Эколого-физиологические аспекты исследования особеннойстей адаптации первоклассников к школе (11.01.2010)

Автор: Кайгородова Надежда Захаровна

Таблица 2

Содержание комплексного мониторинга первоклассников.

Компоненты адаптации Показатели эффективности адаптации

Физиологический компонент адаптации

Физическое развитие темпы роста, уровень и гармоничность физического развития

Функциональное состояние организма состояние сердечно-сосудистой системы, уровень функциональных резервов, степень утомления

Психологический компонент адаптации

Психоэмоциональное состояние уровень школьной тревожности

Психофизиологические особенности сила нервных процессов, умственная работоспособность

Развитие психики уровень развития памяти, внимания, мышления

Социальный компонент адаптации

Взаимоотношения с одноклассниками и учителем особенности поведения, участие в жизни класса

Педагогический компонент адаптации

Сформированность учебной деятельности успеваемость, навыки учебной деятельности

Уровень и гармоничность физического развития оценивались путем сопоставления антропометрических показателей обследуемых школьников со стандартами физического развития детей г. Барнаула (Диспансеризация здоровых детей…, 1996).

Состояние сердечно-сосудистой системы выявляли по частоте сердечных сокращений (ЧСС), которая измерялась пальпаторно в условиях относительного покоя и после задержки дыхания на вдохе, и по показателям артериального давления, которое определяли методом Короткова. Ударный объем крови (УОК) рассчитывали по формуле Старра (Пугина Н.С. и соавт., 1963), а минутный объем кровообращения (МОК) – как произведение УОК на ЧСС. Для оценки уровня функционирования системы кровообращения использовали индекс функциональных изменений (ИФИ) (Баевский Р.М. и соавт., 1997).

Особенности вегетативной регуляции изучались с помощью вегетативного индекса Кердо (Центры научных основ здоровья, 1993).

Уровень школьной тревожности определялся с помощью проективной методики (Прихожан А.М., 2000).

Анализ силы нервных процессов осуществлялся при помощи теппинг-теста по Е.П. Ильину (Центры научных основ здоровья, 1993).

Изучение умственной работоспособности и внимания проводилось с помощью корректурной пробы (Великанова Л.К., 1993). Особенности мышления исследовали с помощью проективной методики Гудинаф-Харриса (Основы психодиагностики, 1996).

Школьная готовность оценивалась с помощью теста школьной зрелости Керна-Йиерасика (Рабочая книга школьного психолога, 1991).

Особенности семьи, поведения, успеваемость, навыки учебной деятельности выявлялись в ходе бесед с классным руководителем, психологом школы, родителями и наблюдением за детьми.

Математическая обработка материалов проводилась с помощью пакета программ «Statistica v.5.5» и «SSPS v.13». Для каждого изучавшегося параметра рассчитывалась средняя арифметическая величина (М) и ошибка средней арифметической (m). Достоверность различий между подгруппами оценивалась с помощью t-критерия Стьюдента. Все представленные результаты достоверны по уровню р?0,05. Поскольку в работе анализировалось большое количество переменных, были использованы корреляционный, факторный и регрессионный анализы.

Результаты исследования и их обсуждение

Дифференцированное и комплексное воздействие природных и социальных факторов

Адаптационный процесс в значительной степени зависит от состояния и соотношения экзогенных и эндогенных условий деятельности, которые выступают в качестве его внешних и внутренних детерминант, анализ которых и является основой для изучения любых приспособительных реакций.

В развитии адаптационных реакций прослеживается два этапа: срочной или незавершенной адаптации, в процессе которой развивается комплекс функциональных изменений в организме, и долговременной, когда в результате систематического количественного закрепления структурных и функциональных изменений организм приобретает новое качество, приспосабливается к воздействующему фактору (Меерсон Ф.З., 1981). Процессы срочной и долговременной адаптации характеризуются специфическими и неспецифическими чертами перестройки жизнедеятельности организма. При этом следует подчеркнуть, что адаптивные реакции человека в ответ на действие факторов среды обеспечиваются не отдельными органами, а соподчиненными между собой и направленными на получение фокусированного полезного результата функциональными системами, состоящими из избирательно вовлеченных и взаимодействующих компонентов, принадлежащих к разным анатомо-физиологическим структурам. В неадекватных условиях организм вынужден адаптироваться, приспосабливаться к окружающей среде путем изменения уровней функционирования отдельных систем, что требует расходования резервов организма.

Согласно закону неоднозначности действия фактора на разные функции каждый фактор неодинаково влияет на разные функции организма. Поэтому при исследовании процесса адаптации необходим комплексный подход, когда оценивается одновременно состояние ряда систем организма, отвечающих как за неспецифическую, так и за специфическую адаптацию к тому или иному фактору. Необходимость такого подхода неоднократно подчеркивалась представителями разных наук, изучающих проблему адаптации (Адаптация и здоровье, 2003; Ирхин В.Н.. 2001; Федоров А.И., 2009; Татарникова Л.Г., 1995 и др.).

В соответствии с законом относительной независимости приспособления организмов к разным факторам степень выносливости к какому-нибудь фактору не означает соответствующей экологической валентности по отношению к остальным факторам. В контексте темы данной диссертационной работы необходимо учитывать, что, например, хорошая приспособленность организма ученика к природным факторам не является гарантией его эффективной адаптации к обучению в школе.

Поэтому в соответствии с целями и задачами исследования на первом этапе было проведено дифференцированное изучение влияния природных и социальных факторов среды на особенности формирования приспособительных реакций первоклассников.

Исследование влияния солнечной активности проводилось в период пренатального онтогенеза и при поступлении детей в школу.

При сопоставлении солнечной активности в пренатальный период с особенностями морфо-функциональных показателей детей на момент поступления их в школу установлено (таблица 3), что в группе семилеток, пренатальный онтогенез которых приходился на период активного Солнца (1992 г.р.), среднегрупповые значения роста, массы тела, артериального давления, параметры умственной работоспособности и внимания ниже, а ударный объем кровообращения (УОК), частота сердечных сокращений (ЧСС), минутный объем кровообращения (МОК) выше по сравнению с группами первоклассников, развитие которых проходило в период низкой солнечной активности (1996 г.р.).

Таким образом, уровень солнечной активности в пренатальный период взаимосвязан с морфо-функциональными особенностями детей в семилетнем возрасте, что согласуется с данными других авторов (Казначеев В.П. и соавт, 1989; Козлов В.А. и соавт., 1979; Сысолина Н.В., 2005; Шабашева С.В., 2002). Эта особенность должна учитываться при оценке готовности детей к школе.

Таблица 3

Морфо-функциональные показатели первоклассников, рожденных

в года с разным уровнем солнечной активности (М±m)

Показ-ль/год 1992г.р. 1993 г.р. 1994 г.р. 1995 г.р. 1996 г.р.

Солн.акт. 100,0±0,6 60,1±0,4 38,2±0,6 20,0±0,5 9,3±0,7

Рост, см 123,5±0,4* 124,0±0,4 124,3±0,4 124,6±0,4 126,1±0,3*

Масса, кг 22,78±1,0 22,01±1,0 21,9±1,1 22,4±1,0 24,1±1,1


загрузка...