Повышение безопасности и совершенствование оценки условий труда операторов мобильных колесных машин в агропромышленном производстве (11.01.2010)

Автор: Богданов Андрей Владимирович

Равенство (44) показывает, что при отсутствии кинематического несоответствия коэффициенты тангенциальной эластичности шин переднего и заднего моста одинаковы. При этом коэффициент тангенциальной эластичности шины (к зависит от нормальной реакции на колесо Rz и давления воздуха Рш в шине

– характеристические константы для данной шины.

С учетом зависимости (45) равенство (44) примет вид

После преобразований соотношения (46) получим, что

С учетом выражений (42) и (47) найдем рациональные давления воздуха в шинах колес передней Рпр и задней Рзр осей, которые обеспечивают минимум потерь энергии при движении и улучшение устойчивости прямолинейного движения

радиуса под действием крутящего момента, подведенного к колесу, и имеет значительную погрешность. Совпадение наблюдается только при одинаковых реакциях опорной поверхности на передние и задние колеса.

Таким образом, улучшение устойчивости прямолинейного движения путем установки рациональных давлений воздуха в шинах на основе более точных расчетов по системе (48) является одним из организационных мероприятий по повышению безопасности операторов мобильных колесных машин. На основе системы (48) создана компьютерная программа (свидетельство Роспатента № 2000610907).

В третьей главе «Экспериментальные исследования и результаты внедрения организационных и технических мероприятий» представлены результаты экспериментальных исследований, проведенных с целью проверки основных положений теоретических предпосылок.

Сравнительный анализ (таблица 7) значений классов условий труда, полученных на основе интегральной методики и посредством измерений и оценок производственных факторов, был проведен по поручению Министерства труда и социального развития РФ (письмо № 596-8 от 09.09.97 г.).

Таблица 7 – Фрагмент сравнительного анализа оценочных показателей

Рабочее место Класс условий труда Совпадение

по нормативным документам на основе методики интегральной оценки по классу по классу и степени

Водитель автомобиля 3.1 3.1 да да

Кладовщик 2 2 да да

Наладчик КИПиА 2 3.1 нет нет

Машинист резальных машин 3.1 3.4 да нет

Сравнение показало, что по классу условий труда совпадение составило около 94 %, по классу с учетом степени вредности – около 91 %. Иными словами, расхождения между результатами двух методов не более 10 %.

При этом КУТи учитывает влияние на него всех элементов системы Ч-М-С. Он определяется по величине производственно обусловленной заболеваемости работников, а значит приемлем как для стационарных, так и нестационарных рабочих мест, в том числе операторов мобильных машин. Целесообразно его применение в агропромышленном производстве, так как учитываются сезонные изменения условий труда (информация о заболеваемости собирается за целый год). Стоимость проведения работ с применением КУТи примерно в 1,5…3 раза ниже по сравнению с оценкой по действующему Порядку проведения аттестации рабочих мест.

Показатель КУТи, как и предложенный показатель КБ, может быть использован и для оценки эффективности мероприятий по охране труда. На основе класса безопасности КБ также возможно рациональное распределение операторов по мобильным машинам (таблица 8) с помощью разработанного алгоритма (таблица 6).

) внедрения организационных мероприятий (рисунок 17).

Показатели КБ и КУТи могут оценить и эффективность технических разработок, которые также требуют экспериментальных исследований.

В формуле (20) для расчета начальной скорости полета частицы сыпучего материала на основе лабораторных исследований определен коэффициент kp, среднее значение которого составило 0,0023 Н(с2/м2. Также найдены зависимости начальной скорости частицы Vн(0,4), Vн(0,5) и Vн(0,6) от расстояния S, на которое вылетает частица, при высоте точки вылета, соответственно, H = 0,4 м, Н = 0,5 м и Н = 0,6 м

Таблица 8– Показатели распределения операторов по машинам

Колесная машина: трактор Т-150К До внедрения мероприятий После внедрения мероприятий

Квалификация оператора (КЛ), класс Травмобезопасность (КТ), класс Условия труда (КУТ), класс Уровень безопасности (КБ), класс Квалификация оператора (КЛ), класс Травмобезопасность (КТ), класс Условия труда (КУТ), класс Уровень безопасности (КБ), класс

инв. № 4568 1 2 3.1 1 3 2 3.1 3

инв. № 687 1 2 3.2 2 3 2 3.2 3

инв. № 0058 3 2 3.2 4 1 2 3.2 2

инв. № 2228 2 2 3.1 2 2 2 3.1 2

инв. № 026 2 2 3.1 2 2 2 3.1 2

инв. № 14 3 2 3.3 4 1 2 3.3 2

На основе теоретической зависимости (20) и уравнений регрессии (49…51) построены кривые (рисунок 18). Они показывают, что с увеличением расстояния полета частицы S ее начальная скорость Vн должна быть выше. При увеличении высоты точки вылета H ее начальная скорость Vн снижается. Между теоретическими и экспериментальными кривыми наблюдаются расхождения не более 6 %.

) их внедрения на трех машинах (рисунок 19).

Для проверки работы предлагаемой АБС на скользком участке дороги (покрытая снегом наледь) были проведены сравнительные испытания автомобиля УАЗ 2206 с использованием АБС и без нее. Они сводились к сравнению траекторий движения при торможении автомобиля (таблица 9). Смещение влево от заданного направления движения учитывалось знаком минус, вправо – знаком плюс.

| = 0,42 м. На основе выражения (21) можно подсчитать относительное уменьшение смещений передней Ап.отн и задней Аз.отн осей машины при работе АБС

Таблица 9 – Фрагмент измерений смещения осей автомобиля при торможении

) ее внедрения на трех автомобилях (рисунок 20).

Проведенные экспериментальные исследования с предложенными электронагревательными устройствами и регулятором температуры позволили получить уравнения регрессии. Уравнение процесса нагрева поверхности устройства для сиденья мобильной машины имеет следующий вид

tпов = 0,0005(5 – 0,0258(4 + 0,5445(3 – 5,2971(2 + 23,67( – 18,525. (54)

Кривые, построенные по экспериментальной (54) и теоретической (30) зависимостям при найденном коэффициенте кt = 12,54 (С/мин, представлены на рисунке 21. Из него видно, что в первые три-четыре минуты идет интенсивный нагрев поверхности, затем ее температура поддерживается в оптимальных пределах (18…22 (С). Кривые, построенные по теоретической и экспериментальной зависимостям, близки между собой. Расхождения составляют не более 11%. Аналогичная ситуация наблюдается с электронагревательными устройствами для спинки кресла и ног оператора.


загрузка...