Гигиенические основы профилактики психогенных форм школьной дезадаптации у учащихся общеобразовательных учреждений различного типа (11.01.2010)

Автор: Тимербулатов  Ильгиз  Фаритович

Из числа медико – биологических факторов риска следует выделить наследственную нервно – психическую отягощенность (фактор I), которая выявлялась у учащихся с обсессивно – компульсивным и гиперкинетическим расстройствами, заиканием, тиками, энурезом/энкопрезом. Неблагоприятные факторы анте – и перинатального периодов (факторы II – XX) были характерны для учащихся с тревожно – фобическими, обсессивно – компульсивными, гиперкинетическими, диссоциальными и аддиктивными поведенческими расстройствами, а также – с заиканием и тиками. Так, частота встречаемости острых заболеваний (факторы II – IV) и обострений хронических болезней (факторы V – VII), гестозов I и II половины беременности (факторы VIII и IX соответственно), интоксикаций (факторы X – XIII), в том числе курения (фактор XII) и алкоголизации (фактор XIII), а также психотравмирующих факторов во время беременности (фактор XIV – XVIII) у матерей учащихся с пограничными нервно – психическими расстройствами была достоверно выше, чем в контрольной группе. У них же отмечался и более высокий процент угроз прерывания беременности (факторы XIX – XX) – достоверно значимо в отношении развития в дальнейшем гиперкинетических расстройств и тиков. У матерей учащихся из группы наблюдения также чаще встречалась и патология родовой деятельности (факторы XXI – XXIII), в том числе преждевременное отхождение вод (фактор XXI) и дискоординация родовой деятельности (факторы XXII – XXIII), вследствие чего такие дети зачастую рождались на фоне интранатальной гипоксии (фактор XXIV) – достоверно значимо в отношении развития в дальнейшем гиперкинетических расстройств. Нередко у этой группы школьников отмечалось и перинатальное поражение нервной системы (фактор XXV).

Таким образом, из большой группы факторов риска приоритетными оказались факторы, связанные с условиями (жилищно – бытовые трудности, сложные внутрисемейные отношения, нерациональный характер воспитания, интенсивные учебные нагрузки) и образом жизни, в сочетании с наследственными, а также анте – и перинатальными факторами риска. На основании полученных результатов были выделены следующие направления психопрофилактики:

1. Работа с педагогами. Она включает проведение лекций и семинарских занятий, на которых педагогам предоставляется информация о факторах риска формирования психогенной дезадаптации у школьников, а также о формах её проявления и особенностях протекания при различных пограничных нервно – психических расстройствах. Акцент ставится на необходимости внедрения в образовательный процесс принципов здоровьесберегающей педагогики и пропаганду здорового образа жизни.

2. Координация совместной работы педагогов, врачей – педиатров и психологов. Основополагающими принципами междисциплинарного взаимодействия являются:

– мультидисциплинарный подход с назначением соответствующего специалиста каждому конкретному учащемуся;

– преемственность в работе специалистов, их постоянное взаимодействие с родителями учащихся в процессе осуществления совместной работы.

3. Методическое обеспечение специалистов. С целью своевременного выявления риска формирования школьной дезадаптации учащихся и оценки их нервно – психического статуса предложен скрининговый психодиагностический опросник, включающий в себя 3 блока вопросов: вводное интервью, диагностическое отборочное интервью (проводятся педагогами – психологами) и дополнительное завершающее интервью (проводится врачом – педиатром). Он позволяет с высокой степенью унификации обеспечить раннее выявление изменений в нервно – психическом состоянии детей и подростков силами школьных врачей и психологов и своевременное направление их на консультацию к детскому психиатру.

Концептуальная модель и методика оценки риска формирования психогенных форм школьной дезадаптации учащихся с алгоритмом психопрофилактических мероприятий представлена на рисунке 30.

Рис. 30. Концептуальная модель и методика оценки риска формирования психогенных форм школьной

дезадаптации учащихся с алгоритмом психопрофилактических мероприятий

Как следует из рисунка 30, на первом этапе выявление факторов риска психогенной дезадаптации учащихся, а также оценка подпороговых изменений в их нервно – психическом состоянии – когда симптом имеется, но не приводит к формированию психогенной дезадаптации – проводится педагогами. При необходимости они проводят соответствующие коррекционные мероприятия, направленные главным образом на формирование у учащихся мотивации к ведению здорового образа жизни. При пороговом уровне симптоматики – когда имеющийся симптом приводит к формированию психогенной школьной дезадаптации – ребенок направляется к педагогу – психологу, который, проведя психологическое обследование учащегося, назначает психокоррекцию. При неэффективности психологической коррекции комиссия в составе врача – педиатра и психолога направляет учащегося на консультацию к детскому психиатру, который проводит клинико – психопатологическое обследование ребенка и назначает соответствующее лечение. При этом, на всех этапах предусматривается деятельное участие родителей. В их задачи входит постоянное контактирование со всеми специалистами, помощь в организации лечебно – профилактических мероприятий, эмоциональная поддержка ребенка.

Исследование закономерностей формирования психогенных форм школьной дезадаптации среди учащихся общеобразовательных учреждений выявило наличие большой группы факторов риска, обусловленных жилищно – бытовыми условиями и образом жизни школьников, характером внутрисемейных отношений, особенностями учебно – воспитательного процесса, личностными и поло – возрастными характеристиками детей и подростков. При этом ведущую роль играет наличие или отсутствие у них пограничных нервно – психических расстройств.

Приоритетными жилищно – бытовыми факторами риска являются: отсутствие у учащихся отдельной комнаты либо возможности выделения в квартире определенного места для занятий и личного пространства. Из социально – бытовых факторов приоритетное значение имеют: неполная семья, дисгармоничные внутрисемейные отношения и воспитание ребенка в условиях гиперопеки или гипоопеки. Существенным фактором риска является работа родителей, связанная с постоянным психоэмоциональным перенапряжением, безработица, а также наличие вредных бытовых привычек.

Выявлены достоверные отличия по факторам риска и частоте встречаемости психогенных форм школьной дезадаптации между учащимися традиционных и инновационных школ. У учащихся традиционных школ чаще отмечаются жилищно – бытовые факторы риска (45,0±1,2% и 24,4±0,9% соответственно; p<0,05), вредные бытовые привычки родителей (36,2±0,7% и 22,6±0,8% отцов; 13,8±0,9% и 9,4±0,7% матерей; p<0,05) и воспитание в условиях гипоопеки (18,7%±1,0% и 12,8±0,7%; p<0,05). Психогенные формы школьной дезадаптации выявлены у 32,6%±1,0% из них. В то же время для учащихся инновационных школ характерно воспитание в условиях доминирующей гиперопеки (17,2±0,8% и 13,4±0,9%; p<0,05), потворствующей гиперопеки (16,9±0,8% и 11,7±0,8%; p<0,05), а также – в духе повышенной моральной ответственности (10,6±0,7% и 8,3±0,6%; p<0,05). Психогенные формы школьной дезадаптации выявлены у 46,8±1,1% учащихся лицеев и гимназий.

Установлено, что организация учебно – воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях не в полной мере отвечает гигиеническим требованиям. Наиболее распространенными являются избыточные учебные нагрузки, составление расписания уроков без учета суточных и недельных биоритмов работоспособности учащихся, наличие сдвоенных уроков без необходимой динамической паузы. Высокая степень риска по данному показателю выявлена в 83,2% обследованных гимназий, 72,4% лицеев и 9,5% традиционных школ. Выявленные нарушения могут быть признаны способствующими факторами для развития психогенных форм школьной дезадаптации у учащихся с пограничными нервно – психическими расстройствами.

Нерациональная организация учебно – воспитательного процесса в школах сочетается с такими особенностями образа жизни учащихся как нарушение режима дня, в частности, сокращение продолжительности ночного сна и пребывания на свежем воздухе, превышение установленных нормативов времени на домашние задания, с выполнением которых многие (50,7±1,5% учащихся лицеев и 67,5±1,5% учащихся гимназий) самостоятельно не справляются. Установлено, что большинство школьников игнорируют активные формы отдыха, чрезмерно увлекаются просмотром многочасовых телепередач и пребыванием в сети Интернет. Эти особенности образа жизни являются дополнительными факторами риска формирования психогенных форм школьной дезадаптации, особенно для учащихся с пограничными нервно – психическими расстройствами.

На основании изучения поведения учащихся и в соответствии с концепцией «аллопластического» и «аутопластического» механизмов адаптации, лежащих в основе непрерывного приспособления индивида и среды, были выделены следующие формы психогенной школьной дезадаптации у учащихся с пограничными нервно – психическими расстройствами:

– при срыве аллопластического механизма адаптации, осуществляющегося теми изменениями в окружающей внутришкольной среде, которые учащийся совершает для приведения её в соответствии со своими потребностями, формируются девиантные (лат. Diviatio – отклонение) и делинквентные (лат. Delinquens – правонарушение) формы, клинически проявляющиеся соответствующими диссоциальными поведенческими расстройствами.

– при срыве аутопластического механизма адаптации, осуществляющегося изменениями личности самого учащегося, с помощью которых он приспосабливается к внутришкольной среде – дефензивные (лат. Defensio – защита) формы, клинически проявляющиеся соответствующими невротическими и аддиктивными поведенческими расстройствами.

Показано, что описанные формы психогенной школьной дезадаптация у детей чаще проявляются на академическом и личностном уровнях, у подростков же преобладающим уровнем нарушения является поведенческий. По продолжительности были выделены временная (не более 1 месяца) и устойчивая (более 1 месяца) формы психогенной школьной дезадаптации.

Установлено, что временная психогенная школьная дезадаптация формируется у учащихся с такими невротическими реакциями, как транзиторные депрессивные (F 43.20) и тревожно – фобические (F 40.00, F 40.01, F 40.1, F 40.2, F 41.0, F 93.0, F 93.1), а также при транзиторных моторных тиках (F 95.0). Такая дезадаптация по длительности не превышает 1 месяца и более характерна для детей и девочек – подростков, оказавшихся в новых учебных или неформальных группах в период, когда их взаимоотношения с другими членами коллектива находятся в процессе становления.

Устойчивая дезадаптация формируется у учащихся с невротическими реакциями на тяжелый стресс (F 43.0) и пролонгированными депрессивными реакциями (F 43.21), при посттравматическом стрессовом (F 43.1) и генерализованном тревожном расстройстве (F 41.1), тревожном расстройстве в виде избегания (F 93.2), обсессивно – компульсивных (F 42.0, F 42.1, F 42.2) и гиперкинетических, поведенческих расстройствах (F 90.0, F 90.1), диссоциальных (F 91.0, F 91.1, F 91.2, F 91.3) и аддиктивных (F 10.1 - F 19.1), расстройствах, а также алкоголизме, нарко – и токсикоманиях (F 10.2 - F 19.2. Эта форма психогенной школьной дезадаптации характерна как для детей, так и для подростков без достоверных гендерных различий.

О «личностной предиспозиции» к формированию психогенных форм школьной дезадаптации у детей и подростков согласно тесту MMPI свидетельствует наличие «невротической триады» (повышение по шкалам 1 – ипохондрии, 2 – депрессии и 3 – конверсионной истерии), что в сочетании с повышением по шкалам 7 – психастении и 10 – социальной интровертированности чаще всего обуславливает дезадаптацию учащихся с невротическими и аддиктивными поведенческими расстройствами. Приоритетным дез-адаптирующим фактором по тесту УНП является высокий уровень невротизации учащихся. Дезадаптации этого контингента учащихся способствуют и достоверно более высокие уровни тревожности, выявленные с помощью тестов MAS, CMAS и STAI. В отличие от них, у учащихся с диссоциальными поведенческими расстройствами школьная дезадаптация согласно тесту УНП обусловлена психопатизацией личности на фоне большей агрессивности этих школьников, выявленной нами по опроснику А.Басса и А.Дарки.

К медико – биологическим факторам риска развития психогенной школьной дезадаптации учащихся относятся: наследственная нервно – психическая отягощенность, а также комплекс неблагоприятных факторов анте – и перинатального периодов. Эти факторы снижали адаптационный порог учащихся с пограничными нервно – психическими расстройствами, способствуя формированию у них психогенных форм школьной дезадаптации не только в условиях серьезной психотравмирующей ситуации, но и при незначительном психоэмоциональном перенапряжении.

Разработанная система мероприятий по профилактике психогенных форм школьной дезадаптации основывается на предложенной концептуальной модели оценки риска их формирования у детей и подростков с пограничными нервно – психическими расстройствами на доврачебном и врачебном этапах, что позволяет с высокой степенью унификации обеспечить раннее выявление нарушений психического здоровья учащихся в условиях общеобразовательных учреждений.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Родителям предлагается учитывать результаты медицинских осмотров, проводимых при поступлении ребенка в школу. В зависимости от полученных данных, следует подбирать тот тип общеобразовательного учреждения, интенсивность учебных нагрузок в котором не вызовет стрессовую ситуацию, срыв адаптационных процессов и формирование психогенной дезадаптации у школьника.

Учреждениям здравоохранения при проведении ежегодных медицинских осмотров детей и подростков, обучающихся в условиях общеобразовательных учреждений, следует обращать внимание на наиболее ранние признаки пограничных нервно – психических расстройств, учитывая их роль в качестве ведущего фактора риска формирования психогенных форм школьной дезадаптации учащихся.

Учреждениям образования совместно с учреждениями здравоохранения необходимо повсеместно вводить курсы гигиенического обучения и воспитания учащихся, школьных учителей и родителей по программам, направленным на снижение распространенности факторов риска психогенной школьной дезадаптации детей и подростков, в первую очередь среди школьников с пограничными нервно – психическими расстройствами. Необходимо скорректировать учебную нагрузку в инновационных школах с учетом гигиенических нормативов и в соответствии с психофизиологическими возможностями детей и подростков. Следует также повышать знания самих учащихся по вопросам здорового образа жизни, пользе соблюдения режима дня и отдыха.

Социальным работникам необходимо усилить работу с неблагополучными семьями (родителями, злоупотребляющими алкоголем, недостаточно добросовестно относящимся к воспитанию детей, допускающими факты психического и физического насилия над ребенком).

Профилактику психогенных форм школьной дезадаптации у детей и подростков с пограничными нервно – психическими расстройствами следует осуществлять исходя из принципов мультидисциплинарности и преемственности в работе классного руководителя, педагогов, школьного врача, участкового педиатра, детского психиатра, психотерапевта, а также психолога и социального работника, обеспечивая тесное взаимодействие с родителями и близкими людьми из окружения учащихся. Подростки, состоящие на учете у нарколога в связи с употреблением наркотических средств и алкоголя, должны систематически наблюдаться у психологов и психотерапевтов с целью ранней диагностики психогенных форм школьной дезадаптации и проведения психокоррекции.

Администрациям районов и городов с целью привлечения молодежи к активным формам отдыха рекомендуется создать детские и подростковые центры здоровья.

В функции центров должны входить:

пропаганда здорового образа жизни, создание групп здоровья при общеобразовательных учреждениях;

формирование необходимого минимума знаний в области психогигиены у детей и подростков;

внедрение оптимальных двигательных режимов, открытие доступных для учащихся спортивных и тренажерных залов;

организация условий для психофизической разгрузки школьников, обучение их методам самокоррекции стрессовых состояний и поддержания психоэмоционального благополучия;

организация лечебно – реабилитационной помощи подросткам с зависимостями (табакокурение, злоупотребление алкоголем, наркотиками).

Руководителям хозяйствующих субъектов рекомендуется:

осуществление материального стимулирования подростков, ведущих здоровый образ жизни и занимающихся укреплением и сохранением своего здоровья путем выплат соответствующих стипендий, предоставления льготных путевок в учреждения отдыха;


загрузка...