Педагогическая концепция развития образовательного процесса в гуманитарных вузах Российской Федерации (11.01.2012)

Автор: Ларионов Сергей Александрович

Научный консультант: доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор

АЛЁХИН Игорь Алексеевич

ФГВОУ ВПО «Военный университет» (г. Москва)

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор

БЕЗДУХОВ Владимир Петрович

«Поволжская социально гуманитарная академия» (г. Самара)

доктор педагогических наук, профессор

ВДОВЮК Владимир Иосифович

«Пограничная академия ФСБ РФ» (г. Москва)

доктор педагогических наук, профессор

ЛЕЛЬЧИЦКИЙ Игорь Давыдович

«Тверской государственный университет»

(г. Тверь)

Ведущая организация: «Российский государственный социальный университет» (г. Москва)

Защита диссертации состоится « 2 » марта 2012 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета (Д 215.005.05) при ФГВОУ ВПО «Военный университет» (123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, 14)

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГВОУ ВПО «Военный университет» (г. Москва)

Автореферат разослан «___» ____________ 2011 г.

Учёный секретарь диссертационного совета

кандидат педагогических наук Д.В. Шутько

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность диссертационной проблемы. Кардинальные изменения в политической, экономической и культурной жизни, ориентация страны на инновационное развитие определили необходимость модернизации всей системы образования. Значимость данной проблемы, ее высокий социальный статус отражены в положениях и принципах, закрепленных в действующем Законе РФ «Об образовании», а также получили развитие в таких концептуально-нормативных документов как «Национальная доктрина развития образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», приоритетный национальный проект «Образование», проект «Российское образование - 2020», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и др. Указанные документы определяют главную задачу российской политики, стратегию развития образования.

Реформирование высшей школы Российской Федерации, развитие образовательного процесса в гуманитарных вузах предъявляют качественно новые требования к инновационному обновлению его организации, содержания и методики. Важная роль высшего гуманитарного образования в современной России определяется задачами перехода к демократическому и правовому государству, социально ориентированной рыночной экономике, а также необходимостью преодоления опасности отставания страны от позитивных мировых тенденций экономического и общественного развития, заметных перемен в высшем профессиональном, в том числе и гуманитарном образовании.

В современных условиях сфера высшего образования достаточно активно модернизируется. В высшей школе осуществляется переход от унифицированной дисциплинарно-профессиональной модели образовательного процесса к проблемно-ориентированной подготовке специалистов, в которой системообразующим фактором становится не предметноцентристская направленность, а содержание и структура их будущей профессиональной деятельности. Именно такой подход к обучению студентов соответствует современным представлениям о фундаментальности образования, об организации образовательного процесса по подготовке специалистов, способных эффективно решать профессиональные задачи, адаптироваться к новым условиям и преобразованиям, заниматься самообразованием.

Проведённый историко-педагогический анализ показал, что обновлённая система высшего гуманитарного образования в России способна конкурировать с образованием передовых стран мира. Для её модернизации необходима поддержка со стороны научной и педагогической общественности обновления гуманитарной образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, всестороннее концептуальное обоснование инновационной сущности и структуры образовательного процесса в гуманитарных вузах, поиск и разработка концептуальных педагогических направлений эффективного развития образовательного процесса в современных условиях.

Основной целью российской образовательной политики по развитию высшей гуманитарной школы является инновационное обновление и обеспечение современного качества гуманитарного образования и образовательного процесса на основе сохранения фундаментальности, престижности, конкурентоспособности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Для достижения данной цели необходимо решать в первоочередном порядке следующие концептуальные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения инновационного гуманитарного образования; достижение его современного качества, отвечающего требованиям государственной политики России; формирование в системе гуманитарного образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования бюджетных и внебюджетных ресурсов; повышение роли всех участников процесса (обучающихся, профессорско-преподавательского состава, руководства вузов и общественных организаций).

Проблема высшего гуманитарного образования, а также различные аспекты развития образовательного процесса имеют давнюю и поучительную историю. Практика показала, что она продемонстрировала возможность к возрождению на новом современном уровне, несмотря на многочисленные сложности, трудности и препятствия в развитии образовательного процесса в экспериментальных вузах.

В настоящее время проблема развития образовательного процесса в гуманитарных вузах приобрела особую значимость и актуальность. Результаты диссертационного исследования свидетельствуют о росте удельного веса таких учебных заведений в общей системе высшего образования Российской Федерации. Создана и успешно функционирует ассоциация гуманитарных вузов России, подобные ассоциации имеются в 55% регионов, укрепляются их международные связи с 85 зарубежными вузами. В Российской Федерации 98,7% гуманитарных вузов успешно прошли процедуру лицензирования и государственной аккредитации, получили официальное признание в стране. В 75% экспериментальных вузов разработана достаточно основательная правовая база функционирования и развития образовательного процесса гуманитарных вузов нового типа в рамках общего законодательства высшего профессионального образования.

Главным концептуальным результатом образовательной деятельности гуманитарных вузов является сохранение и внедрение традиционных отечественных образовательных услуг, повышение эффективности и качества развития образовательного процесса в современных условиях. Поэтому изучение в рамках диссертационного исследования концептуальных научных и прикладных положений развития образовательного процесса в гуманитарных вузах приобретает актуальное диссертационное значение.

В диссертационном исследовании были выявлены и проанализированы проблемные состояния развития образовательного процесса в экспериментальных вузах. К ним можно отнести: невысокий престиж образовательных услуг (35% экспериментальных вузов); недостаточная государственная материальная и моральная поддержка ресурсного обеспечения образовательного процесса (47% гуманитарных вузов); внутренняя замкнутость и невысокая инновационная самодостаточность образовательного процесса (33% экспериментальных вузов); слабая инвестиционная привлекательность предлагаемых образовательных услуг (37% экспериментальных вузов); отсутствие или неполноценная взаимосвязь между образовательным процессом и его инновационными организацией, содержанием и методикой (34% гуманитарных вузов); недостаточная разработанность концептуальных и прикладных основ развития образовательного процесса (35% экспериментальных вузов); несоответствие современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) укомплектованности обновлённым и подготовленным к модернизации руководящим и профессорско-преподавательским составом (40% гуманитарных вузов); нерациональная организация региональной сети гуманитарных вузов с устаревшей учебно-материальной базой (37% экспериментальных вузов). Эти и другие кризисные проблемы свидетельствуют о дегуманизации профессионального образования, необходимости дальнейшего концептуального обоснования развития образовательного процесса в гуманитарных вузах и увеличения количества исследований по обеспечению педагогических положений его модернизации в современных условиях.

Опираясь на существующую систему высшего гуманитарного образования, одновременно с её реорганизацией необходимо концептуально обосновать адекватный ей образовательный процесс в гуманитарных вузах, который соответствует инновационной структуре и приоритетным задачам рыночной экономики, а также учитывает реальные возможности развития образовательного процесса.

Проведённый анализ источниковой базы показал, что в педагогике высшей школы наблюдается тенденция к возрастанию исследований по различным аспектам образовательного процесса в гуманитарных вузах. Так, количество диссертационных исследований по рассматриваемой проблеме увеличилось в последнее десятилетие по сравнению с 1990-2000 гг. более чем на 15% и составляет примерно одну четверть всех педагогических исследований, выполненных в рамках педагогики высшей школы. Над различными проблемами образовательного процесса в разное время плодотворно трудились С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.И. Богословский, С.К. Бондарева, Г.А. Бордовский, Т.И. Зайко, Б.С. Иванов, Ю.К. Итин, В.Ф. Лазукин, Ю.Г. Татур, В.Д. Шадриков и др. Анализ трудов названных и других авторов позволил определить историко-педагогические тенденции зарождения, развития и реформирования образовательного процесса в высшей гуманитарной школе, выявить концептуальные научные и прикладные положения проведённого исследования, разработать приоритетные направления развития образовательного процесса в экспериментальных вузах. Вместе с тем, специального диссертационного исследования по решению научной проблемы концептуальной разработки и инновационного обоснования научных и прикладных положений развития образовательного процесса в высшей гуманитарной школе до настоящего времени не проводилось.

Актуальность, практическая значимость и недостаточная теоретическая разработанность научной проблемы в целом определили выбор темы диссертации.

Научная проблема исследования заключалась в развитии образовательного процесса в высшей гуманитарной школе на основе изменения концептуальных подходов к образовательному процессу как сложившемуся традиционному педагогическому явлению на современную инновационную модель его постоянного развития, которая в теоретическом плане предусматривает разработку и обоснование концепции модернизации высшего профессионального образования студентов гуманитарных образовательных учреждений Российской Федерации, а в прикладном - апробацию и внедрение в обновлённый образовательный процесс педагогической программы по её реализации и приоритетных направлений эффективного развития подготовки студентов гуманитарных специальностей через всю сознательную жизнь и профессиональную деятельность.

Объектом диссертационного исследования является система высшего гуманитарного образования студентов Российской Федерации.

Предмет исследования – концептуальные положения развития образовательного процесса в современной гуманитарной школе.

Цель исследования – концептуальное научное и прикладное обоснование сущности, содержания, структуры и основных направлений

эффективного развития образовательного процесса в гуманитарных вузах.

Задачи исследования:

Проанализировать историко-педагогический отечественный и зарубежный опыт возникновения, формирования и реформирования высшей гуманитарной школы, современное состояние функционирования и развития образовательного процесса в гуманитарных вузах, выявить основные тенденции его реформирования и развития.


загрузка...