Концепция развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи (11.01.2012)

Автор: Хватова Марина Владимировна

и др.).

Психологическое здоровье личности исследовалось в аспекте развития межличностных отношений как источника, условия и причины личностного роста, включая процессы адаптации и дезадаптации в системе социальных связей индивида (Г.М.Андреева, В.П. Алексеев, Л.А. Байкова, Н.В. Казаринова, В.Н. Куницына, Н.Н.Обозов, В.М.Погольша, Г.С. Никифоров и др.).

Еще одним направлением явилось исследование ценностной ориентации и морально-этической направленности личности как важной составляющей ее психологического здоровья (Н. Гартман, Л.А. Петровская, Л.М. Смирнов, Б.Г. Юдин и др.). В связи с данными исследованиями психологическое здоровье личности отождествлялось с ее нравственным здоровьем (Р. Ассаджиоли, М.И. Воловикова, А.И. Зеличенко, В.Н. Колесников, А.В. Юревич и др.).

 Зубова, В.Г. Зазыкин, Д.А. Леонтьев, А.Г. Маклаков, В.Н. Марков, К. Уилбер, Е.П. Ходаева и др.), что важно для целостного понимания личности в ее поступательном развитии, характерного для акмеологии.

Несмотря на исследование разных психологических аспектов как физического, так и личностного здоровья человека, его психологическое здоровье как акмеологический феномен пока еще остается неполно изученным явлением в психологии. Это объясняется тем, что:

недостаточно разработаны теоретико-методологические основы исследования акмеологических резервов психологического здоровья как личностного феномена;

остается пока не полностью раскрытой феноменальная сущность акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи, понимаемого как особый личностный статус;

нуждаются в дальнейшем исследовании инвариантные и вариативные типы акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи в виде ориентиров развития данного личностного феномена;

требуют своего уточнения и экспериментальной апробации механизмы развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи в ходе опытно-экспериментальной работы.

В связи с недостаточной изученностью процесса развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи возникает проблема, сущность которой заключается в том, что психологическое здоровье как личностный феномен и объект акмеологического исследования нередко подменяется изучением психологических источников соматического здоровья индивида; гармоничная самореализация личности, ее адаптация в окружающей социальной среде, сохранение собственной личностной автономии с присущей ей индивидуальностью рассматривается в отрыве от психологического здоровья как личностного, а не соматического статуса; в поиске путей развитии психологического здоровья личности недостаточно учитываются акмеологические ресурсы этого процесса, что значительно ограничивает возможности повышения акмеологического статуса психологически здоровой личности. В результате распространенным явлением среди молодежи являются недостаточная личностная самореализация, случаи дезадаптации в социальной среде и затрудненная самоидентификация, которая в ряде случаев сопровождается неполной личностной самоактуализацией, самодостаточностью и развитием зависимости от другой личности и социума. Этим обусловлена актуальность темы исследования.

Объект исследования – психологическое здоровье молодежи как личностный феномен.

Предмет исследования – психологический механизм развития акмеологического ресурса психологического здоровья молодежи.

Цель исследования – исследовать акмеологические ресурсы психологического здоровья личности молодежи в теоретико-методологическом, феноменологическом, онтологическом, типологическом (инвариантно-вариативном) аспектах, раскрыть психологический механизм развития этого личностного феномена и экспериментально проверить эффективность разработанных теоретических положений в опытной работе.

Гипотеза исследования заключалась в предположении о том, что развитие акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи как личностного феномена будет более эффективным, если:

психологическое здоровье рассматривать как социально обусловленное индивидуальное личностное явление с респонсивно-релятивным, ценностно-смысловым, эмоционально-чувственным, самореализующе-саморазвивающим, субъектно-деятельностным проявлениями, где акмеологический ресурс включает интерактивно-диалогический, культурно-преемственный, безоценочно-толерантный, корпоративно-кооперирующийся, самоорганизующий-самоуправляющий аспекты;

учитывать такие группы психологических условий развития акмеологического ресурса психологического здоровья личности, как адаптационные (непредвиденные явления, темп жизненных событий, стрессогенные обстоятельства, острота ситуационных воздействий на индивида, множественность событий), антропоцентрические (востребованность в окружающей среде, высокий статус в системе межличностных отношений, способность контролировать обстоятельства), феноменологические (адаптация, самореализация и ценностная ориентация личности);

принимать во внимание факторы развития акмеологического ресурса психологического здоровья личности молодежи, включая внутриличностный, межличностный, социальный, институциональный и деятельностный, влияющие на психологическое здоровье как статус личности в окружающей социальной среде;

обеспечить функционирование механизма развития акмеологических ресурсов психологического здоровья личности с такими звеньями, как качественное преобразование личностных свойств (самоограничение потребностей, эмоционально-волевую регуляцию, направленность ценностей, нравственные нормы, смысловую ориентацию); состояний (удовлетворенность актуальных потребностей, осознание достижимости целей и задач, ощущение собственной адекватности жизненным «вызовам», активации в условиях осложненных жизненных обстоятельств, понимание собственной личностной готовности к жизненным испытаниям); функций (интеграцию внутренних резервов деятельностного бытия, выстраивание иерархии целей и задач по их личностной значимости, прогнозирование собственной жизненной перспективы, создание системы межличностных отношений, построение собственной среды своего «социального обитания»).

Задачи исследования

разработать теоретико-методологические основы исследования психологически здоровой личности, включая историко-научные предпосылки, принципы и подходы к изучению акмеологических ресурсов этого феномена;

раскрыть онтологическую сущность акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи как личностного феномена с отношением к себе и системой межличностных отношений в индивидуальном и социальном аспекте;

дифференцировать инвариантные и вариативные характеристики акмеологических ресурсов психологического здоровья личности молодежи, развиваемые под влиянием детерминирующих их психологических условий и факторов;

раскрыть механизмы развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи с входящими в него взаимодействующими звеньями, определить критерии оценки его сформированности и показать пути реализации данного механизма в ходе формирующего эксперимента.

Методологическую основу исследования акмеологических ресурсов психологического здоровья личности молодежи составили принципы системного подхода (М.Я.Басов, В.А. Барабанщиков, И.В. Блауберг, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, Г.П. Щедровицкий и др.), потенциального и актуального (О.С. Анисимов, В.Г. Асеев, С.Л.Рубинштейн, И.Н. Семенов), представление о целостности человека, единстве социального и биологического в человеке (Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, В.С. Ильин, А.Г. Ковалев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, А.А. Ухтомский и др.), фундаментальные труды в области психологии личности (К.А Абульханова, А.Г. Асмолов, М.К. Мамардашвили, Е.В. Шорохова и др.), акмеологического аспекта личностного развития (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, В.М. Розин, Э.В. Сайко и др.), деятельностная теория развития личности, ее субъектности (А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн и др.), межличностных отношений (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев и др.), гуманистическая теория личностного роста (А. Адлер, Г. Олпорт, К. Роджерс, Дж.Фейдимен, Р.Фрейгер и др.), иерархическая теория потребностей личности (С.Б. Каверин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, В.Д. Шадриков, и др.) и ее самореализации (Л.И. Анцыферова, В.П. Зинченко, О.А. Конопкин, В.И. Слободчиков и др.), теория адаптации личности в социальной среде (Ж.М. Глозман, Т.В. Снигирева, С.Т. Посохова, Е.Ф. Филлипова и др.), а также теоретические предпосылки развития личностной автономии (Э.В. Галажинский, К. Гольдштейн, С. Мадди, Г. Олпорт, В.В. Столин и др.), психологические исследования в области личностного потенциала (Д.А. Леонтьев, В.Н. Марков, А.С. Мельничук, Ю.В. Синягин и др.).

Теоретическую основу исследования составили работы, исследующие психологические аспекты здоровья индивида (Н.А. Агаджанян, Л.В. Васина, Е.А Уваров и др.) и психологические причины его нарушения (О.С. Васильева, Г.С. Никифоров, В.Д. Тополянский и др.), психологические исследования соматических состояний человека (А.В. Кириченко, В.А. Пономаренко, М. Фуко и др.), труды, посвященные адаптации личности в социальной среде (Ф.Б. Березин А.Л. Журавлев, А.А. Налчаджян, А.А. Реан, и др.), работы в области кризисных личностных состояний (Т.В. Башкирева, Ф.Е. Василюк, М.А. Гулина и др.), исследования эмоциональной сферы личности (Л.С. Выготский, Л.Я. Гозман, Б.И. Додонов, В.А. Лабунская, и др.) и аффективных состояний (С.Н.Ениколопов Е.О. Лазебная, В.Д. Менделевич, В.Н. Мясищев, А.Б. Холмогорова, H.S. Akiskal, J. Angst и др.), эмоциональной саморегуляции (Б.А. Вяткин, Л.Г. Дикая, В.И. Моросанова, А.О. Прохоров и др.) и фрустрации (Р. Барнер, Л.И. Ермолаева, Н.Д. Левитов, Н. Майер и др.), изучение влияния межличностной поддержки на преодоление внутриличностных проблем (В.А. Горянина, В.В. Знаков, М.Ш. Магомед-Эминов, А.У. Хараш, О.В. Хлудова, Е.В. Цуканова и др.), научно-теоретический и психолого-практический анализ процессов и состояний депривации, отвергания, отторжения, изоляции и лишений (Б.С. Братусь, И.Н. Гурвич, И.С. Кон, В.Н. Косырев, В.Н. Мясищев, Е.В. Осин Э.Фромм и др.), конфликтологические исследования (И.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, Ф. Глазл, И.В. Грошев, Л. Козер, А.И. Шипилов, G. Krug и др.).

, К.К. Яхина; тест жизнестойкости Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой; Калифорнийский психологический опросник (СРI); диагностика уровня развития рефлексивности (методика А.В. Карпова); методика диагностики межличностных отношений (ДМО) Л.Н. Собчик. В эмпирической части исследования использовались разработанные автором опросник для выявления психологичексих факторов развития акмеологических ресурсов психологического здоровья и анкета для оценки сформированности акмеологического ресурса психологического здоровья молодежи. Формирующий эксперимент представлял собой поэтапную программу реализации механизма развития акмеологических ресурсов психологического здоровья личности.

При обобщении и анализе эмпирических материалов использовались методы статистической обработки данных с применением статистического пакета SPSS 17.0., факторный (Varimax), корреляционный, кластерный и дискриминантный анализы, коэффициент корреляции Пирсона, критерии Стьюдента, Вилкоксона-Манна-Уитни, Фишера.

Эмпирической базой исследования явилась выборочная совокупность:958 студентов специальностей разных укрупненных групп (гуманитарной, естестственнонаучной, экономической, культуры и искусств) Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна. В диссертации дифференцируется акмеологический ресурс как общее личностное явление, характеризуемое респонсивно-регулятивным, ценностно-смысловым, эмоционально-чувственным, самореализующе-саморазвивающим, субъектно-деятельностным аспектами, с одной стороны, и акмеологический ресурс психологического здоровья как личностно-социальное явление с интерактивно-диалогическим, культурно-преемственным, безоценочно-толерантным, корпоративно-кооперирующимся и самоорганизующимся-самоуправляющим аспектами, с другой.

В исследовании выявляются как инвариантные свойства акмеологического ресурса психологического здоровья личности, включающие продуктивность, социальность и самоактуализацию (самодостаточность) личностного бытия, так и вариативные свойства этого психологического конструкта, а именно, личностные притязания, масштабность целей, достижения в деятельности, самооценку в поступках и поведении, развитие в продуктивном преобразовании своей социальной среды и др.

Автором выделяются следующие группы психологических условий развития акмеологического ресурса психологического здоровья личности: адаптационные (непредвиденные явления, темп жизненных событий, стрессогенные обстоятельства, острота ситуационных воздействий на индивида, множественность событий), антропоцентрические (востребованность в окружающей среде, высокий статус в системе межличностных отношений, способность контролировать обстоятельства), феноменологические (адаптация, самореализация и ценностная ориентация личности).

В работе определены факторы развития акмеологического ресурса психологического здоровья личности молодежи, к которым относятся деятельностный, институциональный, социальный, межличностный, внутриличностный, влияющие на самовосприятие себя и своего психологического здоровья индивидом, а также на психологическое здоровье как личностный статус личности в окружающей социальной среде.

Диссертантом разработан механизм развития акмеологических ресурсов психологического здоровья личности, который включает качественное преобразование личностных свойств (самоограничение потребностей, эмоционально-волевую регуляцию, направленность ценностей, нравственные нормы, смысловую ориентацию); состояний (удовлетворенность актуальных потребностей, осознание достижимости целей и задач, ощущение собственной адекватности жизненным «вызовам», активации в условиях осложненных жизненных обстоятельств, понимание собственной личностной готовности к жизненным испытаниям); функций (интеграцию внутренних резервов деятельностного бытия, выстраивание иерархии целей и задач по их личностной значимости, прогнозирование собственной жизненной перспективы, создание системы межличностных отношений, построение собственной среды «социального обитания»).

Автором диссертационного исследования предложены критерии оценки сформированности таких звеньев психологического механизма развития акмеологических ресурсов психологического здоровья личности, как свойства личности по потребностному, эмоциональному, ценностному, нравственному и смысловому признакам, состояния личности по признакам общей удовлетворенности, достигнутых целей и решенных задач, адекватности в решении жизненных проблем, активности в преодолении препятствий, готовности к трудностям), функций личности, обеспечивающих внутреннюю цельность, избирательность в приоритетах, антиципацию будущего, социальный статус, создание своего жизненного пространства.

Разработаны этапы формирующего проекта развития акмеологического ресурса психологического здоровья личности молодежи, включая концептуализирующий, аналитический, интерактивный, конструктивный, рефлексивный.

Теоретическая значимость исследования. Доказана зависимость развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодежи как личностного феномена от интерактивно-диалогических, культурно-преемственных, безоценочно-толерантных, корпоративно-кооперирующихся, самоорганизующе-самоуправляющих свойств личности; адаптационных, антропоцентрических и феноменологических условий; деятельностного, институционального, социального, межличностного, внутриличностного факторов.

Уточнено определение акмеологического ресурса психологического здоровья как личностно-социального явления с присущими ему интерактивно-диалогическим, культурно-преемственным, безоценочно-толерантным, корпоративно-кооперирующимся и самоорганизующимся-самоуправляющим аспектами.

Структурированы критерии оценки акмеологического ресурса психологического здоровья личности, включающие свойства личности с ее потребностями, эмоциями, ценностями, нравственными нормами и смысловой рефлексией бытия, состояния личности с ее удовлетворенностью имеющимися результатами, достигнутыми целями и решенными задачами, поиском адекватных способов решения жизненных проблем, проявлением субъектности и воли в преодолении препятствий, готовностью к трудностям, функций личности, которые придают ее свойствам внутреннюю цельность, обусловливают избирательность в приоритетах, позволяют антиципировать будущее, придают социальный статус, помогают в создании своей среды.

Систематизированы психологические условия развития акмеологического ресурса развития психологического здоровья личности, такие как адаптационные (непредвиденные явления, темп жизненных событий, стресогенные обстоятельства, острота ситуационных воздействий на индивида, множественность событий), антропоцентрические (востребованность в окружающей среде, высокий статус в системе межличностных отношений, способность контролировать обстоятельства), феноменологические (адаптация, самореализация и ценностная ориентация личности).

Обобщены факторы развития акмеологического ресурса психологического здоровья личности молодежи, существенно детерминирующие психологическое здоровье как личностный феномен.


загрузка...