Публичное право: проблемы теории, методологии, практики (11.01.2010)

Автор: Болгова Виктория Владимировна

3 Теоретическая проблема поиска критериев отграничения публичного права от частного неразрешима в рамках традиционной методологии исследования, сводящей данные явления либо к элементам системного строения позитивного права, либо к приемам, средствам правового регулирования. Отграничение указанных явлений возможно лишь при условии четкого понимания природы данных образований как различных форм правового отражения общественных отношений, различных подсистем права как объективной реальности.

4. Термин «публичное право» употребляется в настоящее время для обозначения различных, самостоятельных по своей природе и значимости явлений. При этом публичное право – это: 1) система нормативных предписаний, исходящих непосредственно от государства; 2) правовое отражение определенной сферы общественных отношений; 3) система правовых средств, предназначенных для удовлетворения публичных интересов, основанных на публичных потребностях; 4) тип правового регулирования общественных отношений; 5) особый тип правовых притязаний, правовых дозволений; 6) часть национальных правовых систем ряда государств континентальной Европы.

5. Восприятие публичного права как различных явлений, обозначаемых общим термином, позволяет сделать следующие выводы: любые исследования явлений, находящихся по мысли познающего субъекта в сфере публичного права, должны начинаться, как минимум, с определения аспекта, в котором употребляется соответствующий термин; вопрос о границах публичного и частного права, столь активно обсуждаемый в науке, в том числе частный его аспект – о критерии разграничения права на публичное и частное, поставлен во многом ошибочно. Непрекращающиеся споры по данной проблеме вызваны тем, что в рамках единого подхода предпринимаются попытки изучать разные по природе явления; синтез различных подходов к определению публичного права невозможен, так как это определения разных понятий.

6. Опорный понятийный ряд категории «публичное право», выражающий основные направления ее конкретизации, образуют понятия «публичный интерес» и «публичный субъект», отражающие качественные характеристики публичного права в любом аспекте значения данного понятия.

7. При формировании понятия «публичный интерес» необходимо исходить из того, что: 1) интерес как явление тесно связан с потребностями, специфика которых определяет, в конечном счете, содержание интереса; 2) в основе формирования публичного интереса лежат потребности, осознаваемые как собственные всеми субъектами (и людьми, и государством, и обществом). Именно масштаб потребности делает интерес публичным; 3) средства удовлетворения таких всеобщих потребностей должны быть правовыми и предполагать в целом построение правопорядка.

Исходя из этого, публичный интерес можно определить как позицию и линию поведения социальных субъектов в конкретной системе общественных отношений, отражающую уровень осознания ими характера и объема средств и методов, соответствующих праву, которые дают возможность должным образом реализовать потребности, общие для всех социальных субъектов.

Данное понятие позволяет конкретизировать содержание категории «публичное право» в одном из смысловых значений и определить ее как систему правовых средств, которые дают всем социальным субъектам возможность реализовать общие для них потребности, уровень осознания которых выражается в совпадающих позициях и линиях поведения таких субъектов.

8. В современных условиях развития политической и правовой системы, когда публичный интерес является и реальной основой правотворчества, и одним из ориентиров судебной практики, назревшей является необходимость формирования параметрической структуры публичных интересов, основанной на выработке научно обоснованных критериев измерения потребностей, осознаваемых как собственные всеми субъектами. При этом отсутствует необходимость в законодательном закреплении подобных критериев в качестве системы государственных обязательств.

9. На концептуальном уровне определяется соотношение понятий «публичный субъект», «субъект публичного права» и «субъект публичного правоотношения».

В качестве публичного субъекта надлежит рассматривать образования, существование и деятельность которых порождают публичное право как объективную нормативную реальность. Таким субъектом выступает государство. Публичность в этом случае не является свойством, установленным или следующим из правовых предписаний, это качество самого субъекта, определяющее в конечном итоге специфику правового воздействия на соответствующую группу общественных отношений.

Субъектом публичного права является лицо, правовое положение которого определено нормами действующего права с использованием компетенции как приема правового регулирования. Ключевыми особенностями такого приема правового регулирования являются: 1) установление системы правообязанностей субъектов; 2) установление процедурных правил реализации соответствующих правообзяанностей; 3) установление элементов правового статуса обязанных субъектов. Все субъекты публичного права – явления сугубо правовые, им не соответствуют какая-либо объективная реальность в системе фактических общественных отношений, в связи с чем решение вопроса об использовании приема компетенции для конкретного субъекта всегда лежит в плоскости идеи эффективности правового регулирования.

В качестве субъекта публичного правоотношения необходимо рассматривать любое лицо, которое вступает в отношения, урегулированное компетенционной нормой, то есть с субъектом публичного права. При этом категория «субъект публичного правоотношения» по своему объему шире, нежели «субъект публичного права».

10. При характеристике структуры публичного права необходимо отказаться от представлений о нем как о сумме отраслей публичной направленности. Подобный подход не соответствует ни природе рассматриваемого явления, ни требованиям методологии.

О структуре публичного права можно говорить лишь в контексте конкретно-исторических условий его существования. Многовариантность структуры публичного права – одна из закономерностей его существования и проявления в реальной жизни.

В обобщенном виде, структуру публичного права образуют следующие группы норм: 1) компетенционные нормы, определяющие статус органов государства и иных лиц, выполняющих функции публичного субъекта; 2) процессуальные нормы, определяющие порядок реализации компетенционных норм; 3) нормы, определяющие порядок материального, технического, кадрового и иного обеспечения компетенции; 4) нормы, определяющие основания применения мер государственного принуждения, в том числе мер юридической ответственности.

11. Под методом публичного права следует понимать сущностное свойство публичного права, выражающееся в его возможности вызывать к жизни и упорядочивать правовые отношения, объективным основанием которых выступает деятельность публичных субъектов, направленная на обеспечение в обществе устойчивого правового порядка и удовлетворение публичных интересов.

Метод публичного права – это структурный признак публичного права, значение которого не сводится к проблеме выбора критериев для отграничения одних элементов системы права от других, либо к проблеме эффективности правового регулирования тех или иных общественных отношений.

12. Принципы публичного права – идеи, сформировавшиеся в процессе идеологического описания системы общественных отношений, возникающих в процессе деятельности публичных субъектов, выраженные в системе юридических понятий и категорий, объективированных в позитивном праве и правосознании участников юридической практики и воспринимаемых различными субъектами права как ценности.

Совокупность принципов публичного права отражает сложившуюся в конкретно-исторических условиях систему представлений о роли и значении государства в процессе его взаимодействия с обществом. Природа принципов публичного права исключает возможность возникновения между ними связей системного характера.

Теоретическая значимость результатов исследования. Предложенный в работе подход к определению понятия публичного права, его существенных черт и структуры создает большие дополнительные аналитические возможности для комплексного анализа различных явлений политической и правовой сфер жизни общества. Данный подход позволяет рассматривать публичное право в различных аспектах его проявления. Широкое развертывание исследований на данном направлении может существенно повлиять на содержательную сторону научных теоретико-правовых и отраслевых юридических разработок.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в теоретических и прикладных изысканиях. Содержащиеся в работе предложения по совершенствованию российского законодательства, унификации правоприменительной практики могут найти применение в нормотворческой деятельности государственных органов, в процессе правореализации, в работе органов местного самоуправления и неправительственных организаций.

Ряд положений работы может быть использован в процессе преподавания курсов «Теория государства и права», «Проблемы теории права», «Сравнительное правоведение в сфере публичного права», «Административное право России», «Финансовое право», «Конституционное право России», «Муниципальное право».

Апробация результатов исследования. Основные теоретические выводы и положения диссертации, выдвигаемые в ней предложения, обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории государства и права Самарского государственного экономического университета.

По проблематике исследования автор выступал с докладами и сообщениями на Всероссийских научных конференциях: «Проблемы разработки и реализации социальных технологий в регионах» (Самара, 2000); «Социально-экономические приоритеты регионального развития» (Самара, 2001); «Проблемы развития инвестиционного права» (Самара, 2001); на форуме молодых ученых «Экономика России и экономические знания на рубеже веков» (Екатеринбург, 2001); на международных научных конференциях: «Интеграция науки в высшей школе» (Самара, 2001); «Логистика, менеджмент, маркетинг, коммерция: теория и практика» (Самара, 2001); «Проблемы развития предприятий: экономика, организация, менеджмент» (Самара, 2001); «Экономическое и межкультурное пространство в период глобализации (Самара, 2002); «Правовая система России: актуальные проблемы совершенствования» (Самара, 2003); «Проблемы теории и юридической практики в России» (Самара, 2005, 2008, 2009), «Современные возможности науки» (Прага, Чехия, 2009); «Наука и инновации» (Пржемысл, Польша, 2009), «Перспективные разработки науки и техники» (София, Болгария, 2009); на межрегиональной научно-методической конференции «Интеграция науки в высшей школе» (Москва, 2001); на всероссийском межвузовском круглом столе «Договор в российском гражданском праве: значение, содержание, классификация и толкование» (Самара, 2002); на международном научном симпозиуме «Правовое регулирование внешнеэкономического сотрудничества» (Самара, 2003); на научно-практической конференции «Власть и властные отношения в современном мире» (Екатеринбург, 2006).

Результаты исследования изложены в трех авторских монографиях, а также в шестидесяти шести статьях.

Материалы и выводы диссертации внедрены в учебный процесс ГОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», Самарского филиала НОУ ВПО «Университет Российской академии образования», используются в деятельности Самарской городской общественной организации «Правозащитник» при подготовке проектов нормативных актов для внесения в Думу городского округа Самара и Общественный совет при Думе городского округа Самара в порядке правотворческой инициативы, а также в деятельности Общественного совета при Администрации городского округа Самара в процессе подготовки предложений Главе городского округа Самара по совершенствованию нормативно-правовых актов муниципального образования.

Структура работы. Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, двух разделов, четырех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы диссертационного исследования, ее актуальность, степень научной разработанности и новизна, формулируются объект, предмет, цель и задачи научного исследования, теоретическая и практическая значимость работы, описываются основные положения, выносимые на защиту, приводятся результаты апробации исследования.

Раздел первый работы «Исторические и содержательные основы теории публичного права» состоит из двух глав, разделенных на четыре параграфа.

В первой главе «Эволюционные и аксиологические аспекты теории публичного права» анализируются проблемы становления и развития теории публичного права, характеризуется ее современное состояние, формулируются основные аспекты аксиологической характеристики теории публичного права.

Первый параграф первой главы «Аксиологические и практические основания теории публичного права» посвящен характеристике теоретических подходов к оценке феномена публичного права, а также определению практических аспектов, обуславливающих необходимость построения теории публичного права.

В юриспруденции при оценке теории публичного права сформировалось два основных подхода. Согласно первому, теория публичного права рассматривается как необходимый и ценный инструмент юридического знания, а само публичное право как весьма эффективный инструмент воздействия на общественные отношения. В радикальных вариантах такого подхода публичное право рассматривается и как средство конституционализации общественных отношений, и как инструмент разрешения социальных конфликтов, и как способ преодоления социальных проблем рыночной экономики.

Согласно второй точке зрения, публичное право – это либо системная единица строения права, выделяемая при определенном подходе к классификации правовых норм, не имеющая собственной ценности, либо абстракция, сформировавшаяся в результате неверной оценки природы права, правового регулирования, либо особенностей национальной правовой системы.

В диссертации обоснована мысль о том, что сведение конструкции дуализма в праве к ее инструментальным аспектам, причем как в широкой, так и в узкой трактовке – ошибка. Решение проблемы оценки значимости исследования дуализма в праве в целом, и теоретических аспектов публичного права, в частности, должно вестись в общем контексте стратегической задачи правоведения – осмысления феномена права во всех его проявлениях. В связи с этим инструментарий, используемый для оценки всех правовых явлений, вполне может применяться и в процессе исследования дуализма права. Таким инструментарием может методология аксиологического подхода.

Рассмотрение публичного права в таком аспекте позволяет очень четко выделить сам объект, который воспринимается в объект-субъектных или межсубъектных связях. Применительно к рассматриваемой проблеме, в качестве таких объектов должны выступать публичное право как некая объективная реальность, сфера права, и теория публичного права, как система знаний об этой реальности. Исходя из этого, должны обсуждаться проблемы и самой оценки объекта, и взвешенности таковой.

Кроме того, необходимо исходить из того, что публичное право – это элемент правовой реальности, и, соответственно, реалистическая установка должна быть определяющей при оценке этого явления и знаний о нем. Отступление от реалистических оценок публичного права приводит к возникновению концепций, связанных с идеализацией отдельных элементов правовой системы, а также с попытками определения их приоритета.

Оценка теории публичного права должна вестись только с точки зрения определения адекватности содержания результатов познания объекту, то есть публичному праву в собственном смысле слова.

Анализ конкретно-исторических условий в современной России позволяет сделать вывод, что публичное право и его научное осмысление - важный элемент современной правовой системы. В практическом аспекте важность осознания этого и связанного с ним моментов предопределяется также и процессами интеграции российской национальной правовой системы и системы европейского права.

Во втором параграфе первой главы «Эволюция и современное состояние теории публичного права» рассматриваются проблемы развития теоретического осмысления публичного права, раскрываются особенности методологических приемов характеристики публичного права, присущих российской и зарубежной юридической науке.


загрузка...