Развитие стратегии национально-государственных систем в условиях глобализации: методология, теория, практика (11.01.2010)

Автор: Безверхая Ольга Николаевна

8. выделены основные факторы, сдерживающие достижение стратегических целей национально-государственных систем: а) нарушение принципа «непрерывности Визера», т.е. отсутствие согласованности каждого последующего момента достижения цели с предыдущим состоянием условий реализации цели; б) рассогласованность между структурными элементами экономической системы и связями функционирования общественного развития; в) асинхронность темпов развития и взаимодействия рыночных и административных взаимосвязей, (рыночные взаимосвязи опережают развитие административных взаимосвязей); г) рассогласованность между уровнем и направленностью организации практической деятельности людей для достижения поставленных обществом целей; д) асинхронность протекания волновых и колебательных процессов;

9. в соответствии с методологией мир-системного подхода, выделяющего национально-государственную систему в условиях глобализации как подсистему мировой экономики, функционирующую по определенным законам, предложены элементы механизма стратегии перехода России от «полупериферии» к «ядру», скорректированные на условия мирового экономического кризиса:

- оценка стратегической обстановки и определение основных стратегических позиций России в глобальной мир-системе;

- производство стратегического расчета времени;

- принятие стратегических решений, максимально эффективно включающих страну в систему международного разделения труда с целью обеспечения корпоративного доминирования России на мировых высокотехнологичных рынках;

10. предложены направления действий по эффективной реализации стратегии национально-государственной системы России:

- согласование внутренней экономической политики, учитывающей национальные особенности, традиции, менталитет, и внешней – учитывающей общемировые тенденции развития на основе ориентации на мировую цену как критерий эффективности отдельного производства, отрасли, всего национального хозяйства, поэтапную либерализацию внешнеэкономической деятельности;

- проведение селективной промышленной и структурной политики с ориентацией на создание условий для преодоления технологического отставания, на укрепление позиций национальных корпоративных структур в наукоемких сферах (авиации, обороне, автомобилестроении, судостроении, атомной энергетике);

- создание благоприятной макроэкономической среды для функционирования национальной инновационной системы (прямое государственное финансирование фундаментальной науки и передовых технических разработок, развитие исследовательских и технологических частно-государственных партнерств, объединений, групп, кластеров и сетей с горизонтальными и вертикальными связями);

- усиление роли государства в определении конкурентных технологических ниш национального бизнеса в системе мировой экономики и диверсификация на этой основе экономики и экспорта с целью обеспечения национальной конкурентоспособности, понимаемой как способность страны в условиях глобальной конкуренции производить инновационные товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны;

- формирование инфраструктуры для эффективного функционирования субъектов национальной инновационной системы (создание новых организационно-правовых норм, создание и поддержка институтов коммерциализации инновационных продуктов, институтов трансферта технологий);

- расширение транснационализации инновационной деятельности, заключающейся в возможности и необходимости приобретать нужные технологические решения на едином глобальном рынке результатов интеллектуальной деятельности (РИД), а не создавать их за счет своих внутренних ресурсов (силами собственных НИОКР).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе обосновываются новые аспекты теории стратегии национально-государственных систем, что само по себе несет научную новизну, а также образует комплекс направлений дальнейшего исследования проблемы. Авторская концепция расширяет знания о процессах формирования стратегии национально-государственных систем, обосновывает её сущностные, глубинные основы, вскрывает внутренние связи между отдельными событиями и явлениями, что позволяет обеспечить надежность и адекватность решения возникающих проблем. Полученные результаты дополняют теорию и методологию стратегии национально-государственных систем, выявляют прогрессивные направления развития национальной экономики, оказывают стабилизирующее воздействие на социально-экономическое развитие общества, способствуют укреплению положения страны на международном уровне.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов для дальнейшего углубления теоретического и методологического обоснования стратегии национально-государственной системы, при моделировании перехода экономики с одной (инерционной) траектории развития на другую (инновационную).

Результаты исследования могут быть использованы в практике хозяйствования при обосновании эффективной экономической политики субъекта регулирования экономических отношений и выявления приоритетных целей и направлений его развития; в учебном процессе при чтении курсов: «Общая экономическая теория», «Макроэкономика», «Микроэкономика», «Мировая экономика», «Внешнеэкономические отношения», а также преподавании спецкурсов: «Государственное регулирование экономики».

Апробация результатов исследования. Основные положения работы получили апробацию на различных международных, Всероссийских, региональных, межвузовских и внутривузовских конференциях, симпозиумах и семинарах в 1996 – 2009 гг., на которых автор выступал с докладами и сообщениями, большинство из которых опубликованы. В их числе: научная конференция экономического факультета Оренбургского госагроуниверситета (Оренбург, 1996 г.); международная научно-практическая конференция «Инновационные процессы в образовании, науке и экономике России на пороге ХХ1 века» (Оренбург, 1998); межрегиональная научно-практическая конференция «Социальная политика, социальное образование на региональном уровне» (Оренбург, 2000); Всероссийский симпозиум по экономической теории (Екатеринбург, 2003); IX международная научно-практическая конференция НАЭКОР (Оренбург, 2005); Всероссийская научно-практическая конференция «Неравновесный подход в анализе экономики: теория и практика» (Уфа, 2006 г.); Всероссийский симпозиум по экономической теории (Екатеринбург, 2006); международная научная конференция, посвященная 45-летию кафедры экономической теории и управления ОГАУ «Актуальные проблемы социально-экономического развития России в изменяющемся мире» (Оренбург, 2006); международная научно-практическая конференция, посвященная 60-летию кафедры общей экономической теории БашГУ «Проблемы современной экономической теории» (Уфа, 2007); международный форум, посвященный 90-летию со дня рождения выдающегося российского ученого, акад. РАН. Н.Н. Моисеева «О необходимых чертах цивилизации будущего» (Москва, 2007); II Всероссийская научная конференция «Национальная идентичность России и демографический кризис» (Москва, 2007); международная научная конференция «Взаимодействие реального и финансового секторов в трансформационной экономике» (Оренбург, 2008); международная научно-практическая конференция «Трансграничное сотрудничество: социальные, экономические и гуманитарные аспекты» (Оренбург, 2008); межрегиональная научно-практическая конференция «Бизнес, политика и образование в России: история, современное состояние, будущее» (Оренбург, 2008); материалы Всероссийской научно-теоретической конференции с международным участием «Экономическая теория постиндустриального общества» (Уфа, 2008).

Публикации по теме диссертационного исследования: опубликовано 55 работ общим объемом 47,86 п.л., (46,46 п.л. авторского текста), в том числе две индивидуальные монографии.

Структура диссертации обусловлена целью, задачами и логикой исследования; работа состоит из введения, четырех глав, двенадцати параграфов, заключения и списка использованных источников, включающего 459 источников.

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы стратегии национально-государственных систем

1.1. Социально-экономическое содержание стратегии национально-государственных систем

1.2. Принципы формирования стратегии национально-государственных систем

1.3. Экономические законы как основа развития стратегии национально-государственных систем

Глава 2. Факторы, определяющие стратегию национально-государственных систем

2.1. Глобализация мировой экономики как определяющий фактор стратегии национально-государственных систем

2.2. Институциональный фактор формирования и реализации стратегии развития национально-государственных систем

2.3. Роль фактора времени в стратегии национально-государственных систем

Глава 3. Приоритеты развития стратегии национально-государственных систем

3.1. Выбор целевой направленности стратегии национально-государственных систем

3.2. Достижение согласованности внешней и внутренней политики в условиях глобализации

3.3. Антикризисная стратегия развития национально-государственной системы России

Глава 4. Повышение конкурентоспособности – стратегическое направление развития национально-государственной системы России в условиях глобализации

4.1. Конкурентоспособность как ключевой результат реализации стратегии национально-государственных систем

4.2. Механизмы повышения конкурентоспособности российской экономики

4.3. Особенности обеспечения конкурентоспособности в условиях глобального экономического кризиса

Заключение

Литература

Основные идеи работы, выносимые на защиту

Главная закономерность социально-экономического развития национально-государственных систем современного мира заключается в постоянном усложнении структуры экономики под влиянием внутренних и внешних факторов. Во взаимодействие вступает все большее число экономических аспектов, явлений, обстоятельств. При существовании системы отбираются не только экономические формы, элементы, но и направления развития, сохраняющие и не сохраняющие свойства. В экономике происходит естественный отбор, определяемый объективным ходом экономического прогресса, и отбор искусственный, под влиянием сознательной управленческой деятельности. При внутреннем отборе направленность и содержательность процессов сохраняется или преодолевается под влиянием внутренних факторов национальной экономики, при внешнем отборе влияют внешние факторы, например, политика в других странах или политика другой страны. Если сохраняются имеющиеся в прошлом процессы, налицо консервативный отбор, он придает системе преемственность, стабильность.

В диссертационном исследовании под самоорганизацией понимается процесс установления в системе порядка, происходящий исключительно за счет кооперативного действия и связей ее компонентов и в соответствии с ее предыдущей историей, приводящий к изменению ее пространственной, временной или функциональной структуры.


загрузка...