Стиль модерн в русском музыкальном искусстве рубежа ХIХ-ХХ веков (11.01.2010)

Автор: Скворцова Ирина Арнольдовна

В связи с этим необходимо обозначить существенное обстоятельство. Оно приводит к следующему теоретическому положению. Сосуществуя в полифоническом

сплетении с множеством иных направлений рубежа веков, стиль модерн частично и избранно отразился в индивидуальных творческих стилях.

Нормы стиля редко выдерживаются полностью, а его проявления подчас достаточно локальны. Это общее положение, характеризующее стиль модерн во всех видах искусств. Подчеркнутая закономерность выявляет важнейший основополагающий теоретический принцип модерна - принцип избранности проявлений типологических черт модерна в индивидуальных авторских стилях.

Данная особенность, подмеченная в свое время одним из первых исследователей визуального модерна, теоретиком стиля Д.В. Сарабьяновым, явственно ощутима в музыке. Выдвинутый им, в качестве критерия принадлежности того или иного явления к модерну, принцип «притяжения» к стилю, а не требование выполнения всех его «обязательств», четко прослеживается в музыкальном искусстве.

В отличие от архитектурного и изобразительного модерна, где все же в виде исключения можно обнаружить абсолютных адептов стиля, таких как Ф.Шехтель и Л.Кекушев, Г.Климт и А.Муха, М.Врубель, в русском музыкальном искусстве рубежа веков в «чистом виде» представителей стиля модерн мы не найдем. Многочисленные и весьма разнообразные черты стиля, в творчестве одного композитора или даже в одном конкретном произведении в полной мере найти трудно. Действие принципа «притяжения» естественно ведет к разнообразию стилевых вариантов. Расхождение между ними могут быть достаточно сильными. В музыкальном искусстве пример такого рода разнообразия демонстрирует творчество поздних П.Чайковского и Н.Римского-Корсакова, А.Глазунова и Ан. Лядова, С.Рахманинова и А.Скрябина, И.Стравинского русского периода.

Столь разные музыкальные индивидуальности впитали в себя вездесущий дух моды – стиль модерн, и совершенно по-разному отразили в своем творчестве всю многоликость палитры этого загадочного явления, сотканного из неуловимого многоцветья стилевых черт.

Общая стилевая черта модерна – существование лексики, которая может варьироваться в индивидуальных авторских стилях, отчасти объясняется историзмом модерна, использованием и смешением в нем разных стилистических моделей прошлого. Общий стилистический знаменатель материи русского музыкального модерна можно представить как - декоративность, которая проявляется в плоскостном пространственном решении и характеризуется украшениями, многочисленными деталями, орнаментом, особым характером линии, особым соотношением рельефа и фона, проявляющимся в фактуре, многостильем, стилизацией и статичностью.

Вторая глава. «Стиль модерн как проекция общей теории художественного стиля».

Понятие стиль находится на стыке различных направлений искусствознания. Хотя в музыковедческой науке стиль относится к сугубо теоретическим проблемам, тем не менее, не существуя вне конкретной исторической действительности, он оказывается и исторической проблемой в том числе.

Как и все другие стили, стиль модерн - это общехудожественный стиль со свойственными ему стилистическими признаками. Попытка создания в работе теории стиля модерн приводит к важнейшим положениям, дающим представление о сущности стиля модерн в русской музыке. Особую актуальность этой задаче придает воздействие, которое оказал стиль модерн на музыкальную культуру ХХ века, заложив фундамент тем векторным направлениям, по которым стало развиваться искусство.

В основе общей теории стиля лежит представление о его художественном единстве как целостной системе. «Стиль в музыке, как и во всех других видах искусств, - это высший вид художественного единства», - писал С.С.Скребков. (Курсив мой, И.С.)

Это подразумевает существование стилевой общности у ряда композиторов, объединяемых единством музыкально-эстетических принципов. Любой стиль предполагает, во-первых, устойчивое единство художественной образной системы и, во-вторых, единство выразительных средств искусства. В более широком смысле – это склад речи, слог, манера, особенности письма.

Выделяются два основных параметра, характеризующих стиль - план выражения и план содержания. «План выражения» подразумевает «системно организованные элементы музыкального языка», «план содержания» - «единство системы музыкально-художественного мышления», понимаемого как социокультурный феномен. Под «элементами музыкального языка» имеется в виду типизированная система приемов письма, которая складывается в типологические признаки данного стиля. Иначе говоря, стилевые признаки есть «музыкально-выразительные средства в обобщенном, типичном для анализируемого стиля проявлении». (Курсив мой, И.С.)

Если спроецировать общее представление о стиле, содержащееся в одном из определений, на стиль модерн, то из этого будет следовать следующее: под стилем модерн подразумевается особый тип художественного мышления, характерный для рубежа ХIХ-ХХ веков. Стиль модерн выражает новаторскую суть художественного творчества этого исторического периода, определенный способ видения, способ изображения и способ выражения данного времени. Стиль модерн - отражение художественного переживания конкретного исторического периода - рубежа ХIХ-ХХ веков.

Итак, стиль модерн - порождение эпохи модерна, и вместе с тем он репрезентирует эпоху модерна.

Важно отделить более широкое понятие «эпоха модерна» от более частного – «стиль модерн». Понятие «эпоха модерна» предполагает совокупность тех общих черт, которые отличают культуру одной исторической эпохи от другой. Определяющей особенностью эпохи модерна явилась общеохватность всех уровней жизни. Она вбирает в себя всю окружающую среду, предполагает и художественное творчество, и всевозможные иные сферы окружающей жизни.

Стиль модерн, по сравнению с понятием эпоха модерна - более частное, конкретное и в целом вторичное явление. Он - рожден эпохой модерна, но, отражая ее суть, подразумевает именно и только художественное творчество, в данном случае музыкальное творчество, саму музыкальную материю

Попытка воссоздания в конце ХIХ – начале ХХ века единого стиля – стиля модерн - дала недолговечные и противоречивые результаты, но послужила толчком для поисков новых вариантов современного стиля ХХ века.

Общестилистические тенденции стиля модерн, как обобщающую систему знаковых явлений, можно сравнить по своим функциям с языком, который, будучи системой понятийных знаков, предшествует созданию конкретного произведения. Точно так же, как конкретное произведение создается по законам того или иного языка, музыкальное произведение создается по законам стилевых признаков конкретного стиля.

В таком случае, стиль можно себе представить как своеобразный свод канонических правил. И тогда произведение, включенное в систему того или иного стиля, создается по каноническим правилам, составляющим этот стиль. Таким образом, музыкальное произведение, включенное в систему стиля модерн, должно создаваться по каноническим правилам, составляющим стиль модерн.

Рассматривая любой модерновый текст, и музыкальный в частности, мы можем и должны по его организации, по характеру отбора средств музыкального языка обнаружить почерк, типичный для стиля модерн.

Музыкально-звуковой текст стиля модерн репрезентируют конкретные средства музыкального языка. Именно они составляют типологические признаки стиля модерн, проявляющиеся в русском музыкальном искусстве рубежа ХIХ- ХХ веков.

К ним относятся: декоративность музыкальной ткани, как видовая и наиболее типичная черта модерна; ее проявления в виде орнаментальности ткани, культе всевозможных украшений, культе изобилия разнообразных деталей текста, особенностях произнесения текста, то есть в артикуляционных особенностях, особом характере мелодической линии, в принципе соотношения рельефа и фона, то есть растворения рельефа в фоне, а в музыкальной ткани растворения тематизма в фактуре.

Общая тенденция стиля модерн – стремление к новизне, в данном контексте языковой новизне, оборачивается в музыкальной ткани стремлением к новизне гармонического языка, к ослаблению ладофункциональности, эмансипации ритма и тембра и фактуры.

Типологию стиля модерн составляют и более крупные признаки, характеризующие композиционные особенности произведения. К ним относятся: особенности хроноса, и в частности тяготение к статичности, как основной тенденции модерновых композиций; к ним же относится и такое общее качество композиций как многостильность, с ярко выраженным стремлением к использованию моделей предшествующих культур и стилей; многостильность естественно порождает всевозможные стилизации, которые становятся типичным признаком стиля модерн.

Вместе с тем, в музыкальном произведении, относящемся к стилю модерн, могут встретиться языковые средства, не связанные именно со стилем модерн, а указывающие на присутствие признаков совсем других стилей. Так, например, реалистические черты присущи многим произведениям Римского-Корсакова, хотя отдельные эпизоды этих же произведений отвечают стилистике модерна. В произведениях Рахманинова соседствуют подчас модерновые и романтические стилистические приметы. Чаще всего такое соседство встречается в фортепианных произведениях композитора.

Стилеопределяющими средствами в музыкальной материи модерна наряду с другими стилевыми признаками оказываются фактура (Лядов, Скрябин, Рахманинов, Метнер), ритм (Скрябин, Рахманинов, Стравинский), мелодико-тематическая организация (Скрябин, Рахманинов, Стравинский), гармония (Лядов, Скрябин)

Отдельная эстетико-теоретическая проблема - соотнесение исторического стиля и индивидуального авторского стиля. Стиль, являясь обобщающей категорией, проявляется и выражается конкретно в индивидуальном качестве. В стиле модерн типическое в личностном проявляется избранно.

В стиле модерн оказывается ярко выраженной следующая тенденция. В создании музыкальной композиции определяющими являются не столько имманентные свойства композиторского вдохновения и результаты авторской интуиции, сколько процесс рационального конструирования, дистанцированный от авторского «Я», отстраненный от внутреннего мира творца (творящей личности). Проявлением этой тенденции в стиле модерн оказывается тяготение к театрализации, к игровым эффектам, к условности, стилизации.

Эта особенность отмечается не только в новой эстетической позиции Стравинского,

но и у такого, казалось бы, романтического по натуре и манере письма художника, как Чайковский, в позднем периоде творчества которого наблюдается та же тенденция. Поздний период в творчестве Чайковского совпадает с периодом зарождения стиля модерн, поэтому «подступы» к модерну у него не случайны. Композитор предчувствует появление новой эстетики в искусстве, и она оказывается ему во многом близка.

Последняя закономерность, характерная для стиля модерн, заключается в следующем общестилистическом парадоксе: чем менее в музыке выражена печать индивидуального авторства, тем более заметной становится стилевая общность, все сильнее о себе заявляет национальный стиль или стиль эпохи (Е.В.Назайкинский). В модерне индивидуальное авторское начало выражено чрезвычайно сильно. Потому авторские художественные стили столь отличны друг от друга. Тем не менее, в них просматривается нечто сходное, что составляет общий знаменатель стиля модерн. Сравнивая модерновые произведения разных композиторов, мы имеем возможность выявить присутствовавший во всех произведениях общий стилевой фон.

Наибольшую важность при осмыслении и оценке родовых отличительных качеств исторического стиля приобретает вопрос о его генетической детерминанте. Проблемам происхождения стиля модерн, особенностям его диалога с другими стилями и направлениями посвящена третья глава – «Генезис стиля модерн. Взаимодействие с другими стилями и направлениями». Глава подразделяется на четыре раздела.

Первый раздел – стиль модерн и романтизм. Истоком и предпосылками модерна, несомненно, является романтизм. Возникнув, стиль модерн заявил о себе как о самостоятельном, новом стиле. Его новизна, прежде всего, осмысливалась как противопоставление своему предшественнику, романтизму. Такой тип «новой» музыки К.Дальхауз классифицировал в одной из своих статей как антитеза прошлому.

Между тем, модерн многое унаследовал от романтизма, и в первую очередь – возвышенный идеал гармонии и культ красоты. Наследуемой была и утопическая идея модерна: преображение окружающей среды посредством искусства. Романтическая вера в жизнестроительную силу искусства, которое должно гармонизировать мир, плавно перетекла в модерн. Идея жизнепреобразующей миссии искусства воспринималась в то время как новая религия. Ярче всего в музыкальной эстетике идеи обожествления искусства выразились в хорошо известных высказываниях Скрябина и Лядова.

Характерна для модерна и другая идея романтизма, носящая ностальгический оттенок. Ощущением иллюзорности, недостижимости идеала, тоской по ушедшей гармонии наполнены многие картины Борисова-Мусатова, Сомова, Бенуа, слышны они и в музыке Лядова и Рахманинова.

Романтическая тоска по неуловимому, неповторимому, ускользающему прошлому превратилась в модерне в отдельное направление – ретроспективизм, с характерной для него поэтизацией, идеализацией прошлого. Но ретроспективизм модерна в меньшей степени наделен рефлексией, он совмещен со стилизацией. Присутствие «чужой» модели привносит в восприятие целого игровой эффект. Такого рода примеры мы находим в версальских картинах Бенуа и кукольно-стилизованных сценках из ХVШ века Сомова. В этом же ряду находятся и стилизованные классицистские эпизоды «Щелкунчика» и «Пиковой дамы» Чайковского.

Некоторые постулаты романтизма модерн довел до перерождения в свою противоположность. Так, романтически-возвышенный культ чувства в модерне переродился тоже в культ, но не чувства, а чувственности, эротического смакования эмоции, медленного погружения в нее.

В модерне наблюдается постепенный отход от одной из определяющих черт романтизма – психологической глубины, эмоционального самовыражения.

В стиле модерн акцент чаще всего делается не на внутреннем мире, а на внешней стороне окружающей действительности. «Мы ушли по скрытой от нас причине от внутреннего к внешнему», писал в 1909 году В. Кандинский. (Курсив мой, И.С.). Романтическая культура выражения постепенно уходит из жизни и преобразуется в модерне в изображение и украшение. Поэтому важнейшей типологической чертой модерна становится внешняя декоративная сторона изображаемого.


загрузка...