Проблемы формирования социального государства в Таджикистане (11.01.2012)

Автор: Маликова Азиза Хорисовна

Понимание социального государства, например в странах Запада и государствах Содружества, находится на различных уровнях, что обусловлено правовым, нравственным, экономическим состоянием общества и государства. Среда, в которой реализовывается концепция социального государства, оказывает свое сильное воздействие на понимание и эффективность его формирования. «У каждой страны свой путь к правовому государству, своя конструкция и свои формы правовой организации государства. Это обусловлено множеством факторов, в том числе характером социально-исторического развития каждой страны, национальными и духовными традициями, опытом государственной жизни, достигнутым уровнем политической и правовой культуры, геополитическими обстоятельствами и т.д.». Эти слова справедливы и в отношении формирования социального государства.

Таким образом, для каждого конкретного государства присущи свои задачи по реализации идеи социального государства, приемлемы собственные методы реализации социального государства. Разработанная национальная конструкция социального государства дополняется, совершенствуется с учетом меняющейся обстановки в отдельном государстве. Такое обогащение существующей концепции социального государства необходимо для поэтапной, успешной реализации его идеи, т.е. для развития государства как социального.

В условиях Республики Таджикистан наиболее актуальным толкование социального государства представляется такое: социальное государство – это правовое, демократическое, светское государство с социально ориентированной политикой, создающей условия и обеспечивающей возможности каждому занятости, доступности образования, здравоохранения, современного жилья, неприкосновенности частной собственности, получения заработной платы и пенсии, способствующие достойной жизни и свободному развитию.

Не отрицая наличных мнений в литературе относительно перечня признаков социального государства, соискатель предлагает выделить следующие признаки, определяющие современное социальное государство:

???????¤??????

??????? ???

'- политика государства имеет социальную направленность;

- важной целью государства является предоставление организационных и законодательных возможностей для достойной жизни и свободного развития каждому человеку;

- наличие конкретных регламентированных методов реализации функций социального государства;

- установление ответственности государства за необеспечение упомянутых возможностей для достойной жизни и свободного развития человека.

Второй параграф - «Модели реализации концепции социального государства в мировой практике и возможности их творческого использования в Таджикистане». Ценность и актуальность теоретических разработок по классификациям социального государства, определению его моделей в том, что эти модели реализуемы. Поставлена задача: определить, какая из этих моделей наиболее приемлема для Республики Таджикистан. Выявлены специфики существующих в мире трех основных моделей реализации концепции социального государства: либеральное, консервативное и социал-демократическое. Выделенные модели отличаются друг от друга ролью и степенью участия в реализации социальной политики трех ее основных субъектов: государства, негосударственных организаций, личности. Либеральная модель характеризуется минимальным участием государства в социальной сфере. Финансовую основу реализации социальных программ составляют в первую очередь частные сбережения и частное страхование. Государство берет на себя ответственность лишь за сохранение минимальных доходов всех граждан и за благополучие наименее слабых и обездоленных слоев населения. Однако оно максимально стимулирует создание и развитие в обществе различных форм негосударственного социального страхования и социальной поддержки, а также различных средств и способов получения и повышения гражданами своих доходов. Подобная модель социального государства характерна для США, Англии и Ирландии. В консервативной модели и государство, и негосударственные организации, и личность несут равную долю ответственности за социальное благополучие в обществе, но все же большую роль здесь играют предприятия, которые имеют собственную разветвленную социальную инфраструктуру, собственные социально-страховые фонды (но находящиеся под контролем государства). Этой модели следуют Германия, Франция, Австрия, Бельгия. В социал-демократической модели социальной политики значительную часть расходов на социальные нужды берет на себя государство, и основным каналом перераспределения является государственный бюджет. Государство несет основную ответственность за социальное благополучие своих граждан и является основным производителем социальных услуг. Доля социальных расходов очень высока. Эта модель в той или иной мере воплощается в политике таких стран, как Швеция, Финляндия, Дания, Норвегия.

Как показывает эволюция социального государства в рамках различных его моделей, государства, выбравшие социал-демократическую модель своего развития, в итоге оказались самыми высокоразвитыми государствами мира. Этот исторический факт подтверждает тезис Штейна о том, что государственные издержки на обеспечение каждому занятости, образования всегда богато вознаградятся. Государство, «действуя на пользу всех, оно действует на свою собственную пользу». Поэтому и Республике Таджикистан желательно приближаться к наиболее близкой штейновской концепции социального государства - социал-демократической модели реализации социального государства с обязательным учетом национальных особенностей страны. Вместе с тем выбор государством определенной модели социального государства, эффективность ее осуществления обуславливаются уровнем развития правовой культуры, правосознания, законодательства, политики, экономики этого государства.

В параграфе третьем – «Специфика модели социального государства в Таджикистане» - обосновывается вывод о том, что Республика Таджикистан ни юридически, ни фактически социальным государством пока не является. Подчеркивается важность разработки и принятия Концепции социального государства Республики Таджикистан, обязательно учитывающей сложившиеся национальные особенности страны. Вместе с тем отмечается: не следует искусственно выпячивать национальное, преувеличивать его роль в построении независимого, правового, демократического, социального государства, преуменьшая при этом значение общесоциальных начал в формировании и развитии современной формы государства. Национальное не может развиваться и укрепляться, иметь перспективы на благоприятное будущее, если будет функционировать в глухой изоляции от общемировых стандартов и ценностей, игнорировать внешние политические, правовые и социальные связи.

В Концепции социального государства Республики Таджикистан должны быть определены следующие приоритеты в деятельности органов государственной власти и управления:

В сфере государственного устройства: сохранение и укрепление демократической, светской формы государства в соответствии с положением ст. 8 Конституции страны: «Идеология ни одной партии, общественного и религиозного объединения, движения или группы не может быть признана как государственная».

В сфере законодательствования для обеспечения социальной защиты: разработка соответствующей законодательной базы. С учетом замечаний, указанных в настоящем исследовании, следует принять новые нормативно-правовые акты, пересмотреть действующие законы, кодексы, концепции, программы, стратегии, направленные на реформирование системы социального обеспечения, образования, демографического развития, занятости населения. В нынешнем виде данные государственные документы решают актуальные проблемы в названных сферах не в полном объеме.

В сфере образования: повышение качества и роли общего и профессионального образования; активная государственная поддержка образовательных учреждений и строгий контроль программ обучения в них.

В сфере демографического развития: разработка государственной демографической политики и официальное закрепление предлагаемых методов регулирования рождаемости. Государству необходимо взять под контроль демографическую ситуацию в республике, разработать государственную программу планирования семьи, которую следует закрепить на правовом уровне.

В сфере обеспечения достойного уровня жизни: создание эффективной системы распределения доходов между различными социальными слоями общества через рост реальной заработной платы, пенсии, обеспечивающих прожиточный минимум, и установление целесообразной системы налогообложения, которое приведет к снижению огромного разрыва в доходах граждан Таджикистана; разработка и финансирование социальных программ и на их основе – рост качества и уровня жизни; обеспечение неприкосновенности частной собственности.

В сфере систем жизнеобеспечения населения: необходимо сохранить и приумножить доступный жилой фонд, повысить его комфортабельность; развивать коммунальное хозяйство, транспорт и связь, строительство ГЭС.

В сфере занятости: обеспечение гражданам Таджикистана своим трудом и знанием добиваться у себя на родине собственного благосостояния, права обеспечить себе желаемый максимум социальных благ, возможности трудиться на условиях свободно избранной, полной и продуктивной занятости. С учетом этого предложены методы по обеспечению всеобщей занятости и ликвидации безработицы, нуждающиеся в правовом обеспечении.

Принятие национальной Концепции социального государства позволит иметь общественно согласованную модель действий всех субъектов социальной политики Республики Таджикистан по реализации цели социального государства.

В четвертом параграфе – «Государства социалистическое и социальное: сходство и различия» - в связи с мнением некоторых исследователей о признании СССР социальным государством, а также с замечаниями и утверждениями других ученых о сомнительной и даже отрицательной роли концепции социального государства в развитии государства как такового отмечено, что причина этих разногласий кроется по большей мере в ложном представлении о существующем некоем тождестве между социалистическим и социальным государствами. Автор считает весьма уместным сопоставление социализма в его марксистско-ленинской интерпретации и широко принятой концепции социального государства

Тезисы авторов концепций социализма (точнее социалистической государственности) и социального государства очень убедительно доказали, что, несмотря на существующую между названными концепциями общность, состоящую в цели их реализации, а именно в достижении каждым в государстве свободного развития и достойной жизни, названные две формы государственности противоположны друг другу. Роль личности в государстве, функции государственной власти в реализации этой цели там и тут абсолютно различны. В теории социального государства провозглашается равноценность и взаимозависимость интересов каждого человека, общества, государства, в отличие от социализма, где интересы целого государства имеют первостепенное значение. Уяснение особенностей государств социального и социалистического, приведенных в настоящем исследовании, желание признавать социалистические государства социальными или же наоборот, социальные – социалистическими, уже не возникнет.

Третья глава – «Функции социального государства в Таджикистане» - состоит из трех параграфов, в которых анализируются содержание функций социального государства, методы их реализации, а также ввиду особой играемой роли исследуется функция государства по обеспечению и развитию образования в Таджикистане.

В первом параграфе – «Содержание и роль функций социального государства» - акцентируется внимание на отличие между социальными функциями государства социального и несоциального. По мнению автора диссертации, им может служить цель, на реализацию которой направлена вся функциональная деятельность государства. Так, в социальном государстве социальные функции являются одними из основных и осуществляются для возможности удовлетворения минимальных потребностей каждого в пище, одежде, духовном развитии и др. Социальные же функции несоциального государства реализуются вторично, главная его функция заключается в достижении цели конкретного государства, направленной, как правило, на сохранение существующего режима.

Проанализировав различные подходы к системе функций социального государства как зарубежными, так и российскими исследователями (Ханс-Юрген Урбан, С.В.Калашников, Л.А.Морозова, Л.Н.Кочеткова и др.), соискатель предлагает свой взгляд на содержание основных функций социального государства в условиях Таджикистана; к ним следует отнести: перераспределение доходов и социальных расходов путем внедрения прогрессивного налогообложения; гарантирование всеобщей занятости населения; предоставление системы социального страхования и социального обеспечения; обеспечение доступности образования и здравоохранения, развития науки; регулирование демографической политики; защита всех реально существующих форм собственности; совершенствование социального законодательства; четкая юридическая регламентация ответственности государственной власти перед каждым гражданином и обществом в целом за исполнение законодательно определенных целей социального государства.

Место социальных функций среди других функций государства в современном мире является одним из ведущих. Ведь успешная деятельность государства в социальной сфере способствует становлению экономически развитого, политически стабильного, цивилизованного общества.

Второй параграф – «Методы реализации функций социального государства в Республике Таджикистан» - посвящен анализу и определению способов осуществления функций социального государства; несоответствие этих способов содержанию указанных функций ведет к различию регламентированной цели и получаемых результатов, что ставит под сомнение как саму цель, так и Конституцию, провозгласившую ее.

Объем наименований и качество применения названных способов (методов) зависит от модели социального государства, от состояния базы нормативно-законодательных актов, от уровня общей, особенно правовой, культуры общества, от экономических возможностей страны и др. В целом методы, используемые государственным аппаратом для выполнения своих функций, можно объединить в три главные группы: метод убеждения, метод принуждения, метод поощрения.

Метод убеждения, используемый социальным государством при реализации своих функций, включает направление, рекомендацию и организацию определенного порядка определенного вида деятельности социального государства, а также регулирование данной системы действий всех субъектов государства. В процессе реализации своих функций социальное государство использует комплекс специфических методов убеждения.

Метод принуждения используется, как правило, при нарушении (либо вероятности нарушения) различными субъектами общественных отношений общеобязательных государственных предписаний. Он направлен на уменьшение, ограничение, сдерживание объема возможностей, свобод, прав и интересов названных субъектов, что достигается с помощью обязанностей, запретов, приостановлений, наказаний и т.п. В то же время принуждение создает условия для удовлетворения, охраны и защиты интересов противостоящей стороны и всего общества в целом.

Методы поощрения, побуждают к законопослушному поведению и выражаются в предоставлении прав, законных интересов, льгот, дозволений, благодарности и поощрений. Среди них, например, освобождение от уплаты налогов физических и юридических лиц, занимающихся благотворительной деятельностью, и др.

Каждый из названных методов содержит более конкретизированные, постоянно изменяющиеся, совершенствующиеся способы реализации функций социального государства. Обозначены определенные методы при осуществлении функций по формированию социального государства в Таджикистане в сфере снижения уровня безработицы и обеспечения всеобщей занятости, демографического развития, обеспечения достойного уровня жизни. Закрепление вышеперечисленных методов в законах и должное их исполнение может способствовать решению проблем в данной сфере. Узаконенные средства реализации функций социального государства вносят цивилизованность в существующие общественные отношения, предлагая вместо незаконных и стихийных законные методы решения возникающих проблем, официально установленные способы устранения конфликтов, энергию закона в преодолении стоящих на пути удовлетворения людских интересов препятствий. Регламентированные и точно соблюдаемые методы свидетельствуют о своей востребованности в достижении обозначенной государством цели, они демонстрируют степень цивилизованности конкретного общества, определяют уровень профессионализма государственных должностных лиц, выступают показателем происходящего в рамках закона социального развития государства.

В третьем параграфе – «Функция государства по обеспечению и развитию образования в Республике Таджикистан» - отмечается, что обеспечение образования является одной из самых значительных социальных функций. Естественно, что функция обеспечения образования, как и вся совокупная социальная функция, присуща не только социальному государству. Будучи условием развития физической и духовной жизни людей, она в той или иной форме реализуется и в других исторических типах государства. Особенность же ее реализации в социальном государстве обусловлена тем, что она становится неотъемлемым правом людей, а ее обеспечение – одной из главных обязанностей государства.

Штейн писал: главный шаг, который обязано сделать государство в деле уничтожения нищеты, бедности, беспризорности – это введение обязательного, бесплатного, «хотя бы элементарного умственного образования». Право на получение образования имеет приоритетное значение по отношению к предоставлению со стороны государства других возможностей осуществления человеком своих прав. Предоставление возможности получения образования способствует свободному развитию личности в государстве, а также достижению материального благосостояния каждым и высоких экономических темпов развития государства в целом. Также подчеркивается, что таджикское общество отличается глубоким традиционным религиозным сознанием. Между тем, устоявшиеся стереотипы мышления, имеющие глубокие исторические и религиозные корни, сегодня являются одним из главных препятствий для полного осуществления своих прав и свобод гражданами, в особенности женщинами. Религиозность общества, которая ведет к многоженству, многодетности, затворничеству женщин, их экономической зависимости от мужа, оказывает отрицательное влияние на здоровье и образование женщин, мировоззрение народа Таджикистана. Для ослабления влияния средневековых представлений об исламе необходимо, в первую очередь, коренным образом улучшать государственную систему светского образования в стране.

Существующие же концепции, программы, законодательные акты, закрепляющие направления развития образования, решают эту проблему, по мнению соискателя, недостаточно эффективно. Некоторые специалисты даже считают, что политика государства в сфере образования неизбежно оборачивается снижением его уровня. Согласно докладу Программы развития ООН о развитии человека за 2009 г., республика заняла 127 место среди представленных в рейтинге 182 стран мира и имеет самый низкий уровень человеческого развития на постсоветском пространстве.

В связи с этим, предлагается комплекс практических мер организационного и законодательного характера по повышению качества образования в Таджикистане. Отправной пункт таких предложений – понимание того, что государственное инвестирование в развитие человека, в особенности в его образование – это главное условие повышения уровня жизни граждан, ведущее к прогрессу современного общества.

Четвертая глава – «Социальная защита как институт социального государства в Таджикистане», состоит из трех параграфов.

Первый параграф - «Теоретические проблемы понимания социальной защиты, ее соотношение с социальным обеспечением». Он посвящен анализу соотношения понятий «социальное обеспечение» и «социальная защита». В научной литературе и на законодательном уровне до сих пор не проведена четкая грань между этими понятиями.


загрузка...