможно определить случаи применения, размер и другие условия индексации;

имеются следующие замечания по Закону Республики Таджикистан «О страховых и государственных пенсиях» от 12.01.2010 г. № 595, который вступает в действие с 1.01.2013 г.:

- ст.16 Закона должна называться «Условия назначения страховой пенсии по случаю потери кормильца»;

- ст.3 п.1 ч.1 изложить в следующей редакции: « - поэтапное построение многоуровневой пенсионной системы, обеспечивающей гарантированный государством прожиточный минимум лицам, имеющих право на пенсию»;

- привести ст.ст.24, 35 упомянутого Закона в полное соответствие с Конституцией Республики Таджикистан и международно-правовыми актами;

13) согласно поправкам в Закон Республики Таджикистан «Об образовании», в республике до 2016 г. будет введено 12-летнее среднее образование. Однако такой быстрый переход к 12-летнему обучению в настоящий момент вызывает много проблем. В связи с отсутствием соответствующей материальной базы, указанные новые поправки в Закон Таджикистана «Об образовании», закрепляющие переход на 12-летнее образование, следует признать, по меньшей мере, преждевременными;

14) в Республике Таджикистан возможно принятие Кодекса «Об образовании», который вобрал бы в себя весь массив нормативного образовательного права. В названном Кодексе должны быть закреплены, прежде всего, обязательные государственные стандарты образования, призванные создать условия для полной и эффективной реализации права каждого человека на получение качественного, современного образования;

15) разработать отдельный Закон Республики Таджикистан «О реабилитации (медицинской, социальной, профессиональной)», который бы вводил, помимо определения самого понятия «реабилитация», определения медицинской, социальной, профессиональной реабилитации, предоставляемой нуждающимся гражданам, указал основные принципы реабилитации и способы их гарантированности, систему финансовых льгот тем лицам, чьи средства вкладываются в развитие системы реабилитации и т.д.;

16) было бы целесообразным принятие единого кодифицированного акта - Социального кодекса Республики Таджикистан. Он позволит систематизировать действующие нормативно-правовые акты в сфере социальной защиты, устранять декларативность в регулировании отношений по социальному обеспечению, упорядочить существующие виды социальной защиты, будет способствовать соблюдению прав и ответственности гражданина и государства (власти) по отношению друг к другу и т.д.

В параграфе третьем – «Основные направления нормативно регулируемой деятельности государства по социальной защите в Таджикистане» - проанализированы два основных направления этой деятельности: по материальному обеспечению и обеспечению права на охрану здоровья.

Рассмотрены следующие способы материального обеспечения граждан: пенсионное обеспечение; выплаты социальных пособий, компенсаций; страхование. В Таджикистане право на материальное обеспечение в виде выплаты пенсии признано за каждым человеком и оно практически реализовано. Однако всеобщность пенсионного обеспечения, соответствующего общепризнанным принципам социального государства, до сих пор является в Таджикистане формальностью. Материальное обеспечение со стороны государственных органов Таджикистана носит пока символический характер и является явно недостаточным.

В системе здравоохранения существует целый ряд нерешенных проблем. В связи с этим, государственные концепции и программы необходимо уточнить с учетом высказанных замечаний. Например, обоснован вывод о том, что реформирование системы социальной защиты в сторону предоставления адресного обеспечения отвергает одну из основополагающих догм социального государства – догму об универсальности, всеобщности оказания мер социальной защиты. Также отмечено, что дальнейшее совершенствование юридических норм правового обеспечения оптимальной ситуации в здравоохранении, создание механизмов реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья позволит осуществить эти права на практике.

Для повышения качества и доступности медицинских услуг следует принять такие меры, как: конкретизация государственных гарантий в отношении видов, объемов, порядка и условий оказания бесплатной медицинской помощи; четкое разведение платной и бесплатной медицины; обязательное законодательное закрепление вышеназванных мер. Для изменения ситуации необходимо: обеспечить исполнение законов практикующими медицинскими работниками всех уровней, установить их ответственность. В то же время медицинский работник должен уметь защитить свои права при необоснованных обвинениях; обеспечить медицинским работникам заработную плату на достойную жизнь себе и своей семье. Необходимо сохранить единое государственное здравоохранение, основываясь на таких принципах, как бесплатность и доступность, профилактика, единство науки и практики, участие населения в мероприятиях по охране здоровья. Эти принципы стали ценнейшим достоянием мирового здравоохранения. Отход от отлаженной и проверенной временем системы государственной медицины является шагом назад в развитии национального здравоохранения.

В заключении диссертации сформулированы выводы проведенного исследования.

Основные положения диссертации отражены в следующих работах автора общим объемом в 45,75 п.л.:

Монографии:

Организационно-правовые аспекты функции государства по социальной защите престарелых и инвалидов в Республике Таджикистан / Отв.ред. д.ю.н., проф. Ф.Т.Тахиров. Душанбе, 2005. 230с. 14,4 п.л.

Эволюция социального государства / Отв.ред. акад.АН РТ, д.ю.н., проф. Ф.Т.Тахиров. Душанбе, 2008. 100с. 6,25 п.л.

Рецензия на монографию: Нематов А.Р., к.ю.н. //«Народная газета». № 46. 14 окт. 2008г. С.3. 0,5 п.л.

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:

Формирование государственной политики по социальной защите престарелых и инвалидов в Таджикистане // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: философия и право. Душанбе, 2002. № 1-2. 0,3 п.л.

Эмпирическое развитие идей и принципов социального государства // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: философия и право. Душанбе, 2007. № 4. 1 п.л.

Эволюция теории и практики правового и социального государств и их соотношение в историческом развитии//Государство и право. М., 2009. № 10. С.36-41. 0,8 п.л.

Сущность социального государства//Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: философия и право. Душанбе, 2010. № 1. С.186-196. 1 п.л.

Основные функции социального государства // Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: философия и право. Душанбе, 2010. № 2. С.100-106. 0,9 п.л. (в соавторстве).

Проблема типологизации социального государства//Известия Академии наук Республики Таджикистан. Серия: философия и право. Душанбе, 2010. № 3. С.114-120. 1 п.л.


загрузка...