Концепция развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи (11.01.2012)

Автор: Хватова Марина Владимировна

Акмеологический ресурс психологического здоровья молодежи как социального явления подразумевает активное обращение за социальной поддержкой, призывы к взаимопониманию, желание объединить позиции и получить постороннюю помощь в случае жизненных затруднений. Социальное взаимодействие можно рассматривать именно как ресурс психологического здоровья, поскольку отход от этой нормы сразу же проявляется не только на личностном, но и социальном уровне в виде неспособности обратиться за внешней поддержкой или неумения воспользоваться ею.

А.В. Либин, Е.К. Маркова, Ж. Пиаже, Е.В. Селезнева, С.В. Семененко, О.А. Шамшикова, H. Simon и др.).

Анализ источников литературы позволил выявить критерии инварианта, к которым относятся устойчивость, повторяемость, обобщенность, стабильность и сопротивляемость вариативным колебаниям (В.М. Генковска, Б.Ф. Сорокин). Устойчивость инварианта выражается в том, что он сохраняет свою неизменность в любых изменяющихся обстоятельствах. Повторяемость инварианта означает его воспроизведение в разнообразных обстоятельствах именно так, а не иначе, то есть в узнаваемой форме. Обобщенность инварианта характеризует его как целостный интегрированный образ, ассоциируемый с исследуемым явлением. Стабильность инварианта позволяет ему существовать в сложившихся параметрах в течение длительного периода, не выходя за их пределы, даже если условия проявления инварианта требуют этого. Инвариантные представления обычно существуют длительное время и могут стать частью культуры. Наконец, сопротивляемость инварианта означает тенденцию отторгать вариативное, иное по составу, отличающееся по признакам, поскольку любое варьирование нарушает узнаваемость инвариантного образа. Можно сказать, что психологически здоровая личность – это обобщенный инвариантный образ, позволяющий опознать психологически здорового индивида и отличить его от личности с психологическими проблемами. Инвариант психологического здоровья личности есть явление, реально существующее и требующее своего исследования.

Инвариант как качественная категория представляет собой сущностную характеристику акмеологических ресурсов психологически здоровой личности. Инвариант акмеологического ресурса психологического здоровья есть тот неизменный состав личностных свойств, который обеспечивает продуктивное функционирование личности в окружающей среде с сохранением ее социального статуса и индивидуальной автономии. Исследования дают основание утверждать, что инвариантом психологического здоровья личности можно считать объективно наблюдаемые показатели психологического здоровья: продуктивность, социальность и самоактуализацию личностного бытия, без чего ни самореализация личности, ни удовлетворение высших потребностей, ни личностный рост становятся невозможными. Продуктивность, социальность и самоактуализация представляют собой не только показатели психологического здоровья личности, но и его ресурс, поскольку в продуктивной деятельности, социальном взаимодействии и независимом существовании личность черпает запасы своей устойчивости, активности и развития.

Исследование инварианта акмеологического ресурса психологического здоровья личности требует рассмотрения его в структурном, топологическом и динамическом аспекте. Структура инварианта зависит от составляющих его константных признаков. Топология психологического здоровья рассматривает этот феномен личностного бытия как наделенный свойствами психологического пространства с действующими в нем силами, возникающими напряжениями и обостряющимися внутренними конфликтами. Динамический аспект инварианта представляет собой поиск баланса между коллективным и индивидуальным у психологически здорового индивида; между продуктивностью, социальностью и самоактуализацией личностного бытия в ходе осложненного взаимодействия с социумом и др. Отметим, что структурный, топологический и динамический аспекты изучения акмеологического ресурса психологического здоровья личности подчеркивают его инвариантную природу, то есть варьирование в пределах постоянного, узнаваемое в пределах изменяющегося, стабильное в пределах нового.

Соотношение инвариант – вариант представляет собой диалектически взаимосвязанные стороны объективной реальности – устойчивость и изменчивость. Если инвариантность предполагает константное в изменяющемся, то вариативность означает колебания в определенных пределах от минимально допустимых до максимально возможных показателей. На основании анализа литературы нами были выделены вариативные компоненты акмеологического ресурса психологического здоровья личности молодежи, которые достаточно симметрично распределяются внутри его инвариантной структуры следующим образом: притязания, масштабность, достижения, самооценка, развитие (инвариант социальность); адаптация, иммунитет, ценности, отношения, реактивность (инвариант продуктивность); произвольность, надситуативность, смыслы, рефлексия, критичность (инвариант самоактуализация).

Спецификой вариативности акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи является их «срединный» статус, в соответствии с которым как минимум, так и максимум проявлений является нежелательным, в то время как средний уровень функционирования оказывается оптимальным для вывода о психологическом здоровье личности как акмеологического явления. Такое стремление вариативности к умеренности отличается от инвариантности, для которой нет предела верхних показателей. Например, продуктивность, социальность и самоактуализация (самодостаточность) личностного бытия могут быть сколь угодно высоко выражены и это будет свидетельствовать о надежном ресурсе психологического здоровья личности, реализующей себя в продуктивной деятельности, успешно социализирующейся в окружающей среде и демонстрирующей высокую степень защищенности в осложненных обстоятельствах. В отличие от инварианта, вариативные компоненты акмеологического ресурса психологического здоровья молодежи могут быть расценены как признаки личностной патологии, в случае их чрезмерно высокого или слишком низкого развития.

Следует заметить, что инвариантность акмеологического ресурса психологического здоровья вступает в системные отношения с вариативными свойствами. Это означает, что инвариант не является суммой входящих в него вариантов, демонстрируя особый структурные эффект «приращения качества». Так, если вариативные компоненты по степени своей выраженности колеблются в пределах своих срединных значений, то их алгебраическая сумма в виде инварианта может достигать самых высоких показателей и не равна сумме составляющих его вариативных частей.

Развитие акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи определяется целым рядом детерминирующих обстоятельств (рис.2.), среди которых ведущими можно назвать внешние социальные условия и внутренние психологические факторы.

Внешние социальные условия позволяют обнаружить, раскрыть и развить акмеологический ресурс психологического здоровья личности. Это позволяет полагать, что осложненные обстоятельства, жизненные «вызовы» и ситуационные испытания являются, по сути, социальными условиями развития акмеологического ресурса психологического здоровья, оказывая закаливающее и тренирующее воздействие на личность, а также подвергая ее психологическое здоровье социальным испытаниям на прочность, устойчивость и способность к реабилитации. Исходя из такой трактовки, представляется целесообразным выделить следующие группы психологических условий развития акмеологического ресурса психологического здоровья личности: адаптационные, антропоцентрические, феноменологические. Каждая из групп условий включает в себя соответствующий перечень «тестовых» обстоятельств (см. рис. 2), актуализирующих акмеологические резервы психологического здоровья личности. Так, адаптационные условия включают непредвиденные обстоятельства, которые вызывают напряжение внутренних ресурсов личности. В непредвиденных обстоятельствах проверяются на прочность и механизмы саморегуляции личности, и ее внутренние установки, и подлинные ценностные ориентации, и действительные мотивы и истинные смыслы. Акмеологические ресурсы психологического здоровья личности актуализируются при высоких темпах изменения ситуации, когда быстро сменяющаяся картина социальных преобразований испытывает на устойчивость личностные убеждения, жизненные принципы и идеалы. Стабильность морально-этической картины динамично изменяющегося мира является важным акмеологическим ресурсом психологического здоровья личности, который подвергается испытаниям остротой ситуационных воздействий. Острота ситуационного воздействий имеет с одной стороны, объективно наблюдаемую силу наносимого вреда личности, а с другой – проявляются субъективно, в виде индивидуально воспринимаемой личной опасности, риска и других неблагоприятных влияний. Наконец, акмеологический ресурс оказывается востребованным, если события, в которые вовлекается личность, носят множественный характер, что требует распределения усилий, времени и внимания для адекватного реагирования на вызовы внешней среды.

Следующей группой условий развития акмеологического ресурса психологического здоровья личности является антропоцентрические, которые включают обстоятельства, образующие единый комплекс того, что создает комфорт личности в окружающей ее среде. Поэтому акмеологический ресурс развития психологического здоровья личности обеспечивается ее востребованностью в окружающей среде, высоким статусом в системе межличностных отношений, способностью контролировать обстоятельства. Востребованность личности в окружающей среде может рассматриваться как условие развития акмеологического ресурса ее психологического здоровья, поскольку без ощущения нужности своему окружению затрудняются процессы самореализации и удовлетворения значимых потребностей. Тем самым снижаются показатели психологического здоровья личности. Аналогично высокий статус личности в системе межличностных отношений является сигналом «обратной связи», свидетельствующим об успешной социализации, без которой невозможно удовлетворение социально одобряемых потребностей и самореализации всего личностного потенциала. Одновременно высокий статус в системе межличностных отношений способствует дальнейшей самореализации личности в ее социальной группе и способствует укреплению психологического здоровья.

Помимо этого подчеркнем значение феноменологических условий развития акмеологического ресурса ее психологического здоровья. Полная зависимость от окружающих обстоятельств, невозможность повлиять на развитие событий, осознание своего бессилия в решении возникающих проблем не только затрудняет функционирование личности в окружающей ее социальной среде, но и снижает самооценку, «опускает планку» личностных притязаний, приводит к неудовлетворенности собой. В конечном итоге это определяет основные показатели психологического здоровья личности под влиянием таких условий, как самореализация личности, ее адаптация в социальной среде и ценностная ориентация в нравственном выборе.

Влияние адаптационных, антропоцентрических и феноменологических условий развития акмеологического ресурса психологического здоровья дополняется психологическими факторами, определяющими этот процесс.

В диссертационном исследовании представлен анализ факторов развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи. Результаты, полученные с помощью опросника, были подвергнуты факторному анализу по методу главных компонент (использовался пакет программ SPSS 17.0) с построением корреляционной матрицы и последующим ортогональным вращением Varimax и нормализацией Кайзера. На основе критерия превышения значений собственных факторов единицы было выбрано оптимальное количество факторов, которое оказалось равным 5. Эти пять факторов объясняют 52% дисперсии. В результате проведенного факторного анализа материалов, полученных с помощью авторского опросника «Определение факторов развития акмеологического ресурса психологического здоровья», были выделены следующие психологические факторы: деятельностный, институциональный, социальный, межличностный, внутриличностный. Данные факторы позволяют более глубоко понять источники и причины оптимального развития акмеологических ресурсов психологического здоровья. Частотный анализ ответов респондентов на вопросы анкеты выявил, что низкий ресурс для развития психологического здоровья имеют 13,2-31,1% студентов (по ответам на вопросы, образующие первый фактор); 19,8-36,4% – (по ответам на вопросы, образующие второй фактор); 14,2-43,4% – (по ответам на вопросы, образующие третий фактор); 13,2-19,8% – (по ответам на вопросы, образующие четвертый фактор); 17,0-29,7% – (по ответам на вопросы, образующие пятый фактор). В данное числу входят студенты, которые не умеют эффективно действовать в непредвиденных обстоятельствах, не видят своего будущего, не выстроили отношение в группе и межличностные контакты, не имеют осознанных целей, что в совокупности отражает низкий ресурс их психологического здоровья.

Выделенные в работе факторы были восстановлены как переменные и включены в дальнейший кластерный анализ, который позволил провести типологическую классификацию и выделить уровни акмеологических ресурсов психологического здоровья: низкий (21,7% респондентов), средний (51,4% респондентов), высокий (26,9% респондентов). Сравнение кластеров с общим средним позволило выделить их отличительные черты. Практически все переменные, включенные в анализ для выделения первого и третьего кластеров важны и отличаются от общего среднего (за исключением четырех переменных в первом кластере и одной в третьем кластере), при этом направление отличий различно, так в первом кластере черты ниже среднего, в третьем выше среднего. Все переменные второго кластера разнонаправлены и не имеют отличий от общего среднего. Выявленные отличия кластеров позволили дать содержательную характеристику выделенных групп.

Первый кластер включает переменные, значения которых ниже среднего. В этом кластере представлены респонденты с низким уровнем акмеологических ресурсов психологического здоровья, которые характеризуются тем, что не умеют эффективно действовать в непредвиденных обстоятельствах и преодолевать трудности; не уверенны в своем будущем, в успешной деятельности; находятся вне группы и ее интересов; обладают низкой социабельностью; не имеют четких целей, адекватной самооценки и не всегда осознают свои поступки.

Третий кластер представлен переменными со значениями выше среднего, что свидетельствует о высоком уровне акмеологических ресурсов психологического здоровья респондентов. Респонденты этого кластера умеют преодолевать трудности, находят в себе новые резервы в случае необходимости, эффективны в новых обстоятельствах; оптимистично смотрят в будущее, уверены в нем и своем успехе; интегрированы в группу, разделяют интересы, ценят отношения; стремятся быть среди других людей, к общению с людьми, к установлению и расширению социальных контактов; имеют четкие жизненные цели, поступки осознаны, самооценка адекватная.

Представители второго кластера имеют средние значения развития акмеологических ресурсов психологического здоровья по всем переменным кластера, профиль ресурсов представителей этого кластера отличается индивидуальной вариабельностью.

На рис.3 представлено влияние факторов в группах с разным уровнем акмеологических ресурсов психологического здоровья. Как видно, в группе респондентов с низким уровнем акмеологических ресурсов психологического здоровья (первый кластер), наибольшее отрицательное влияние оказывает третий («социальный») и четвертый («межличностный») факторы. Эти факторы соотносятся с антропоцентрическими условиями, влияющими на развитие акмеологических ресурсов психологического здоровья респондентов. Студенты этой группы имеют низкий личностный статус в системе межличностных отношений, не востребованы окружающей средой, не интегрированы в социум, имеют заниженную ценность социальных отношений, что в целом затрудняет процессы самореализации личности, удовлетворение значимых потребностей и, в конечном счете, снижает показатели психологического здоровья.

Таким образом, низкий ресурс психологического здоровья связан, прежде всего, с проблемами социальной интеграции и межличностного взаимодействия. На развитие ресурсов психологического здоровья в этой группе студентов наибольшее влияние оказывают социальный и межличностный факторы и антропоцентрические условия.

В группе респондентов с высоким уровнем акмеологических ресурсов психологического здоровья (третий кластер) наибольшее положительное влияние оказывает первый («деятельностный») и второй («институциональный») факторы. Эти факторы соотносятся с адаптационными условиями, влияющими на развитие акмеологических ресурсов психологического здоровья респондентов. Это свидетельствует о том, что студенты с высоким ресурсом психологического здоровья достаточно адаптированы к стрессогенным ситуациям, непредвиденным обстоятельствам; они умеют в этих условиях находить оптимальные, эффективные решения, преодолевать препятствия.

Таким образом, высокий ресурс психологического здоровья студентов в этой группе связан, прежде всего, с умением эффективно и результативно организовать свою деятельность в условиях динамично меняющихся социальных ситуации; высокий уровень развитие ресурсов психологического здоровья определяется деятельностным и институциональным факторами и адаптационными условиями.

Рис. 3. Влияние факторов в группах с разным уровнем акмеологических ресурсов психологического здоровья.

В группе студентов, образующих второй кластер и определенных нами как респонденты со средним значением развития акмеологических ресурсов психологического здоровья, в целом влияние факторов выражено слабо и разнонаправлено. Так, положительно влияние (хотя и менее выраженное, по сравнению с другими группами) третьего и четвертого факторов свидетельствует об имеющихся ресурсах социального и межличностного взаимодействия; вместе с тем отрицательное влияние первого, второго и пятого факторов свидетельствуют о проблемах студентов этой группы: не готовность к деятельности в изменяющихся условиях, внутриличностные конфликты. Поскольку многие ответы студентов этой группы приближены к нулевому, то можно полагать, что их ресурсы не раскрыты, возможно, с недостаточным их самопознанием. В тоже время, поскольку, третью часть этой группы составляют студенты-психологи, то возможно результат объясним тем, что их вектор направлен на себя, на саморефлексию, а не на преодоление возникающих сложных обстоятельств. Кроме того, в диссертационном исследовании представлен частотный анализ распределения студентов разных специальностей по кластерам, который показал, что большая часть студентов специальности «Реклама» находится в первом кластере, «История» – в равных долях в первом и втором, «Лечебное дело» – в третьем, «Дизайн» – во втором.

В целом, установлено, что низкий уровень акмеологических ресурсов психологического здоровья преимущественно детерминирован социальным и межличностным факторами и антропоцентрическими условиями. Высокий уровень акмеологических ресурсов психологического здоровья преимущественно детерминирован деятельностным и институциональным факторами и адаптационными условиями.

Психологический механизм развития представляет собой взаимодействие звеньев, обеспечивающих функционирование исследуемого феномена в заданных нормальных параметрах. Сказанное означает, что психологический механизм психологического здоровья представляет собой взаимосвязанное действие таких личностных образований, которые необходимы для самоощущения себя состоявшейся личностью, с одной стороны, и объективными индикаторами/критериями психологического здоровья – с другой. Продолжая начатую логическую цепь отметим, что психологический механизм развития акмеологического ресурса психологического здоровья личности есть скоординированное проявление таких личностных свойств, состояний и функций, которые благоприятны для самореализации личностного потенциала, адаптации к социальной среде и ценностной ориентации в осложненных жизненных обстоятельствах, позволяя личности сохранить свой «статус благополучного бытия» и готовность к новым жизненным испытаниям.

Личностные свойства, составляющие акмеологический ресурс развития психологического здоровья, включают самоограничение потребностей, эмоционально-волевую регуляцию, направленность ценностей, нравственные нормы, смысловую ориентацию.

Самоограничение потребностей в механизме развития акмеологического ресурса психологического здоровья личности является важным компонентом, поскольку неограниченное напряжение потребностной сферы во многих случаях свидетельствует об общей расторможенности личностных влечений, неконтролируемых потребностях и безграничных желаниях. Такие признаки могут свидетельствовать о нарушениях психологического здоровья личности. Именно поэтому самоограничение потребностей рассматривается в данном исследовании как компонент в механизме развития акмеологического ресурса психологического здоровья личности.

Вместе с самоограничением потребностей к акмеологическому ресурсу психологического здоровья можно отнести эмоционально-волевую саморегуляцию личности. Этот компонент существенно характеризует психологически здоровую личности, способную к сдерживанию случайных эмоций, напряжению волевых усилий в случае необходимости, стабильному деятельностному ритму и устойчивому бытию в противовес варьирующимся по своей сложности жизненным обстоятельствам.

Эмоционально-волевая саморегуляция личности во многом определяется направленностью личностных ценностей. В своей норме психологически здоровая личность характеризуется социальной направленностью своих личностных ценностей, ориентируясь на критерии социального ожидания, общественного одобрения и поддержки в окружающей среде. Социально-ориентированные ценности типичны для психологически здоровой личности, поскольку они обеспечивают высокий уровень взаимодействия с социумом и социальной адаптации индивида. Включение этих ценностей в механизм развития акмеологических ресурсов психологического здоровья личности в свою очередь обусловливает формирование нравственных норм личности, характеризующейся психологическим здоровьем.

Нравственные нормы можно рассматривать в качестве необходимого компонента механизма развития акмеологических ресурсов психологического здоровья личности. Их важная роль обусловлена особой регулирующей функцией, которую выполняют нравственные нормы, обеспечивая защищенность как личности, так и социума в неблагоприятных обстоятельствах, «выживаемость» в угрожающих ситуациях и устойчивое функционирование с условиях социальных и индивидуальных потрясений. Нравственные нормы служат своего рода смысловыми ориентирами во всех формах существования и проявления психологически здоровой личности. Поэтому они с полным основанием включены в акмеологический ресурс психологического здоровья.

Смысловые ориентиры психологически здоровой личности характеризуются их нравственно-волевой обусловленностью, социально-ценностной направленностью и умеренностью в проявлении индивидных нужд. Смысловые ориентиры как компонент механизма развития акмеологических ресурсов психологически здоровой личности выполняют свою обобщающую функцию, соединяя вместе потребностную, волевую, нравственную и ценностную сферы личностного бытия.

Другим звеном механизма развития акмеологического ресурса психологического здоровья являются состояния личности. Состояниями личности, функционирующими как акмеологический ресурс развития психологического здоровья, являются удовлетворенность актуальных потребностей, осознание достижимости целей и задач, ощущение собственной адекватности жизненным «вызовам», активации в условиях осложненных жизненных обстоятельств, понимание собственной личностной готовности к жизненным испытаниям.

Удовлетворенность актуальных потребностей повышает как эмоциональный тонус, так и субъективную вероятность жизненного успеха, что способствует «психологическому оздоровлению» личности и может считаться важным компонентом акмеологического ресурса развития ее психологического здоровья.

С удовлетворением актуальных потребностей тесно связано осознание личностью достижимости ее целей и задач, что обусловливает более уверенный взгляд в будущее, чувство оптимизма и сохранение положительной жизненной перспективы. Тем самым у личности сохраняется уверенность в себе.

Сохранение уверенности в себе поддерживается чувством собственной адекватности жизненным вызовам, что способствует повышению самооценки и позволяет уверенно смотреть в будущее, избегая пессимизма, неуверенности в себе и чувства зависимости от окружающих. Это особенно заметно в осложненных жизненных обстоятельствах.

Активизация личности в осложненных жизненных обстоятельствах характерна для психологически здоровой личности и может с полным основанием быть отнесена к ее акмеологическим ресурсам. Развитие способности личности к «активации себя» или, иными словами, к переходу в состояние «повышенной субъектности» характерно для психологического здоровья, обеспечивая ее устойчивое функционирование.

Проявление субъектности личности в сложных ситуациях неотделимо от понимания ею собственной готовности к жизненным испытаниям, включающей мотивы и смыслы действовать определенным образом, навыки и умения решать соответствующие проблемы, стратегии поведения в сложных обстоятельствах, эмоциональное стимулирование поступков и прогнозирование их последствий. Психологически здоровая личность понимает свою готовность к жизненным испытаниям, что может быть рассмотрено как акмеологический ресурс ее психологического здоровья.

Функциями личности, образующими акмеологический ресурс развития ее психологического здоровья, можно считать интеграцию внутренних резервов деятельностного бытия, выстраивание иерархии целей и задач по их личностной значимости, прогнозирование собственной жизненной перспективы, создание системы межличностных отношений, построение собственной среды своего «социального обитания».

Есть основания считать, что интеграция внутренних резервов деятельностного бытия является ключевой функцией личности, системно объединяя ее внутренние ресурсы и сохраняя себя в осложненных обстоятельствах. Психологически здоровая личность способна к интеграции внутренних резервов, обеспечивая свое бытие как целостное психологическое образование в иерархии целей и задач.


загрузка...