Коммуникативные стратегии становления и развития современной культуры политики России: социологический анализ (10.10.2011)

Автор: Савинков Владимир Ильич

Автор типологизирует региональные бренды, зачастую основанные на стереотипах, складывающихся на протяжении длительного времени. Так, в России имиджи регионов чаще всего ассоциируются с продуктами питания: «столичная водка», «московская колбаса», «тамбовский окорок», «тульский пряник», «вологодское масло» и т.п. Другая категория брендов относится к сфере культуры, в частности, к народным промыслам: «хохломская роспись», «оренбургский платок», «тульский самовар», «гжельский фарфор», «уральские самоцветы» и т.п. Нередко имидж территории, города, региона характеризуется словосочетанием, обозначающим в емкой форме главную его особенность. Например, «Москва – деловой, научный, туристический центр страны», «Санкт-Петербург – северная столица», «Ростов-на-Дону – ворота Кавказа», «Урал – хребет России» и т.п.

Обобщение и анализ различных социологических проектов позволяют автору сделать вывод о том, что коммуникативная стратегия формирования имиджа России обусловливается поиском новой парадигмы социокультурного, духовного вектора осмысления развития регионов, государства и общества в целом. Усиливается культурная составляющая брендов таких территорий, как Пермь, Ульяновск, Хакасия, Казань и др., ранее ассоциирующихся с иными образами и символами.

На основе рассмотренных тенденций и особенностей формирования имиджа России диссертант в заключительной части главы предлагает типологию коммуникативных стратегий на основе следующих типоформирующих признаков: масштаб формирования имиджа; сроки проведения компаний по формированию имиджа; адресная направленность; проблемно-тематические кластеры. В качестве отдельного типа коммуникативных стратегий выделены гуманитарные технологии, которые могут включать в себя несколько типов коммуникативных стратегий, применяемых в зависимости от целей и задач формирования имиджа страны. Для эффективной реализации внешней политики, к примеру, гуманитарные технологии вырабатывают такой тип коммуникативной стратегии, который акцентирует внимание на ценностном содержании политики, а не на силовых, дипломатических или экономических приемах и способах достижения цели. В таком случае традиционная дипломатия выступает в качестве составной части гуманитарно-технологических стратегий. Диссертант приходит к выводу, что формирование имиджа в виде товаров, материальных ценностей необходимо сменять индустрией культурных ценностей, гуманитарными технологиями продвижения идей, современного стиля и здорового образа жизни, закодированных в виде знаковой системы смыслов.

В Заключении диссертации подведены общие итоги исследования, изложены основные выводы, определены пути дальнейшей разработки проблемы.

В современных теоретико-методологических подходах и экспертных оценках прослеживается переход от трактовки государственной культурной политики РФ как деятельности по сохранению, развитию и распространению культурного наследия к выработке более широкого ее понимания и учета ее полисубъектного характера. В этом случае признается первостепенная роль культурной политики в деле модернизации российского общества, в преумножении духовного потенциала и совершенствовании человеческого капитала, в укреплении единства многонационального народа Российской Федерации. При этом одним из важнейших параметров культурной политики выступает наличие в ее ведущих направлениях современных коммуникативных стратегий. В деле изучения культурной политики наиболее результативным следует признать социологический анализ всей информационно-коммуникативной модели создания новых смыслов, образов с «прямыми» и «обратными» каналами взаимодействия государства и общества, системы коммуникаций внутри страны и за пределами России.

При всей значимости экономических и политических сфер представляется необходимым исходить из понимания их как составляющих частей социокультурной системы. При разработке коммуникативной стратегии государственной культурной политики важно учитывать, что именно механизмы культуры оказывают социальное, нравственное, художественно-эстетическое влияние на состояние общества, потому и отношение к сфере культуры не может развиваться лишь на базе коммерческого подхода и рыночных законов.

В диссертации обоснован вывод о недостаточной эффективности современной культурной политики России как важного фактора национальной безопасности страны. Об этом свидетельствуют такие неблагополучные тенденции в нашем обществе, как нарастание культурной деградации, детская беспризорность, социальное сиротство, алкоголизм, наркомания, расслоение и маргинализация общества. В обществе наблюдается рассогласованность смысловых ориентаций различных групп населения, а то и попросту отсутствие у них смысловой навигации. Утрата привычных моделей поведения и ценностных ориентаций, социальных идеалов привели к распространению феномена «растерянного сознания», когда различные слои населения живут, не имея четких жизненных ориентиров, представления о смысле своей жизни, мотиваций к ее улучшению. При отсутствии национальных консолидирующих идей в обществе происходит размывание культурных и нравственных ценностей, ведущее к распространению идей ксенофобии, проявлениям национализма и экстремизма.

Серьезная проблема культурной политики также связана с сокращением доступа социально уязвимых групп населения к культурным ценностям, что углубляется неоднородностью социокультурных процессов в разных регионах России. Растет неравенство между бедными и богатыми при получении услуг в сфере информации, культурного потребления. Определенную тревогу вызывают показатели духовной жизни общества, свидетельствующие о значительной переориентации общественного сознания с возвышенных, гуманистических ценностей на материальные, индивидуалистические. Результаты социологических исследований и экспертные оценки свидетельствуют, что молодое поколение россиян отдаляется от позитивных ценностей отечественной духовной культуры. Этому во многом способствуют издержки в реформировании системы образования, коммерциализированный характер деятельности средств массовой коммуникации, распространение в обществе потребительских установок, а также пренебрежительного отношения к труду, семье, браку.

Проведенный в настоящей работе социологический анализ свидетельствует о необходимости более тщательного согласования целевых ориентиров, методов и задач государственной культурной политики, проводимой разными субъектами федерального и локального уровней управления в разных сферах общественной практики. Важное значение при этом приобретает необходимость расширения межотраслевых связей, разработка и выполнение межведомственных культурных программ. В целом все важнейшие субъекты, причастные к реализации государственной культурной политики, стоят перед необходимостью совершенствовать формы своих коммуникативных взаимодействий с населением, разными социальными сообществами, культурными группами, информационная активность которых ныне во многом приобретает свободный самодеятельный характер. Исследование позволило установить, что в различных направлениях культурной политики диалоговое взаимодействие между государственными органами и разными слоями населения достигается с немалыми трудностями и издержками.

Особенно немало коммуникативных деформаций и культурных издержек можно наблюдать на примере государственного телерадиовещания. Во многом такой результат обусловлен коммерческим характером деятельности этих структур, в то время как в их работе необходимо руководствоваться общественно значимыми и культурно обоснованными целевыми ориентирами. Коммуникативные стратегии государственной политики в сфере культуры должны развиваться с учетом того, что процессы цифровизации телерадиовещания, а также обострившаяся конкуренция со стороны кабельного и спутникового телевидения в ближайшем будущем приведут к переструктуризации рынка. В свою очередь, эта переструктуризация способна осложнить работу государственных каналов, заменяя их вещание каналами с коммерческими стратегиями. В связи с этим автор предлагает расширять содержание государственного телерадиовещания, нацеливать его на принципы плюрализации и регионализации, отводить все большие объемы вещания показу многообразных культурных форм страны, отображению жизни в регионах. В программах телерадиопередач государственных кампаний и студий приоритет должен также принадлежать осмыслению национальной жизни сравнительно с информацией о зарубежных странах.

 При формировании коммуникативных стратегий культурной политики и в рамках проектов по улучшению имиджа России как внутри страны, так и за ее пределами необходимо предусмотреть направления по созданию новых смыслов, образов, символов, укрепляющих социокультурное пространство России, а также рождающих симпатию к нашей стране у граждан других стран. И здесь огромное поле деятельности для работников системы культуры, образования, науки, просвещения, для специалистов индустрии массовых коммуникаций. Данные социологических исследований, включая результаты опросов, использованные в настоящей работе, свидетельствуют, что в формировании имиджа России культурно-исторический потенциал российских регионов почти не задействован. В результате фрагментарной, непоследовательной работы в этом направлении не только страдает репутация страны за рубежом, но и российское население утрачивает созидательные ориентиры, лишается позитивного отношения к родине. В диссертации разработана авторская типология коммуникативных стратегий формирования имиджа страны, в основу которой положена система типоформирующих признаков, учитывающая количественные и качественные параметры отечественной культуры, динамику продвижения имиджей и социальную направленность стратегий, распространяющих позитивные образы, складывающиеся в проблемно-тематические кластеры, меняющих социокультурное пространство.

В условиях глобализации во многих странах создается опасность нивелировки культурных ценностей. Идеи мультикультурализма приводит к тому, что в реальной жизни одна национальная культура может быть подавлена другой. С целью укрепления и развития у граждан России культурной идентичности следует всемерно и последовательно распространять в обществе позитивные представления об отечественной культуре, об истории страны. Стратегия государственной культурной политики должна быть направлена на сохранение русского языка и языков других народов страны, на укрепление цивилизационной самобытности, на развитие своеобразия духовного мира и конструктивных традиций, складывающихся в России на протяжении многих столетий.

Разработка многообразных и эффективных коммуникативных стратегий государственной культурной политики России позволит поддерживать позитивные тенденции, формируя новую социокультурную реальность в стране, преображающуюся под влиянием модернизационных процессов.

Основное содержание диссертации отражено в публикациях автора общим объемом 48,0 п.л., в том числе:

I. Монографии:

1. Савинков В.И. Коммуникативные основания культурной политики (социологический подход) / МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Изд-во ООО «МАКСПресс», 2010. – 120 с. (7,5 п.л.).

2. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М. К. Горшкова и Ф. Э. Шереги. – М.: ЦСПиМ, 2010. – 352 с. (22 п.л.) (авторский вклад – 2,3 п.л.).

3. Савинков В.И. Коммуникативные стратегии культурной политики России (Коммуникативные стратегии становления и развития современной культурной политики России: социологический анализ). Монография. – М.: Изд-во РАГС, 2011. – 210 с. (13,1 п.л.).

4. Шереги Ф.Э., Савинков В.И. Образование как фактор формирования интеллектуального потенциала России / Ф.Э. Шереги, В.И. Савинков. – М.: ЦСПиМ, 2011. – 288 с. (17 п.л.) (авторский вклад – 8,5 п.л.).

II. Публикации в научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК для опубликования основных результатов исследования

в области социологии культуры:

5. Савинков В.И. Формирование единого культурно-образовательного и информационно-коммуникативного пространства России: потенциал библиотек // Социология образования. – 2010. – № 5. – С. 51-57 (0,5 п.л.).

6. Савинков В.И. Диспропорции социально-экономического развития регионов России: пути и механизмы преодоления // Власть. – 2010. – № 5. – С. 15-19 (0,5 п.л.).

7. Савинков В.И. Развитие российского цифрового телевещания как важнейшего инструмента по формированию общего культурно-информационного пространства // Знание. Понимание. Умение. – 2010. – № 2. – С. 225-231 (0,5 п.л.).

8. Савинков В.И. Взаимодействие общества и культуры в контексте развития новых коммуникативных отношений в России // Экономика и управление. – 2010. – № 7 (57). – С. 3-7 (0,7 п.л.).

9. Савинков В.И. Культурная дипломатия в странах СНГ: глобализационный контекст // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2010. – № 8. – С. 153-159 (0,6 п.л.).

10. Савинков В.И. Коммуникативные стратегии в формировании международного имиджа России и продвижении национальной культуры за рубежом // Знание. Понимание. Умение. – 2010. – № 4. – С. 106-116 (0,6 п.л.).

11. Савинков В.И., Шереги Ф.Э. Роль национального проекта «Образование» в развитии интеллектуального потенциала регионов // Экономика и управление. – 2010. – № 10 (60). – С. 41-45 (0,6 п.л. / 0,3 п.л.).

12. Рыбаковский Л.Л., Шереги Ф.Э., Савинков В.И. Деструктивное влияние «демографической ямы» на функционирование образовательных учреждений // Социология образования. – 2010. – № 11. – С. 9-20 (0,9 п.л.).

13. Савинков В.И. Информационное неравенство в социально-экономическом развитии регионов // Социология власти. – 2010. – № 8. – С. 115-123 (0,5 п.л.).

14. Савинков В.И. Миграция научно-педагогических кадров как фактор ослабления интеллектуального потенциала страны // Вестник Московского городского педагогического института. – 2011. – № 1 (15). – С. 24-33 (0,6 п.л.).

15. Савинков В.И. Пути модернизации системы высшего образования / М.К. Горшков, В.И. Савинков, Ф.Э. Шереги // Социология образования. – 2011. – № 3. – С. 3-24 (авторский вклад – 0,4 п.л.).

16. Савинков В.И. Формирование информационного общества – приоритет государственной политики Российской Федерации // Власть. – 2011. – № 4. – С. 67-70 (0,5 п.л.).

17. Савинков В.И. Национальный проект «Образование»: фактор содействия модернизации системы высшего образования // Университетское управление: практика и анализ. – 2011. – № 1 (71), Екатеринбург. – С. 33-40 (0,6 п.л.).

18. Савинков В.И. Трансформация стратегии государственной культурной политики с целью модернизации человеческого капитала страны // Экономика и управление. – 2011. – № 6. – С. 13-16 (0,6 п.л.).

19. Савинков В.И. Социально-информационные механизмы реализации государственной культурной политики в российском обществе // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2011. – № 8. – С. 156-162 (0,8 п.л.).

III. Научные статьи, материалы, тезисы:

20. Савинков В.И. Ориентиры культурной политики в условиях обновления информационно-коммуникативных технологий // Культура глобального информационного общества: противоречия развития / Отв. ред. А.В. Костина; ред. колл. А. И. Шендрик и др.: Сб. научных статей – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 2010. – С. 126-134 (0,5 п.л.).

21. Савинков В.И. Государство как субъект культурной политики // Ашмарские чтения. Вып. 7: сб. науч.ст. // Сост. и науч. ред. А.Ф. Мышкина. – Чебоксары: Изд-во «Новое время», 2010. – С. 216-219 (0,3 п.л.).

22. Савинков В.И. Влияние современных реформ на социальные условия жизни населения России // Россия как социальное государство: конституционная модель и реальность. Сборник материалов Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. – М.: Управление информационного и документационного обеспечения Аппарата Совета Федерации, 2007. – С. 52-54 (0,2 п.л.).


загрузка...