Cоотношение рационального и эмпирического в познании: онтологические и эпистемологические следствия активности восприятия (10.10.2011)

Автор: Сторожук Анна Юрьевна

• Разработки корреспондентной теории истинности.

• Решения проблемы демаркации науки и метафизики.

• Определения значения и смысла имен через процедуру остенсии.

В результате проведенного рассмотрения установлено, что наблюдение играло значительную роль в решении проблем теории познания и онтологии, неявно используясь во многих основополагающих понятиях.

1.2. Кризис в философии и неадекватное понимание опыта

????????b

: тезис У. Куайна о недоопределенности теории данными, поставивший под сомнение возможность использования опыта для решения онтологических проблем; утверждение Л. Флека об историческом развитии научного факта, сделавшим истинность или ложность свидетельства не абсолютной, что поставило под сомнение объективность научных теорий; невозможность провести границу «теория/опыт», указанная Г. Максвеллом, сделавшая невозможным применять наблюдения для решения вопросов реализма; теоретическая нагруженность наблюдений, ставшая источником целого ряда проблем (имеется опасность порочного круга в рассуждениях; «зараженные» теорией наблюдения не обладают статусом независимых свидетельств; фактически, сравнивается не теория с наблюдениями, а две теории).

Проведенный анализ показал, что перечисленные выше критические аргументы являются следствием упрощенного понимания опыта, на которые следует дать ответ с точки зрения развиваемой концепции. С целью решения последней задачи дается определение активности восприятия и показывается, что основные критические аргументы в адрес опыта являются ее прямыми следствиями.

Активность восприятия включает поиск, сбор, сортировку, обработку и упорядочение информации, поступающей от органов чувств. Активность как поиск релевантной для наблюдателя информации указывает на недоопределенность восприятия данными. Поскольку активность восприятия включает сбор релевантной информации, отвечающей ожиданиям наблюдателя, постольку в первую очередь отбираются подтверждающие примеры. Каждое опытное свидетельство будет интерпретировано в соответствии с точкой зрения исследователя, поэтому факт обладает культурной относительностью, процесс наблюдения и формулировка его результата оказываются в зависимости от господствующих убеждений (Л. Флек). Сортировка полученной информации производится на самых первых этапах восприятия и включает категоризацию. Процесс категоризации придает смысл воспринятому, для осуществления понятийной категоризации необходимой предпосылкой является наличие опыта и знаний. Таким образом, восприятие оказывается всегда понятийно нагруженным и «чистое» восприятие просто невозможно (теоретическая нагруженность наблюдений, Н.Р. Хэнсон, П. Дюгем).

Обработка информации включает интерпретацию и понимание воспринятого с учетом знаний, намерений, потребностей и многих других трудно контролируемых факторов, в силу которых описания одной и той же ситуации различаются у разных наблюдателей. Поэтому наблюдения оказываются настолько тесно связанными с теоретическими ожиданиями и ценностными установками, что провести четкую границу между объективным видением и субъективными установками оказывается невозможным (невозможность провести границу теория/опыт как следствие активности восприятия).

Дальнейшее рассмотрение посвящено исследованию происхождению нерелевантного понимания и анализу причин его распространенности в философии. Происхождение неверного понимания опыта связывается в диссертации с принципом тождества бытия и мышления. Данный принцип для обеспечения однозначного перевода множества фактов во множество предложений потребовал принять предположения об опыте как о чистом беспроблемном источнике знаний о мире. Опыту также приписывается свойство дискретности, чтобы каждая пропозиция соответствовала только одному изолированному факту, а каждое слово – объекту. Подобная дискретизация опыта стала источником проблем как реализма, так и семантики.

Причины инертности философского мышления, заключающиеся в верности пассивно-отражательной парадигме, связаны с удобствами, которые она обеспечивает. Устоявшаяся пассивно-отражательная парадигма достаточно надежна и удобна с философской точки зрения, поскольку автоматически решает ряд проблем теории познания:

1) постулируется существование внешнего мира (объективной реальности);

2) предполагается познаваемость мира (через репрезентационный контекст – реальность является причиной ощущения);

3) тождественность бытия и мышления обеспечивает адекватность познания.

Таким образом, положительное решение основных вопросов онтологии и эпистемологии достигается простым постулированием.

В противовес пассивной парадигме формулируются два принципа, принимаемые как постулаты в дальнейшем исследовании: активность восприятия и принцип эмпирического холизма. Для пояснения первого принципа дадим ряд определений.

Ощущение – результат анализа обобщенного сигнала чувственной способности – восприятия. Ощущение не является отправным пунктом познания, как считали сенсуалисты, а представляют собой абстракцию или мнимую сущность, на которую была перенесена эпистемологическая функция обеспечения достоверности.

Восприятие – когнитивный процесс, заключающийся в фиксации внимания на сложном комплексе сенсорных раздражений, переработанных и слитых с имеющимся у субъекта опытом. Восприятие, с одной стороны, является личным переживанием, т.е. субъективно, с другой, благодаря двигательной активности воспринимающего, оно носит объективный характер, поскольку тело наблюдателя действует как объект в материальном мире. Наконец, посредством рациональной переработки и теоретической интерпретации чувственного сигнала, обеспечивается связь данных индивидуального восприятия с общепринятыми и научными знаниями.

Под активностью восприятия понимается как (неосознанная) рациональная интерпретация эмпирически полученной информации, функции которой были перечислены выше, так и двигательная активность наблюдателя в процессе восприятия.

Опыт – обобщенные и систематизированные результаты последовательности восприятий, выраженные на общепринятом языке. Благодаря выразимости в понятиях, опыт характеризуется нелокальностью значения и может быть передан другому лицу посредством условных знаков – слов, изображений или жестов. Опыт с необходимостью не является «чистым», поскольку коммуникация предполагает мотивацию относительно адресата передачи опыта, а также в силу использования общепринятого языка и интерпретаций, могущих включать различные заблуждения.

Наблюдение – активное восприятие, вид познавательной деятельности, включающий поиск, сбор, переработку, сортировку, упорядочение и интерпретацию информации, представляющей собой сигналы внешнего мира. Наблюдение всегда концептуально нагружено.

Нагруженность наблюдений понимается в двух смыслах:

1) некоторое предшествующее наблюдению состояние наблюдателя, выражающееся в его предрасположенности замечать скорее одни сигналы внешнего мира, чем другие и состоящая в целенаправленном поиске именно ожидаемых сигналов;

2) интерпретация полученной информации с определенной точки зрения, позволяющая согласовать полученные данные с предварительными ожиданиями. Последние могут быть сформированы под влиянием научной гипотезы, теории, модели и в этом случае носят название теоретической нагруженности наблюдений, предполагающей использование приборов для регистрации сигналов и теоретического языка для выражения результатов наблюдений (или экспериментов).

Эксперимент – вид исследовательской деятельности, включающий, помимо наблюдения, формулировку гипотезы, планирование последовательности действий, внесения изменений в окружающую среду с целью создания условий для воссоздания ожидаемого явления, а также контроль условий наблюдения, включающий обеспечение изоляции системы, настройку измерительного оборудования, проведения измерений, фиксацию и обработку результатов.

Под знанием понимается адекватно подтвержденное ожидание. Это определение подобно определению знания как обоснованной истинной веры, а причина смены определения кроется в желании уйти от использования особого психического состояния – веры, к состоянию ожидания, имеющего материальное основание – состояние нервной системы. Классическое определение знания как обоснованной истинной веры вынуждает философию разрабатывать понятие обоснования в рамках логической достоверности, что затрудняет переход от лингвистического анализа к процессам познанию внешнего мира. Понятие ожидания, входящее в определение знания, учитывает материальные аспекты общественной познавательной деятельности, а двигательная активность посредством привлечения материальной причинности обеспечивает возможность получения объективного и достоверного знания в пределах достигнутой адаптации к условиям.

Сущность второго вводимого принципа состоит в применении системного холистического подхода к процессу восприятия, в рамках которого происходит отказ от дискретизации наблюдения. Принцип эмпирического холизма полагает восприятие как непрерывный процесс воздействия раздражителей различной модальности, оказывающих влияние на весь организм, формирующих готовность к восприятию, познанию и мышлению. Данный принцип подчеркивает необходимость учета не только информационной составляющей воспринимаемого сигнала, являющейся причиной ментального образа, но и влияние сигналов на общее состояние воспринимающего, поскольку именно последнее определяет нашу способность воспринимать. В то же время, обсуждая психофизическую проблему, исследователи, как правило, игнорируют физическую составляющую, целиком сосредотачиваясь на природе и сущности мышления. Тело является необходимым посредником между физическим сигналом, приходящим из внешнего мира и его ментальным образом и должно учитываться в философии как неотъемлемый инструмент познания.

Показано, что основные критические аргументы в адрес эмпиризма являются прямыми следствиями активности восприятия. Это указывает на неадекватность традиционных представлений, сформировавшихся в предположении упрощенного понимания опыта. Существенной чертой активного восприятия является тесная связь эмпирического и рационального в познании, традиционно разделяемыми и противопоставляемыми в философии. Принципы активности восприятия и эмпирического холизма являются постулатами и кладутся в основу развиваемой далее концепции активности восприятия.

1.3. Эмпирические основания и эпистемологические следствия принципа эмпирического холизма

Пункт посвящен обсуждению психофизической проблемы с точки зрения активности восприятия и рассмотрению проблем сенсуализма как ранней эмпирической эпистемологической теории. Согласно принципу эмпирического холизма требуется рассматривать не изолированное наблюдение, как имело место в философии логического позитивизма, а опыт в более широком контексте. Обращение к процессу восприятия неявно предполагается во многих философских понятиях, что требует масштабного пересмотра сложившихся философских представлений с учетом современных научных данных о процессе восприятия. Предлагается решение некоторых проблем пассивного подхода к восприятию с точки зрения принципа эмпирического холизма: как сумма ощущений образует тела? как двумерные сетчаточные образы преобразуются в образы трехмерных тел? как возможно знание о том, что выходит за пределы зрительного поля? как возможно восприятие (пустого) пространства? проблема реализма цвета.

Решение данных проблем с точки зрения активного подхода становится возможным в результате учета влияния прошлого опыта, применения принципа эмпирического холизма, принципа системности и материалистического понимания причинности. Показано, что благодаря тому, что эмпирическое познание вовлекает очень отвлеченные теоретические представления, происходит аппроксимация чувственного опыта, обеспечивающая объективность чувственного познания и предметность восприятия.

Таким образом, в первой главе показано, что основные эпистемологические понятия и концепции, сформированные в предположении пассивности восприятия, являются источником серьезных философских проблем. Неадекватность таких представлений подтверждается тем, что основные критические аргументы в адрес опыта являются прямыми следствиями активности восприятия. Показано, что определенную роль в формировании неадекватных представлений об опыте играет принцип тождества бытия и мышления. Были сформулированы постулаты развиваемой концепции активности восприятия, определены основные понятия, предложены решения проблем пассивного подхода и дан ответ на критику, традиционно выдвигаемую в адрес рационалистической традиции в философии. Подчеркивается важность активности наблюдателя для обеспечения объективности и адекватности познания, рассмотрены традиционные затруднения и скептические аргументы, и предложено альтернативное объяснение проблем пассивной концепции с точки зрения активного подхода.

Основная цель второй главы «Онтологические следствия активности и непрерывности восприятия» – выявить эмпирические основания принятия онтологии, вскрыть механизм и закономерности формирования индивидуальной и общественной онтологии, исследовать проблемные для традиционной онтологии области, такие как проблема реализма, происхождение представлений о пространстве, реализм цвета и взглядов на причинность с точки зрения философии активности.

Параграф 2.1. «Основания индивидуальной онтологии» посвящен обсуждению происхождения оснований индивидуальной онтологии. Согласно принципу системности, нашедшему конкретное выражение в принципе эмпирического холизма формулируется базисное онтологическое допущение, подчеркивающее тесную связь индивидуальной онтологии и непрерывность процесса восприятия. Подчеркивается важная роль проприо- и интероцепции в формировании онтологических допущений. Анализируются случаи совместного появления / исчезновения веры в собственное существование и корреляция с наличием / отсутствием соответствующих ощущений. Показана положительная корреляция между психологическими состояниями и наличием соответствующих ощущений, что позволяет считать проприоцептивные ощущения необходимым условием принятия личностной онтологии.

В параграфе 2.2. «Основания веры в существование реальности и реализм в науке» обсуждаются основания принятия предметной онтологии, проблемы научного реализма и механизмы обеспечения предметности и объективности воспринимаемого. Рассмотрены различные аспекты воспринимаемой реальности, в том числе те, объяснение которых проблематично для пассивного подхода. Одними из аспектов является предметность и объективность восприятия, представляющая проблему для пассивного подхода. В рамках развиваемого активного подхода предполагается конструирующая роль сознания, в основе которой лежит двигательная активность, обеспечивающая знание механической причинности, делающая возможной экстраполяцию имеющегося опыта, обеспечивающая прагматической составляющей семантического значения данного объекта и определяющая его онтологический статус. Исследуется процессы объективации, получающие свою материальную основу через движение и проприоцептивные чувства. Понятие объективности включает абстрагирование и экстраполяцию на множество объектов и концептов, представляющих мир в целом, что с необходимостью предполагает концептуальную нагруженность наблюдений.

Обсуждается онтологический статус цвета, описываются механизмы, с помощью которых восприятие цвета повышает чувство реализма. В рамках пассивной парадигмы определение онтологического статуса цвета представляет проблему, поскольку цвет не является объектом. С точки зрения принципа эмпирического холизма, цвет как свойство света повышает чувство реализма, поскольку является дополнительным источником ощущений и оказывает комплексное действие на организм через влияние на вегетативную нервную систему, ускоряя или замедляя биохимические процессы. Другим фактором повышения чувства реализма является непосредственное влияние цвета на эмоциональную сферу.

Решение проблемы реализма тесно связано с проблемами объяснения, поскольку объяснение фактов выходит за рамки наблюдаемых явлений и предполагает апелляцию либо к универсальным законам, либо к теоретическим терминам. Рассмотрены шесть моделей объяснения, особое внимание уделено моделям, сформулированным в рамках антиметафизических и антиреалистических подходах. Показано, что объяснительная научная теория неизбежно сталкивается с необходимостью решения метафизических проблем.

Причинность является фундаментальным понятием, лежащим в основе всех познавательных процессов. Поскольку восприятие тесно связано с движением, знание причинности возникает благодаря материальному единству субъекта и мира. Поскольку тело само является материальным объектом, действующим среди других объектов, и связано с окружающей средой генетически и причинно, постольку оно дает представления о силах и регулярностях, экстраполяция которых снабжает информацией о законах, действующих в мире. Действие в свою очередь является сложным многоуровневым процессом, вовлекающим различные виды причинности. Субъект руководствуется целевой причиной, формирование которой находится в зависимости от социокультурных отношений, таким образом, аксиологическая причинность служит механизмом трансляции общественно-значимых ценностей. На следующем уровне построения движений применяется понятие механической причинности, поскольку тело действует в материальном мире как материальный предмет. Рассмотрение психофизической проблемы помимо механического вовлекает еще два типа движения материи: электрический и химический, сложные отношения между которыми оставляют ее открытой. Наконец, мышление имеет информационную природу и как вид движения подчиняется законам логики.

В параграфе 2. 3. «Пространство с точки зрения философии активности» проанализирована роль чувственного опыта в происхождении представлений о пространстве с точки зрения философии активности, рассмотрены вопросы отношения объективного и субъективного, рационального и эмпирического в понятии пространства. Обосновывается точка зрения, согласно которой базовые представления о пространстве возникают из опыта в результате синтеза данных, поставляемых анализом ощущений различной модальности. Рассматривается процесс эволюции взглядов на физические свойства пространства и на психологические основы его восприятия. Показано, что восприятие пространства формируется в онтогенезе благодаря двигательной активности, посредством которой приобретаются знания причинности, представления о мире и объектах, понимание законов непрерывности и субстанциональности. Познание внешнего мира расширяет знания о пространстве, чувственное восприятие пространства совершенствуется по мере накопления жизненного опыта, достигая завершенности к подростковому возрасту.


загрузка...