Всеобщее, особенное, единичное в структуре картины мира: философский анализ (11.01.2012)

Автор: Иванов Сергей Юрьевич

Субстанция реализует собой не просто существование, а особенное существование, субстанция воплощает в себе существование в единстве своих качественных, количественных, причинно-обусловленных, случайных и необходимых моментов. Субстанция представляет собой особенный способ существования бытия через определенные «функции», то есть окружающий нас мир представляет собой не просто экспликацию бытия, а форму субстанционально выраженного бытия. В известном смысле субстанция и есть не что иное, как объективная реальность, только интерпретируемая со стороны ее внутреннего «субординированного» единства, безотносительно к бесконечным и многообразным изменениям, посредством которых и через которые она существует в действительности. Соответственно категория субстанции и выражает собой особенное онтологического компонента картины мира.

Единичный уровень онтологического компонента картины мира реализуется через понятия об отдельных объектах, явлениях, феноменах окружающей действительности. Объекты, по отношению к которым реализуется пространственная или временная ограниченность, декларируют себя как единичные объекты и находят свое отражение на единичном уровне онтологического аспекта картины мира. Спецификация единичного может представлять собой не что иное, как ограниченность и абстрактность всеобщего. Посредством отсутствия тех или иных важнейших свойств определяющих сущностную детерминацию бытия, в той или иной мере, возможно вывести все многообразие спецификаций отдельных и единичных вещей.

Богатство многообразия единичных объектов во всей своей совокупности не могут обусловливать бытие универсума и его субстанциональность. То есть, и в отношении онтологического компонента картины мира всеобщее нельзя выводить из единичного, его необходимо выводить из самого себя, из того единичного факта, который уже имплицитно заключает в себе в скрытом виде всеобщую тенденцию и соответственно выступает уже не столько единичностью, сколько особенностью. Вообще, всё многообразие представленных в бытии единичных объектов всей своей предметной и качественной специфичностью как бы содержательно наполняют бытие, дают ему возможность наглядно эксплицировать свои предельные основания.

Категориальные философские основания (всеобщее, особенное, единичное), выражающие суть основные уровни экспликации действительности в онтологическом компоненте картины мира, оказываются сопряженными, взаимосвязанными и субординированными друг по отношению к другу. Но данного рода взаимосвязи преимущественно реализуются через «логику присутствия» во всеобщем (бытии) особенного и единичного (субстанции и единичных объектов), а также через «логику экспликации» особенного и единичного во всеобщем (объекты со всем богатством своих многообразных свойств и отношений образуют истинное содержание самой субстанции, а последняя выступает фундирующим способом осуществления бытия).

&3.2. Гносеологический и методологический компоненты картины мира.

Гносеологический компонент картины мира включает в себя, прежде всего, всеобщий уровень отражающий единство и всеобщность законов и тенденций, «по которым» реализуется знание о бытии, уровень особенного, выявляющий единые законы постижения природного бытия и уровень единичного, посредством которого осуществляется познание тех или иных отдельных, частнонаучных законов или их совокупностей в действительности. Методологический компонент картины мира реализует в себе в первую очередь фундаментальные основания выявления всеобщих законов функционирования и развития бытия, ведущие основы, посредством которых открываются основные законы функционирования и развития природного бытия, и методологические основания выявления частнонаучных законов в действительности.

Всеобщее гносеологического компонента картины мира, с необходимостью интерпретирует себя на уровне тех законов функционирования и развития, которые остаются едиными и в природе, и в обществе, и в мышлении. В известном смысле можно отметить, что единые законы функционирования и развития природы, общества, мышления представляют собой законы диалектики, соответственно всеобщее гносеологического компонента картины мира реализует себя на уровне диалектических законов: законе единства и борьбы противоположностей, законе перехода количественных изменений в качественные и закона отрицания отрицания. В той степени, в какой данного рода законы отражают всеобщность и единство природной реальности, общественной жизни людей и мышления, в той мере они и составляют истинное содержание всеобщего гносеологического компонента картины мира.

Если всеобщие закономерности функционирования и развития бытия выражают собой всеобщий уровень гносеологического аспекта картины мира, то всеобщие законы функционирования и развития природы реализуют в себе особенный уровень гносеологического аспекта картины мира. Всеобщие законы функционирования и развития природы своим специфическим содержанием фундируют всеобщность закономерностей функционирования и развития бытия. То есть, всеобщие законы развития бытия не столько проявляются в природном бытии, сколько рождаются в нем. Они первоначально реализуются в качестве объективной природной реальности. Характерные примеры всеобщих законов функционирования и развития природы можно усмотреть в выделяемых И. Кантом основоположений постоянства субстанции, временной последовательности исходя из принципа причинности и закон взаимодействия. Последние могут трансформировать себя в закон сохранения энергии (физика), закон постоянства состава (химия), закон причинности и закон взаимодействия (метафизика). На примере данного рода законов (особенное гносеологического компонента картины мира) и реализуют свою истинную сущность законы диалектики (всеобщее гносеологического компонента картины мира).

К единичному уровню гносеологического компонента картины мира относится все многообразие частнонаучных законов. Единичное гносеологического аспекта картины мира представляет собой каждый раз новое, специфическое и уникальное содержание в виде той или иной существенной связи, определенного отношения фактов действительности. То есть, специфическое содержание отдельного закона, выражающее существенную связь во взаимодействии «элементов бытия» между собой, безусловно, реализуется как единичный аспект гносеологического отношения к самому бытию и как суть всеобщее по отношению к тому устойчивому, но происходящему каждый раз по разному взаимодействию соответствующих форм и объектов действительности.

Если особенный уровень гносеологического аспекта картины мира представляет собой тотальное единство принципов, по которым осуществляется развитие природы, то на единичном уровне единая целостность и тотальность принципов и законов, реализующая общее развитие природы как таковой, отсутствует. На единичном уровне гносеологического аспекта картины мира, присутствуют лишь частные закономерности и любая количественная совокупность данных закономерностей не может заменить ту подлинную тотальность принципов, по которым осуществляется развитие природного бытия. Если на уровне особенного гносеологического аспекта картины мира за содержанием всеобщих законов функционирования и развития природного бытия можно увидеть проявление, экспликацию всеобщих законов развития бытия как такового, то на уровне единичного гносеологического аспекта картины мира, за содержанием самих частных закономерностей, можно увидеть лишь проявление всеобщих тенденций функционирования или развития природного бытия.

&3.3. Мировоззренческий компонент картины мира. Мировоззренческий компонент картины мира, так же как онтологический и гносеологический ее компоненты, включает в себя уровень всеобщего, уровень особенного и уровень единичного. На уровне всеобщего мировоззренческого аспекта картины мира, последняя представляет собой совокупность инвариантных знаний и представлений о мире, тот всеобщий «образ действительности», который человеческий род сохраняет из поколения в поколение. Такого рода «образ действительности» мы называем «общечеловеческим или родовым мировоззрением». То есть родовое мировоззрение представляет собой всеобщее мировоззренческого компонента картины мира как таковой. Структура общечеловеческого мировоззрения включает в себя систему представлений, знаний, норм, идеалов и ценностей, выражающих процесс и результат деятельности коллективного субъекта познания (человечества). Родовое мировоззрение выступает как частный элемент картины мира.

На уровне особенного мировоззренческого аспекта картина мира может быть представлена «частным мировоззрением». Частное мировоззрение может характеризоваться исторической преемственностью и «ограниченностью», оно представляет собой не столько мировоззрение всего человечества, сколько мировоззрение «определенной социальной группы или слоя». Частное мировоззрение представляет собой экспликацию общечеловеческого или родового мировоззрения в том или ином социально-историческом периоде, реализующем определенную специфику по отношению к той или иной исторической эпохе, по отношению к определенному социальному сообществу. Представления, знания, нормы, идеалы и ценности, реализующиеся в частном мировоззрении, эксплицируют себя в различных социально-исторических условиях и выражают себя через мифологию, религию, идеологию, искусство, науку и другие формы общественного сознания. Частное мировоззрение реализует себя как средство перехода всеобщего (общечеловеческого мировоззрения) в единичное (индивидуальное мировоззрение). Основными механизмами детерминации частного мировоззрения выступают мифы (включающие в себя различные жизненные сюжеты, образы, исторические предания, легенды, сказки, эпосы), произведения искусства, религиозные культы, каноны, обряды, научные эталоны, нормы и ценности, идеологическая пропаганда, агитация и прочее. Вышеозначенные артефакты реализуют собой основные связи и зависимости между частным мировоззрением и его основными структурными компонентами.

Уровень единичного мировоззренческого компонента картины мира представлен индивидуальным мировоззрением, характеризующимся уникальностью и неповторимостью, но в то же время включающем в себя представительство определенных ценностей социальной группы того или иного исторического периода (частное мировоззрение) а также общечеловеческие идеалы, нормы и ценности (родовое мировоззрение). Индивидуальное мировоззрение так же реализует в себе в различной степени некоторые инварианты ряда социально-исторических эпох и включает в себя аспекты общечеловеческого, трансцендентального, родового мировоззрения. К единичному мировоззренческого компонента картины мира, можно отнести повседневные, жизненно-практические, профессиональные, научные знания, определенные системы ценностей (включающие в себя, например представления о добре и зле), «образы» прошлого, «проекты» будущего, включающего определенные способы жизни и поведения. Все это и реализует в своей совокупности индивидуальное мировоззрение отдельного человека.

Гл. IV. Всеобщее, особенное, единичное, как структурные компоненты картины мира в современной философии. &4.1. Всеобщее, особенное, единичное, как структурные компоненты картины мира в современной философии: доминирование всеобщего. В параграфе рассматриваются современные философские течения посредством выделения в них концепта всеобщего. Превалирование всеобщего в данных современных философских концепциях и направлениях весьма относительно, тем не менее, классификация по данным концептам с одной стороны раскрывает специфику самих философских течений современности, с другой наполняет конкретным содержанием структурную модель картины мира. То есть, философские течения современности в известном смысле, уточняют и углубляют структурные элементы картины мира, но, в то же время, сама структура картины мира логически субординирует многие понятия тех или иных современных философских течений и направлений.

Определяя онтологический компонент картины мира в качестве основного, выявляя бытие в качестве всеобщего данного онтологического аспекта, проанализировав ряд современных философских концепций исследующих феномен бытия, сознания, познания и других, мы выяснили, что структурно обозначенные основные «элементы» онтологии Н. Гартмана вполне соотносятся с выявляемой в данном исследовании структурой картины мира. Бытие в онтологии Н. Гартмана относится к всеобщему уровню онтологического аспекта картины мира, физически-материальный, органически-живой, душевный и исторически-духовный слои бытия относятся к особенному уровню онтологического аспекта картины мира, закон возвращения, закон нового и закон дистанции относятся к всеобщему уровню гносеологического аспекта картины мира, принцип детерминизма и принцип «экстракаузальных детерминант» необходимо отнести к особенному уровню гносеологического аспекта картины мира.

В учении Э. Гуссерля феноменология как наука о «чистых феноменах» соответствует единичному уровню онтологического аспекта картины мира, в фундаментальной онтологии М. Хайдеггера всеобщим уровнем онтологического аспекта картины мира выступает бытие, особенным уровнем онтологического аспекта выступает Dasein, единичный уровень онтологического аспекта картины мира представлен у М. Хайдеггера самими феноменами. В экзистенциализме как влиятельном философском течении двадцатого века, «экзистенциалы» человеческого существования по мнению большинства его представителей представляют собой суть индивидуальное, уникальное, отдельное, личностное, но вместе с тем жизненно важное и фундаментальное, поэтому с полным правом могут быть отнесены к единичному уровню онтологического аспекта картины мира.

Представители позитивизма (к которому мы относим и классический позитивизм, и эмпириокритицизм, и неопозитивизм, и постпозитивизм) в качестве основных объектов философского анализа выделяют факты, явления и феномены действительности (которые с полным правом возможно отнести к единичному уровню онтологического аспекта картины мира); устойчивые связи между данными фактами и явлениями действительности (выражающими соответственно единичный уровень гносеологического аспекта картины мира); общие законы развития природы «возвышающиеся» над любыми частнонаучными законами (которые относятся к особенному уровню гносеологического аспекта картины мира); науку как отдельную инфраструктуру, предельно объединяющую данность всех фактов и законов и дополняемую специфическими частнонаучными образованиями (особенное мировоззренческого аспекта картины мира).

Представители структурализма в качестве основных объектов философского анализа выделяют сами структуры как формы объективной реальности (которые возможно отнести к уровню особенного онтологического аспекта картины мира), различные многообразные и специфические элементы данных структур (их в данном случае необходимо отнести к уровню единичного онтологического аспекта картины мира), всеобщие и необходимые связи, выражающие сущность структуры как таковой (которые относятся к уровню особенного гносеологического аспекта картины мира); устойчивые, необходимые и повторяющиеся связи между отдельного рода элементами той или иной индивидуальной структуры (представляющие единичное гносеологического аспекта картины мира).

&4.2. Всеобщее, особенное, единичное, как структурные компоненты картины мира в современной философии: доминирование единичного. В параграфе рассматриваются современные философские течения посредством выделения в них концепта единичного. Выделение единичного как доминирующего в современных философских концепциях и направлениях также весьма относительно, но, как и было уже отмечено выше, приводит к выявлению некоторых, ранее не известных, артефактов современного философского дискурса, связанного и с содержанием концепта картины мира, и с философскими течениями современности.

Рассматривая такие «понятия» современной философии второй половины двадцатого века как дискурс, эпистема, деконструкция, симулякр, ризома, артефакт и другие, мы напрямую сталкиваемся с фундированием уникального, неповторимого, единичного. Во многом это связано с доминированием в наше время культуры постмодерна и выражается в самой философии как постмодернизм. Одним из сподвижников данного взгляда, принято считать М. Фуко. Фуко все многообразие различных артефактов человеческой культуры считал уникальными и неповторимыми по своей сути формами дискурса, соответственно последние необходимо отнести к уровню единичного онтологического компонента картины мира. Фуко так же говорит о наличии особых «однонаправленных» смысловых ракурсов (эпистем) в каждой исторической эпохе, через которые организуются различные (исторически обусловленные и детерминированные) сферы знания. Доминирующая в определенную историческую эпоху эпистема, определяет знаковое и смысловое отношение между «словами» и «вещами». Но эпистемы не самодостаточны, они выступают особыми формами единого, языкового, смыслообразующего поля, именуемого дискурсом. Таким образом, вполне логично дискурс отнести к уровню всеобщего, а эпистемы к уровню особенного онтологического компонента картины мира.

Фуко полагал, что вся культура человеческого рода основывается на дискурсивных отношениях между означаемым и означающим и, тем самым, может быть истолкована как текст. Ж. Деррида в известном смысле догматизирует данный тезис, заявляя о том, что не существует ничего кроме текста. Но текстам изначально присуща «полифония» трактовок, смыслов, интерпретаций. Раскрытие каждой из них и представляет собой не что иное, как деконструкцию. Метод деконструкции позволяет каждый раз по новому увидеть нечто, в известном смысле создать это нечто, придавая последнему новый концептуальный смысл. Метод деконструкции создает индивидуальное, неповторимое, уникальное. То есть метод деконструкции представляет собой восхождение к единичному и через единичное в онтологическом компоненте картины мира.

Современник Ж. Деррида и последователь М. Фуко Ж. Делез говорит о необходимости деконструирования самой деконструкции, результатом чего будет выступать подлинное творчество, но уже не в отношении «случайного» и «деконструированного материала», а в отношении философии как таковой. В философии, помимо концепта бытия, должна реализовать себя теза о том, что индивидуальное выступает как подлинно сущее. Но всякая индивидуальность, всякое различение реализуется в ином, и таким образом, оказывается не равным себе. Нетождественность, неравенство порождает становление, но становление должно привести себя к себе, уравнять себя с самим собой. Последнее выступает как повторение, но нет повторения без различия. Повторение, рефлексирующее знание о своем собственном отличии от повторяемого, Делез и называет симулякром. Делез утверждает то, что бытие как однозначное бытие, плюралистичное бытие всегда осуществляет себя лишь через симулякры, через «мнимые тождества» в истинных различиях. Более того, однозначность бытия как раз и состоит в том, что оно может выражать себя только в различиях.

Таким образом, в концепции Делеза бытие (которое есть однозначное и различенное бытие) реализует себя на уровне всеобщего онтологического компонента картины мира, симулякр (как механизм перехода) реализует себя на уровне особенного онтологического компонента картины мира, различенности (как формы человеческой культуры) осуществляют себя на уровне единичного онтологического компонента картины мира.

Многие философы второй половины двадцатого века, в известной степени опираясь на исследования М. Фуко, Ж. Дерриды, Ж. Делеза, уточняли и углубляли отдельные тезисы постмодернизма, но при этом не создавая своей структурной модели картины мира, довольствуясь культом индивидуального, отдельного, единичного. Тем не менее, к концу двадцатого века все большее и большее количество исследователей говорят о необходимости снятия индивидуального в общечеловеческом, различенного в тождественном, единичного во всеобщем.

В общем и целом можно отметить, что определяемая в настоящем исследовании структура картины мира (на том или ином уровне, в том или ином компоненте) логически соответствует и логически сообразуется с понятиями многих философских течений и направлений двадцатого века. Последние в определенных контекстах уточняют и углубляют структурные элементы картины мира, но в то же время, сама структура картины мира логически субординирует многие понятия тех или иных современных философских течений и направлений.

Заключение. В заключении подводятся итоги исследования, проведенного в диссертационной работе.

Наиболее значимые работы автора, в которых нашли отражение основные положения диссертации:

Иванов С. Ю. Категории единичного, особенного, всеобщего: опыт логико-философского анализа: монография. – Магнитогорск, 2008. – 229 с.

Иванов С. Ю. Всеобщее, особенное, единичное в структуре картины мира: философский анализ: монография. – Магнитогорск, 2011. – 297 с.

Иванов С. Ю. Системность научного познания // Вестник Поморского государственного университета, 2007. – № 7. – С. 34-38. (Перечень ВАК).

Иванов С. Ю. Проявление основных законов диалектики в научном познании // Вестник Оренбургского государственного университета, 2008. – № 7. – С. 75-79. (Перечень ВАК).

Иванов С. Ю. Всеобщее как категория диалектической логики // Вестник Челябинского государственного университета, 2009. – Вып. 14. – С. 122-125. (Перечень ВАК).

Иванов С. Ю. Всеобщее, особенное и единичное как категории диалектической логики // Вестник Оренбургского государственного университета, 2009. – № 10. – С. 19-22. (Перечень ВАК).

Иванов С. Ю. Категория особенного как антиномия всеобщего и единичного // Вестник Челябинского государственного университета, 2010. – Вып. 16. – С. 148-151. (Перечень ВАК).

Громадская О. С., Иванов С. Ю. Категории всеобщего, особенного и единичного в философии Г. В. Ф. Гегеля // Социально-гуманитарные знания, 2010. – № 9. – С. 96-101. (Перечень ВАК).

Иванов С. Ю. Категория особенного как диалектическая связь категорий всеобщего и единичного // Вестник Оренбургского государственного университета, 2010. – № 1. – С. 12-15. (Перечень ВАК).

Иванов С. Ю. Роль категории всеобщего в «Капитале» К. Маркса // Вестник Оренбургского государственного университета, 2010. – № 7. – С. 24-27. (Перечень ВАК).

Иванов С. Ю. Категории всеобщего, особенного и единичного в «Капитале» К. Маркса // Социально-гуманитарные знания, 2010. – № 9. – С. 235-242. (Перечень ВАК).

Иванов С. Ю. Категории всеобщего, особенного и единичного в философии И. Канта // Социально-гуманитарные знания, 2010. – № 10. – С. 69-75. (Перечень ВАК).

Иванов С. Ю. Структурные компоненты картины мира // Философия и культура, 2011. – № 3. – С. 86-98. (Перечень ВАК).


загрузка...