Гигиенические основы профилактики психогенных форм школьной дезадаптации у учащихся общеобразовательных учреждений различного типа (11.01.2010)

Автор: Тимербулатов  Ильгиз  Фаритович

Рабочий 25,6±1,0% 14,0±0,8%* 28,1±1,1% 12,7±0,7%*

Служащий Госслужащий 10,1±0,7% 15,3±0,8%* 12,4±0,8% 20,2±0,9%*

Военнослужащий 2,4±0,4% 1,8±0,3%* 4,5±0,5% 4,7±0,5%

Бюджетник 21,6±1,0% 28,2±1,0%* 16,1±0,9% 18,5±0,9%*

Внебюджетная сфера 17,8±0,9% 19,4±0,9% 22,8±1,0% 27,4±1,0%*

Пенсионер 4,1±0,5% 4,5±0,5% 3,6±0,5% 4,2±0,5%

Неработающий инвалид 2,6±0,4% 2,2±0,3%* 1,7±0,3% 1,9±0,3%

Безработный 6,4±0,6% 4,2±0,4%* 6,5±0,6% 4,9±0,5%*

Домохозяйка 7,9±0,6% 9,1±0,7% 2,9±0,4% 3,7±0,4%

Прочие 1,5±0,3% 1,3±0,2% 1,4±0,3% 1,8±0,3%

p <0,05 при сравнении показателей двух исследуемых групп

Согласно полученным данным, родители учащихся традиционных школ достоверно чаще являются рабочими, в то время как родители учащихся инновационных школ – служащими. Следует отметить, что среди родителей учащихся традиционных школ также выше процент безработных.

Достоверное превалирование неполных или социально неблагополучных семей, родители в которых злоупотребляют алкоголем и в той или иной форме конфликтуют между собой, а также семей, в которых превалирует тот или иной тип дисгармоничного воспитания у учащихся группы наблюдения, свидетельствует о значительной роли семьи в профилактике психогенной школьной дезадаптации учащихся (рис. 8).

Рис. 8. Распределение родителей учащихся в зависимости от семейного

положения, характера злоупотребления алкоголем и внутрисемейных

отношений в исследуемых группах, %

В процессе изучения образа жизни учащихся оценивался как режим дня, так и их поведение. Было выявлено, что режим дня соблюдает лишь незначительная часть школьников (28,2±0,9% детей и 16,4±1,2% подростков; р<0,05). Нарушение режима дня более характерно для учащихся инновационных школ, а также для мальчиков – подростков (табл. 4).

Таблица 4

Распределение учащихся различных типов школ в зависимости

соблюдения режима дня, %

Соблюдение

режима дня Детьми Подростками

Традиционные

школы Инновационные

школы Традиционные

школы Инновационные

%(Р±m) %(Р±m) %(Р±m) %(Р±m)

Девочками 27,3±1,1% 29,1±1,0% 15,2±0,9% 17,6±0,8%*

Мальчиками 26,0±1,1% 30,4±1,0%* 13,4±0,8%* 19,4±0,9%*

p <0,05 при сравнении показателей двух исследуемых групп

Установлено, что нарушение режима дня обусловлено недостаточной продолжительностью сна и способствующими этому длительной подготовкой к учебным занятиям и нерациональной организацией свободного времени школьников.

Так, недостаточная продолжительность сна отмечена у 68,0±0,9% детей и 79,6±1,3% подростков. При этом, она достоверно меньше у учащихся инновационных школ, особенно у школьников подросткового возраста (табл. 5).

Таблица 5

Распределение учащихся различных типов школ в зависимости

от продолжительности сна, %

Продолжительность

сна Дети Подростки

Традиционные

Школы Инновационные

школы Традиционные


загрузка...