Методология управления конкурентоспособностью организаций в условиях транзитивной экономики (11.01.2010)

Автор: Прихач Александр Юрьевич

Описаны основные формы и модели конкурентных отношений, показаны варианты преобразования рыночной среды, с учетом определенных условий и воздействий комплекса факторов. Отмечено, что категории конкурентоспособности и научные понятия, имеющие отношение к этой области знаний, находятся до сих пор в стадии формирования. Указаны недочеты основных концепций: сравнительных преимуществ, технологического отрыва, зависимости от внутреннего рынка, теории транснациональной экономики. До настоящего времени (как заявляет М. Портер) не существует общепринятого определения конкурентоспособности. Это характеризует методологические основания проблемы как недостаточно разработанные.

В диссертации рассмотрены сходства и отличия показателей эффективности и конкурентоспособности; особенности, тенденции и конкурентные условия транзитивной экономики; предложены определения конкурентного потенциала и конкурентоспособности продукта, товара, совокупного товарного предложения и деятельности; показано, что значения конкурентоспособности товара и организации могут не иметь прямой зависимости и не быть тождественными.

Отмечены также недостатки различных современных вариантов формализации подходов к описанию конкурентоспособности предприятия с учетом отдельных элементов сравнения и обоснована возможность и необходимость установления взаимосвязи и согласования показателей эффективности и конкурентоспособности.

2. Развита методология анализа конкурентной напряженности на рынке с использованием модификации традиционно используемых показателей концентрации; предложено внедрить показатель динамики долей рынка, в целях более объективного и подробного анализа интенсивности конкуренции за рассматриваемый период.

В практике анализа конкурентной среды для оценки уровня монополизации и интенсивности конкуренции традиционно используются такие определители как многодольный показатель концентрации (CR - для четырех и более долей), индекс Херфиндала (Ih - рассчитывается с помощью суммы квадратов рыночных долей конкурентов), индекс Розенблюта (Ir – как показатель уровня монополизации, так как получаемые с помощью него значения наиболее близко отражают долю рынка, занимаемую крупнейшим конкурентом), коэффициент Джини (G – расчет коммулятивной, совокупно накапливаемой доли крупнейших конкурентов), расчетный индекс Линда (L - определяющий степень неравенства между лидирующими на рынке продавцами какого-либо товара). Интенсивность конкуренции, определяемая с помощью данных показателей, считается специалистами обратно пропорциональной степени монополизации рынка.

Практически все представленные показатели имеют ряд недостатков. Некоторые из них, такие как показатель концентрации, индекс Херфиндала, могут давать сравнимые значения для совершенно разных уровней реальной монополизации рынка (это отмечалось, например, Азоевым Г.Л.).

Кроме этого, следует признать, что данные индексы недостаточно полно раскрывают характер и напряженность конкурентных отношений, которые складываются на рынке. Они оценивают ситуацию лишь в общем виде, освещая, по сути, распределение рыночных долей между конкурентами. Конечно, одно это уже в достаточной мере может характеризовать возможности тех или иных предприятий, присутствующих на рынке. Однако, такие аспекты как тенденции развития конкурентной ситуации, способы конкурентной борьбы на исследуемом рынке должны рассматриваться дополнительно. Таким образом, изучение конкурентной ситуации предполагает более комплексное исследование. Рассмотренных показателей и индексов явно недостаточно, и они должны использоваться только как составная часть комбинированного анализа.

Наряду с традиционными показателями, нами предлагается использовать показатель динамики. Он предполагает подход, основанный на отношении изменений долей к общему совокупному рыночному значению. Так, показатель динамики изменения долей рынка за период времени t будет определяться:

где: Dn(t) - показатель динамики изменения долей рынка за период времени t,

(OPi - изменение доли рынка i -го производителя за период времени t.

Изменение доли рынка рассчитывается:

(OPi = OPi(t1) - OPi(t0) , (2)

t = t1-t0, (3)

где: OPi(t1) , OPi(t0) - доля рынка i -го предприятия, соответственно, в конечный и начальный моменты времени.

Значения показателя динамики будут отвечать следующему условию:

0 ( D(t) ( 1. (4)

Использование модуля значений в формуле (1) объясняется тем, что увеличение доли рынка для одного предприятия будет создавать положительное изменение и компенсироваться, без использования модуля, отрицательным изменением доли другого предприятия, за счет которого и произошло данное увеличение. Суммирование по модулю изменений долей дает эффект повторного счета, который убирается использованием удвоенного знаменателя.

Представляется логичным и обоснованным использовать в анализе конкурентной ситуации модифицированные коэффициенты CR, которые вычислялись бы с учетом показателя динамики. Расчет такого коэффициента может производиться следующим образом:

где: CRMn – модифицированный коэффициент CRn ;

n – количество предприятий, по которому производится расчет CRM.

Аналогично можно преобразовать индекс Херфиндала:

По методу своего исчисления, модифицируемые показатели идентичны стандартным, но отличаются особенностями: а) если модифицируемые показатели равны стандартным, то можно сделать заключение о том, что пропорции рыночных долей сохраняются неизменными в течение рассматриваемого периода времени и тогда, в случае высоких значений основных показателей, это характеризует устойчивую монополизацию; б) чем больше модифицируемые показатели отличаются от стандартных, тем острее была конкурентная борьба в исследуемый период, что привело к перераспределению долей рынка между конкурентами.

В качестве иллюстрации недостатков традиционных показателей наглядным будет следующий пример изменения рыночной ситуации (табл.1).

Таблица 1

Распределение долей рынка между конкурентами

Показатели распределения

значений Порядковый номер субъекта

1 2 3 4 5 6

Доля рынка на начало периода, % 30 15 10 8 5 4

Доля рынка на конец периода, % 15 30 8 10 4 5

Прирост, % к общему рынку -15 15 -2 2 -1 1

Прирост, % к начальному значению -50,0 100,0 -20,0 25,0 -20,0 25,0

Наглядно видно, что все традиционные показатели фактически не изменились за период (табл. 2). Без применения модифицированных показателей здесь невозможно дать объективную оценку конкурентной ситуации.

Таблица 2

Конкурентная ситуация в значениях различных показателей

Расчетный

показатель Пример изменения значений

на начало периода на конец периода

традиционные показатели

CR4 0,63 0,63


загрузка...