ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (11.01.2010)

Автор: Саламатов Артем Аркадьевич

Нормативно-правовую основу исследования составили: Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями), Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года от 17.11.2008 г., Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. от 25.10.2001 г., декларация «Зона европейского высшего образования» (Болонская декларация) от 19.06.1999 г., Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования от 18.07.2002 г., Национальная доктрина образования в Российской Федерации от 04.10.2000 г., Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 гг. от 23.12.2005 г., Постановление Правительства РФ от 9.06.2003 г. № 334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования».

Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса теоретических и эмпирических методов. Теоретические методы: понятийно-терминологический анализ, теоретико-методологический анализ, каузально-функциональный анализ, дискурсивная рефлексия, системный анализ, контент-анализ, педагогическая экстраполяция, педагогическое моделирование, синтез, классификация, сравнение, прогнозирование. Эмпирические методы: наблюдение, исследование массовой школьной практики, анкетирование, тестирование, самооценка, автобиографический метод, экспертная оценка, методы математической статистики.

Ведущая идея исследования. Возникновение и рост эколого-экономических проблем актуализируют проблему формирования современного мышления у молодого поколения, что определяется как внутренними потребностями России, так и процессом интеграции страны в мировое сообщество, а значит, объективными требованиями использования в практике мировых стандартов. Становится очевидным, что в настоящее время от успешного решения эколого-экономических проблем средствами образования подрастающего поколения зависит не только эффективность хозяйственной деятельности человека, но и его благополучное существование в целом. Концепция ЭЭП старших школьников в системе профильного обучения дает возможность решения данной проблемы.

Выявление сущности экологизированной экономической подготовки старших школьников, а также возможностей, которые открывает профилизация образования, позволяет определить ее структуру, содержание, разработать концепцию, включающую методологические основы, теоретический базис, концептуальную модель. Теоретический базис составляют закономерности и принципы ЭЭП старших школьников в системе профильного обучения. Они являются основой концептуальной модели, включающей информационно-познавательный, когнитивно-операционный и мотивационно-деятельностный компоненты рассматриваемого вида подготовки.

Таким образом, основная идея исследования заключается в разработке методологии, теории и практики ЭЭП старших школьников в системе профильного обучения, способствующей повышению качества эколого-экономической подготовки старших школьников и формированию у них эколого-экономических ценностных ориентаций, основанных на осознании неразрывной взаимосвязи человека и природы, взаимозависимости экономической деятельности человека, ее последствий для природы, самого человека как части природы и необходимости осуществления будущей профессиональной деятельности в рамках эколого-экономического равновесия.

Базой исследования явились: МОУ СОШ №№ 85, 112, 143, МОУ ООШ № 130, МОУ лицей № 142 г. Челябинска, МОУ СОШ №№ 12, 22 г. Салават, МОУ гимназия № 3, МОУ СОШ № 32 г. Стерлитамак Республики Башкортостан, МОУ СОШ № 1 г. Миньяра и № 10 пос. Полетаево Челябинской области, ГОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», ГОУ СПО «Салаватский педагогический колледж». В исследовании приняли участие 743 учащихся и 38 учителей общеобразовательных учреждений, 442 студента педагогического университета и 96 студентов педагогическог колледжа.

Исследование осуществлялось в несколько взаимосвязанных этапов:

Первый этап (2003 г.) – поисково-ориентировочный – был посвящен изучению и систематизации литературы по экологическому образованию, выявлению проблем реализации экологического образования в средней школе, взаимосвязанного рассмотрения экологического и экономического образования в научной литературе и педагогической практике, постановке цели и задач исследования.

На втором этапе (2003-2004 гг.) – теоретико-аналитическом – выявлялись социально-исторические предпосылки ЭЭП учащейся молодежи, осуществлялся поиск рациональных теоретико-методологических подходов, определялись ключевые позиции исследования, сущность экологизированной экономической подготовки старших школьников в системе профильного обучения, понятийно-терминологический аппарат, анализировались и опытно-поисковым путем проверялись отдельные вопросы ЭЭП старших школьников в системе профильного обучения.

Третий этап (2004-2009 гг.) – опытно-поисковый – был посвящен теоретико-методологической и методико-технологической разработке концепции ЭЭП старших школьников в системе профильного обучения, обоснованию ключевых положений, их апробации на основе спроектированной технологии и экспериментальной оценке; разрабатывались критерии качества процесса и результата экологизированной экономической подготовки старших школьников в системе профильного обучения, определялись возможности мониторинга качества эколого-экономической подготовки старших школьников для экспериментальной оценки и коррекции концептуальной модели ЭЭП старших школьников в системе профильного обучения.

На четвертом этапе (2009-2010 гг.) – обобщающем – проводились анализ, обобщение, систематизация и описание полученных результатов исследования, уточнялись теоретические и эмпирические выводы, осуществлялось внедрение результатов исследования в практику работы общеобразовательных учреждений.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

Выявлены социально-исторические предпосылки ЭЭП учащейся молодежи и сущность экологизированной экономической подготовки, которая обеспечивает формирование у старших школьников экономически обусловленного нравственного отношения к природе, проявляющегося в осознании ими того, что экономика должна быть экологически безопасной, а экология – экономически целесообразной.

Построена и обоснована концепция ЭЭП старших школьников в системе профильного обучения с учетом основных положений системного, синергетического, аксиологического и личностно-деятельностного подходов, включающая методологические основы, внешнюю и внутренние закономерности, соответствующие им специфические принципы, концептуальную модель, целью которой является теоретико-методологическое и методико-технологическое обеспечение рассматриваемого вида подготовки.

Установлена структура экологизированной экономической подготовки старших школьников в системе профильного обучения, состоящая из инвариантного детерминанта (области пересечения инвариантной структуры экологизации экономической деятельности (познавательной, преобразующей, ценностно-ориентационной) с инвариантным элементом содержания ЭЭП (знания, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения)) и вариативного детерминанта (возможности осуществления ЭЭП старших школьников как в профильных классах, так и классах других профилей, а также в процессе предпрофильной подготовки школьников).

Раскрыто содержание экологизированной экономической подготовки старших школьников, реализуемое на уровнях предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников и определяющееся информационно-познавательным, когнитивно-операционным и мотивационно-деятельностным компонентами, направленными, соответственно, на формирование эколого-экономической обученности, развитие теоретического мышления и формирование эколого-экономической направленности личности учащегося.

Разработана технология экологизированной экономической подготовки старших школьников в системе профильного обучения, представленная взаимосвязью содержательного, процессуального и результативного аспектов, включающих блок педагогической задачи (реализующий цели курсов, ради которых они включены в учебный план средней школы), блоки способа и условий (обеспечивающие выполнение этих целей – формирование эколого-экономических знаний и умений, эколого-экономической направленности личности и развитие теоретического мышления).

Разработан мониторинг качества эколого-экономической подготовки старших школьников для опытно-поисковой проверки и коррекции концептуальной модели, который включает следующие этапы: определение педагогической таксономии, организационно-подготовительную работу, педагогическую диагностику, анализ результатов диагностики, прогнозирование дальнейших действий, коррекцию содержания образования, промежуточную диагностику, коррекцию внешних условий, итоговую диагностику.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

Сформулировано понятие «экологизация экономической подготовки учащихся», под которой понимается процесс последовательного внедрения идей устойчивого развития общества на основе паритетно-приоритетного бифуркационного взаимодействия экологического и экономического опыта в образовательном процессе, приводящего к формированию у обучающихся эколого-экономических ценностных ориентаций.

Дана авторская трактовка понятия «эколого-экономическая образованность», под которым понимается совокупность изменений в сознании человека в результате его собственной активности, выражающейся в овладении системой эколого-экономических знаний и умений, развитии теоретического мышления и формировании эколого-экономической направленности личности.

Уточнено содержание понятия «экологизированная экономическая подготовка учащихся», под которой понимается процесс формирования комплексных, интегративных знаний и умений, ноосферного типа мышления и биосфероцентристской направленности личности, основанных на осознании взаимосвязи и взаимозависимости экономической деятельности человека и ее последствий для природы и условий жизнедеятельности самого человека, и необходимости ее осуществления в рамках эколого-экономического равновесия.

Выделены и обоснованы закономерности ЭЭПстарших школьников в системе профильного обучения:

– внешняя закономерность обусловленности: в системе профильного обучения экологизация экономической подготовки старших школьников приводит к синергическому эффекту, проявляющемуся в том, что цель ЭЭП имеет направленность на формирование эколого-экономических личностных ценностных ориентаций и закономерно влияет на содержание и педагогические условия подготовки старших школьников к будущей профессиональной деятельности;

– внутренняя атрибутивная закономерность: экологизированная экономическая подготовка старших школьников является открытой системой, представляет собой часть системы предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников и подчиняется ее целям, имея эколого-экономическую направленность содержания образования;

– внутренняя закономерность эффективности: экологизированная экономическая подготовка старших школьников в системе профильного обучения направлена на формирование эколого-экономических ценностных ориентаций школьников, которое осуществляется тем более успешно, чем выше уровень качества эколого-экономической подготовки старших школьников; результативность экологизированной экономической подготовки старших школьников в системе профильного обучения зависит от способа разрешения противоречия между познавательными и практическими задачами и наличным уровнем необходимых для их решения эколого-экономических знаний и умений, теоретического мышления и эколого-экономической направленности личности учащегося.

Разработаны принципы ЭЭП старших школьников в системе профильного обучения: фундаментальности естественнонаучного и гуманитарного образования, экологического императива, экосинергизма в образовании; взаимосвязи рассмотрения эколого-экономических проблем на региональном, национальном и глобальном уровнях, комплиментарности экологии и экономики, интегративности естественнонаучной и гуманитарной образовательных парадигм, сопряжения содержания экологического и экономического образования, инверсионной зависимости экологического и экономического образования; ориентации на зону ближайших профессиональных интересов, актуализации витагенного опыта, вариативности эколого-экономических образовательных траекторий.

Практическая значимость исследования состоит в разработке:

научно-методических рекомендаций по ЭЭП старших школьников в системе профильного обучения, в частности, учебно-методического пособия «Технология эколого-экономического образования в условиях предпрофильной и профильной подготовки школьников», допущенного Министерством образования и науки Челябинской области к использованию в средних школах;

программно-технологического обеспечения, позволяющего осуществить экологизацию экономической подготовки старших школьников с учетом особенностей, обусловленных введением профильного обучения на старшей ступени общего образования, а именно, осуществить ее на уровне предпрофильной подготовки школьников, в профильных классах и классах других профилей;

технологических аспектов экологизированной экономической подготовки старших школьников в системе профильного обучения, вооружающих учителя способом достижения высокого уровня качества эколого-экономической подготовки старших школьников;

оценочного инструментария мониторинга качества эколого-экономической подготовки старших школьников, повышающего научность и обеспечивающего точность определения эффективности экологизированной экономической подготовки старших школьников в системе профильного обучения, который включает систему критериев, показателей и признаков: эколого-экономическая обученность (знания и умения) определяется на основе признаков полноты и точности, теоретическое мышление (связи и отношения между знаниями, их обобщение) – полноты и адекватности, эколого-экономическая направленность личности (познавательные, поведенческие и эмоциональные отношения) – наличия или отсутствия, позитивной или негативной направленности.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется: 1) логикой и структурированием содержания работы по уровням соподчинения; 2) проведением исследования на методологическом, теоретическом и технологическом уровнях; 3) использованием взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватного предмету и задачам исследования; 4) результатами внедрения в образовательный процесс базисного учебного плана по эколого-экономическому профилю обучения, интегративного элективного курса «Человек в эпоху эколого-экономических проблем», разработанного на основе выдвинутых теоретических положений, и других элективных курсов; 5) подтверждением результатов исследования в ходе опытно-поисковой работы и проведением мониторинга качества эколого-экономической подготовки старших школьников; 6) обработкой результатов исследования методами математической статистики.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством участия в работе научно-практических конференций различного уровня:

Международных: «Роль государственно-общественного управления в обеспечении комплексной безопасности объектов и субъектов образовательной системы (17-18 ноября 2008 г., Челябинск); «Вузовское преподавание: проблемы и перспективы» (30-31 октября 2007 г., Челябинск); «Психологическое сопровождение профессионального образования» (6-7 декабря 2006 г., Челябинск); «Непрерывное саморазвитие человека в современном мире – здоровье, образование, конкурентоспособность (проблемы, методы, решения)» (25-26 апреля, 2006 г., Москва); I, II, «Эколого-экономическое образование: проблемы и перспективы развития» (15 ноября 2005 г., 15 ноября 2006 г., 15 ноября 2007 г., 15 мая 2009 г., Челябинск); «Проблемы внедрения психолого-педагогических исследований в систему образования» (27-29 мая 2004 г., Москва); «Инновационные процессы в образовании» (22-23 апреля 2004 г., Челябинск – Москва); «Индустриально-инновационное развитие Казахстана: проблемы и перспективы» (29-30 апреля 2005 г., Костанай);

Всероссийских: «Безопасность пространства образования» (25-26 ноября 2009 г., Челябинск); «Опыт, проблемы и перспективы подготовки специалистов в негосударственных образовательных учреждениях» (22 апреля 2006 г., Москва – Рославль); конференции химиков-педагогов с международным участием (май 2002 г.; апрель 2003 г., Санкт-Петербург); «Артемовские чтения» «Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы, перспективы» (март 2005 г., Пенза); «Участие молодежи в решении экологических проблем регионов России» (октябрь 2005 г., Чебоксары) и др.;

научно-исследовательских лабораторий Челябинского государственного педагогического университета «Методология и методика педагогического исследования» (2001-2006 гг.), «Инновационные технологии и менеджмент» (2007-2010 гг.); научной школы по актуальным проблемам образования подрастающего поколения (2000-2010 гг.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось посредством:

успешного участия по проблеме исследования в конкурсах грантов 2002, 2003, 2005 гг. для студентов, аспирантов, молодых ученых вузов Челябинской области по «Программе поддержки научного творчества молодежи в вузах Челябинской области» Министерства образования РФ и Администрации Челябинской области (грант № 19/МО 2; № 46/МО 3; № 48/МО 5/П);

публикаций результатов исследования в научных вестниках, сборниках и журналах, в том числе включенных в реестр ВАК РФ;


загрузка...