Проблемы формирования социального государства в Таджикистане (11.01.2012)

Автор: Маликова Азиза Хорисовна

Маликова Азиза Хорисовна

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА В ТАДЖИКИСТАНЕ

Специальность: 12.00.01 - теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора юридических наук

Москва - 2012

Работа выполнена в Институте государства и права

Академии наук Республики Таджикистан

Научные консультанты: Заслуженный юрист РФ,

доктор юридических наук, профессор

Мамут Леонид Соломонович;

Заслуженный деятель науки и техники РТ,

академик Академии наук РТ,

доктор юридических наук, профессор

Тахиров Фазыл Тахирович

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Муромцев Геннадий Илларионович;

доктор юридических наук, профессор

Родионова Ольга Владимировна;

доктор юридических наук, профессор

Сативалдыев Рустам Шарофович

Ведущая организация: Санкт-Петербургский государственный университет

Защита диссертации состоится «13» марта 2012 года в 11 часов на заседании Диссертационного совета Д.002.002.07 при Учреждении Российской академии наук Институте государства и права РАН по адресу: 119991, г.Москва, ул.Знаменка, д.10.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Учреждения Российской академии наук Институте государства и права РАН.

Автореферат разослан «____» _____________ 2012 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета,

кандидат юридических наук, профессор Н.Н. Ефремова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. В юридической науке непрерывно возникают и получают развитие различные идеи и концепции государства и права, в том числе и такая сравнительно новая концепция государственности, как социальное государство. Необходимость его формирования и становления не вызывают сомнений, так как деятельность социального государства направлена на обеспечение достойной жизни и свободного развития всех людей. В свою очередь, каждый человек всегда заинтересован в том, чтобы эта деятельность не просто осуществлялась, а постоянно обогащалась, совершенствовалась. Поэтому актуальность концепции социального государства в мире возрастает, и мы солидарны с теми учеными-правоведами, которые утверждают, что в настоящий момент альтернативы формированию цивилизованной страны как социального государства нет. При этом следует отметить, что реализация концепции социального государства весьма затруднительна. Что же касается Республики Таджикистан, то здесь сложности этой реализации обусловлены тремя основными причинами.

Во-первых, как известно, нет ничего практичнее, чем хорошая теория. Между тем, в Таджикистане нет как специальных научных статей, так и фундаментальных работ, посвященных формированию социального государства, не считая нескольких публикаций, затрагивающих отдельные аспекты социальной политики республики. В целом «научный потенциал страны пока еще не ориентирован на решение приоритетных проблем социально-экономического развития страны». Таджикистан пытается реализовать реформы во всех отраслях социальной сферы - в трудовых отношениях, занятости, социальном страховании, пенсионном обеспечении, социальной защите граждан и др. Однако вполне очевидно, что эти попытки без комплексной научно-теоретической разработки не дадут ожидаемого результата.

Во-вторых, в стране почти отсутствуют государственная социальная политика, слаба законодательная база, ориентированная на воплощение идей социального государства именно в Республике Таджикистан. В государственных программах, национальном законодательстве недостаточно обозначены основные параметры формирования и развития социального государства, провозглашенные в ст. 1 Конституции Таджикистана от 6 ноября 1994 г. и в ратифицированных республикой международно-правовых актах. Успешное удовлетворение социальных потребностей людей возможно только через принятие и реализацию комплекса законодательных актов, которые служат основным средством достижения того уровня жизни, который отвечает общепринятым мировым стандартам. Четкое законодательное определение роли государственных органов в формировании социального государства, в свою очередь, позволит разработать и утвердить общественно согласованную модель действий всех субъектов социальной политики Республики Таджикистан по реализации принятого сценария социального развития страны. Все вышесказанное подтверждает крайнюю желательность научных разработок для принятия комплекса законов в социальной сфере с точным определением механизма их реализации. Научный анализ законодательной деятельности - это непременное условие повышения качества принимаемых законов и важная предпосылка эффективности содержащихся в них норм.

В-третьих: у граждан Таджикистана самый низкий уровень жизни среди стран СНГ; по данным ВОЗ, республика входит в число беднейших стран (122 место из 177 стран). Прямо сказывается отсутствие эффективной практической деятельности государства по решению социальных проблем в республике. «Переходный период, характеризующийся серьезными политическими и экономическими проблемами, привел к резкому ухудшению состояния социального блока (здравоохранения, образования и науки, социальной защиты населения, водоснабжения, санитарии и жилищно-коммунального хозяйства, экологии и гендерных отношений), сокращению доступа населения к качественным социальным услугам, ухудшению условий жизни».

Следует добавить, что без эффективного социального законодательства, активной и грамотной социальной политики государства практическое решение проблем в политической и экономической сферах невозможно. Вместе с тем, недооценка предпосылок и мирового опыта формирования социальной государственности, отсутствие теоретических разработок по национальной модели реализации концепции социального государства могут влиять на возникновение таких негативных явлений, как ухудшение здоровья, генофонда нации, снижение уровня образования и профессиональной подготовки, обнищание масс и т.д. и т.п.

Указанные обстоятельства остро актуализируют потребность научного исследования проблем формирования социального государства в Таджикистане.

Степень научной разработанности проблемы. В работах отечественных исследователей можно проследить зарождение социальной помощи на территории нынешнего Таджикистана в дореволюционный период. Заслуживают внимания научные труды таджикских философов, социологов, экономистов, культурологов, посвященные ряду современных проблем республики в социальной сфере.

Вопросы формирования государственной социальной деятельности в досоветский период истории Таджикистана затронуты отечественными учеными-юристами, среди которых следует особо отметить монографии и учебные пособия И.Б.Буриева, Р.Ш.Сативалдыева, А.Г.Халикова. Развитие отдельных аспектов социальной сферы в Таджикистане в советский и постсоветский периоды было рассмотрено в трудах Ф.Т.Тахирова. Следует также отметить исследование З.А.Икрами, посвященное трудовой миграции – одной из насущных социально-экономических проблем на современном этапе развития Таджикистана.

Названные сочинения содержат определенный материал о формировании предыстории идей социальной государственности, о развитии и компетенции государственных органов, осуществляющих социальную защиту. Эти работы охватывают также другие смежные вопросы, связанные с формированием социального государства в Таджикистане. Однако специальных статей, а тем более комплексной научной работы по проблемам формирования социального государства в Таджикистане в отечественной науке права и государства до сих пор нет; отсутствуют здесь фундаментальные научные исследования, которые содержали бы и разрешали в целом и историко-правовые, и теоретические, и практические вопросы развития республики как государства социального.


загрузка...