Ресурсосберегающие технологии и средства технического обслуживания тракторов в сельском хозяйстве (11.01.2010)

Автор: Хабардин Василий Николаевич

3. Обосновать новые технические решения, позволяющие создать ресурсосберегающие средства для технического обслуживания тракторов.

4. Усовершенствовать в направлении ресурсосбережения приборы для диагностирования тракторных двигателей и проверки технического состоя-ния узлов безопасности тракторов.

5. Определить экологическую безопасность технологии технического обслуживания при использовании тракторов.

6. Проверить экспериментально и определить экономический эффект от внедрения усовершенствованных технологий ТО при использовании тракторов, а также комплекта приборов для диагностирования двигателей.

Вторая глава «Теоретическое обоснование ресурсосберегающих технологий и средств технического обслуживания» посвящена теорети-ческому анализу источников затрат ресурсов в процессах ТО тракторов, обоснованию технологии ТО при использовании и хранении этих машин с учетом особенностей сельскохозяйственного производства, а также обоснованию новых технических решений для технического обслуживания.

Для обоснования технологии на первом этапе предложена новая сово-купность принципов. Принципы (в данном случае) – это основные исходные положения теории обслуживания. Они известны из многочисленных исследований. Их новизну составляет совокупность принципов, каждый из которых по-новому ориентирован, главным образом, на сезонно-цикличный характер сельскохозяйственного производства и природно-климатические условия машиноиспользования регионов Сибири.

Первый (основной) принцип - минимакса, предусматривающий минимальный объем операций ТО в течение напряженных природно-производственных периодов машиноиспользования и максимальный объем работ по ТО - до начала и после истечения этих периодов.

Второй принцип - соответствия технологий ТО моделям использования машин в сельском хозяйстве. При этом предусматриваются односезонные и ежесезонные модели использования и технологии ТО машин.

При односезонном использовании машин – совмещение операций ТО-2 или ТО-3 с операциями ТО при подготовке и снятии машин с хранения - с образованием соответствующих им базовых ТО (БТО) - БТО-ПХ и БТО-СХ.

При ежесезонном использовании машин – совмещение этих же видов ТО с операциями сезонных обслуживаний - с образованием базовых ТО при подготовке машин к осенне-зимнему и весенне-летнему периодам использо-вания - БТО-ОЗ и БТО-ВЛ.

Третий принцип - разделение диагностических операций и их перерас-пределение по базовым ТО.

- при подготовке машин к использованию.

Четвертый принцип - выделение главных операций наиболее сложных видов периодических ТО (ПТО) с последующим отслеживанием по этим опе-рациям необходимости проведения указанных видов ТО при использовании.

может производиться при наработке, равной периодичности его замены (при ТО-2 и ТО-3) либо в течение всего периода использования масла - до исчерпания его ресурса.

Пятый принцип - реализация БТО, а также соответствующих им ПТО и видов диагностирований - по фактической наработке машин; фактическое выполнение операций всех видов ТО - по результатам диагностирования.

Шестой принцип - экологическая безопасность технологий ТО.

Предусматривает максимальное сокращение проведения смазочно-заправочных операций (ТО-2) в полевых условиях; в процессе базовых ТО - выполнение в стационарных условиях операций по контролю дымности, гер-метичности топливных и смазочных систем, а также гидросистем.

Контроль экологических параметров - при каждом базовом ТО с одновременной оценкой экономичности двигателя по параметрам дымности.

Седьмой принцип - технологическая взаимосвязь периодических и базовых ТО.

При этом возможны следующие сезонно-цикличные технологии ТО: А и Б - для односезонной и ежесезонной модели использования машин. Модель А реализутся на основе базовых ТО при подготовке машин к хранению БТО-ПХ и использованию БТО-СХ. Модель Б - на основе базовых ТО при подго-товке к осенне-зимнему БТО-ОЗ и весенне-летнему БТО-ВЛ периодам.

предусмотрено три варианта соответствующей технологии (табл. 1).

Во избежание нарушений периодичности замены моторных масел технологии А2, А3 и Б2, Б3 включают в себя проверку состояния масла.

Таблица 1 - Варианты сезонно-цикличных технологий ТО машин

Сезонно-цикличные технологии Варианты технологий Сезонная наработка

При разработке технологий базовых ТО машин учтено, что фактическая периодичность выполнения операций по предлагаемой технологии не должна превышать регламентированной периодичности или ее верхнего предела допускаемого отклонения по ГОСТ 20793-86.

Поэтому варианты технологий определены при следующих условиях:

?? min,

?? min, (1)

?? min,

При этом операции существующих видов ТО должны быть включены в сезонно-цикличную технологию таким образом, чтобы выполнялось условие:

- фактическая периодичность выполнения операций ТО i-вида по сезонно-цикличной технологии и регламентированная периодичность с учетом верхнего предела допускаемого отклонения согласно ГОСТ 20793-86.

может быть найдена из соотношения:

определяется видом закона распределения сезонной и годовой наработки тракторов.

Другое необходимое и достаточное условие реализации ТО по сезонно-цикличной технологии – повышение эффективности использования машин на основе ресурсосбережения. Оно состоит в том, что при ТО по предла-гаемой технологии удельные затраты на обеспечение работоспособности и на топливо должны быть меньше, чем по существующей. Это условие можно представить в виде критерия ресурсосбережения:

В соответствии с выражением (4) критерий ресурсосбережения имеет следующий вид для моделей А и Б:

как относительную величину (в долях единицы или в процентах), показывающую уровень снижения удельных затрат по предлагаемой технологии ТО в сравнении с существующей. В общем виде его можно выразить следующим образом, %:

), (9)

). (11)

На этапе теоретического анализа выявлены и сформулированы модели использования и технического обслуживания машин. Результаты обобщения представлены в табл. 2.

), (12)


загрузка...