Педагогика социально-культурного проектирования и продвижения гражданских инициатив молодежи (10.10.2011)

Автор: Оленина Галина Владимировна

Значимы для темы исследования теоретико-методологические и практические аспекты проблемы досуга как базовой категории социально-культурной деятельности, образования и досуга молодежи, игры, разработанные в трудах отечественных теоретиков социально-культурной деятельности: Л.А. Акимовой, М.А. Ариарского, Е.Г. Доронкиной, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, А.П. Маркова, Б.Г. Мосалева, А.С. Орлова, В.Д. Пономарева, Ю.А. Стрельцова, А.В. Соколова, Э.В. Соколова, В.Я. Суртаева, В.В. Туева, Н.Н. Ярошенко. За рубежом это исследования П. Бурдье, Т. Веблена, Д. Дьюи, Дж. Келли, М. Каплана, С. Паркера и др.

Проблематика социального и социально-культурного проектирования, педагогический и проектно-технологический аспекты различных видов социально-культурной деятельности, социальной инициативы раскрыты в исследованиях И.В. Бестужева-Лады, Г.М. Бирженюка, С.Б. Брижатовой, Т.М. Дридзе, А.Д. Жаркова, Дж. Мартино, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, В.И. Курбатова, А.П. Маркова, В.Е. Новаторова, Э.А. Орловой, А.И. Пригожина, А.В. Соколова, Ю.А. Стрельцова, В.Е. Триодина, В.В. Туева, Е.И. Холостовой и др. Проектная деятельность общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, некоммерческих общественных организаций отражена в работах А.Л. Александровой, Т.Б. Бабановой, В.В. Баровой, А.Б. Казанцевой, И.В. Калиш, Н.С. Кириченковой, И.А. Козляткиной, М.И. Либоракиной, В.П. Пахомова, А.С. Прутченкова и др.

Современное состояние проблематики учащейся молодежи в образовательных учреждениях разного уровня и типа, молодых специалистов, молодежи в целом как социально-демографической группы общества, ее роли в развитии общества, культуры, молодежных субкультур в зарубежной и отечественной литературе исследованы в трудах В.А. Бобахо, Н.Ю. Воловой, А.С. Запесоцкого, С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского, Е.Л. Кудриной, В.С. Магуна, В.И. Матиса, О.П. Пальцевой, М.И. Рожкова, Б.А. Федулова, Л.Б. Четыровой, Т.Б. Щепанской и др.

Вопросы истории и проблем благотворительности освещаются в работах М.А. Галагузовой, Л.И. Попова и др. История гражданского воспитания молодежи представлена в работах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого. Проблемы формирования гражданского общества анализируются в трудах М.В. Ильина, В.Д. Перевалова, Э.В. Тадевосяна и др. Проблемы самоуправления и молодежного парламентаризма отражены в работах Л.С. Пастуховой, Д.М. Мехонцевой, И.В. Мерсияновой и др. Кроме того, современное состояние проблем самоуправления и добровольчества молодежи рассмотрено в работах менеджеров-практиков некоммерческих организаций и специалистов по воспитательной работе в вузах России: Т. Михеевой, Г. Куприяновой, М.Д. Мартыновой, Е. Салиховой, Н. Серяковой, Н.Ю. Слабжанина.

Анализ данных исследований позволяет заключить, что за рубежом гражданские инициативы добровольчества и самоуправления развиваются на основе длительных традиций благотворительности, концепций молодежной политики, идей молодежного участия и служения молодежи интересам общества. Исторический опыт гражданского воспитания молодежи в России советского времени не имеет долговременных традиций в прошлом в связи со спецификой динамики российской культуры (Н.А. Хренов), российского менталитета. Именно менталитет граждан предопределяет принятие или непринятие обществом предлагаемых властью решений различных социально-экономических и культурных проблем (Т.И. Заславская). Но этот аспект проблемы проектирования и продвижения гражданских инициатив молодежи в педагогике социально-культурной деятельности еще не изучался.

Анализ специальной литературы показывает, что в России на фоне кризиса гражданской идентичности имеется межрегиональный опыт успешного обучения школьников проектированию и продвижению своих гражданских инициатив на базе школ и учреждений дополнительного образования. Это Самарская область, где специалисты общественных организаций апробировали проект «Гражданин» и вывели его на общероссийский уровень (В.П. Пахомов). Этот опыт требует поддержки и распространения со стороны учреждений социально-культурной сферы, а также теоретического осмысления в педагогике социально-культурной деятельности.

Несмотря на то, что гражданские инициативы молодежи по формированию органов самоуправления в учреждениях образования находят повсеместную поддержку, они часто остаются малоэффективными по результатам деятельности, поскольку создаются по инициативе управленческого аппарата учреждения. Добровольческие проекты современной учащейся молодежи могут войти как одно из направлений гражданского воспитания в систему воспитательной работы прежде всего гуманитарных вузов, где готовят специалистов для работы в системе «человек – человек». Но массового распространения данной тенденции, инициируемой молодежью, пока не наблюдается, поскольку необходимо теоретико-методологическое обоснование оптимизации субъектности молодежи по причине того, что у нее отсутствуют деньги и власть, чтобы продвигать свои инициативы.

Гражданские инициативы еще не являются нормой поведения для большинства российской молодежи в связи с тем, что, кроме прочих равных условий, не изучены педагогические факторы развития современного социально-культурного пространства, в котором возникают и продвигаются данные инициативы. Это касается муниципального уровня городского территориального пространства и локального пространства конкретного учреждения образования, культуры, досуга со своей корпоративной культурой, на которую влияют ментальные нормы и национально-ценностное ядро культуры общества и структура досуговых предпочтений молодежи.

Обобщающий анализ степени разработанности проблемы подтверждает необходимость теоретико-методологического обоснования педагогики проектирования и продвижения гражданских инициатив молодежи в сфере досуга, требующего: разработки концепции проектности инициативной социально-культурной деятельности; ее категориально-понятийного аппарата; феноменологического анализа добровольчества и самоуправления; культурно-исторических традиций формирования гражданских инициатив в России с учетом влияния менталитета, специфики социально-культурного пространства досуга; педагогических критериев формирования гражданской социализации и социального творчества личности, участвующей в проектировании и продвижении своих инициатив.

Данный комплекс методологических вопросов находится в проблемном поле формирующейся проективной педагогики или педагогики проектирования, которая изучает воспитательный, образовательный и развивающий процессы проектно-технологической системы любой отраслевой педагогики (В.С. Безрукова), в том числе педагогики социально-культурной деятельности. Следовательно, фиксируется реальная потребность в разработке концепции проектности гражданских инициатив молодежи в рамках проективной педагогики социально-культурной деятельности как нового направления теории, методики и организации социально-культурной деятельности.

Таким образом, анализ степени разработанности проблемы подтверждает противоречие между неразработанностью теории и методологии проективной педагогики социально-культурной деятельности и потребностями практики воспитательного процесса, которая нуждается в концептуальном подходе, теоретико-методологическом обосновании педагогики проектирования и продвижения форм инициативной деятельности молодежи в социально-культурной сфере.

Актуальность и степень изученности проблемы определили цель исследования – разработать педагогическую концепцию проектности гражданских инициатив молодежи, направленную на повышение эффективности воспитательного процесса в сфере досуга и культуры.

Объект исследования – гражданские инициативы молодежи как социально-культурное явление.

Предмет исследования – целостный педагогический процесс социально-культурного проектирования и продвижения гражданских инициатив молодежи.

В процессе исследования выдвинута гипотеза, основанная на том, что разработка педагогической концепции проектности гражданских инициатив молодежи, содержащей теоретико-методологическое обоснование и экспериментальную апробацию педагогического процесса социально-культурного проектирования и продвижения гражданских инициатив молодежи, зависит от комплекса предположений, включающих в рамках антропологизма, культуросообразности и проектного подхода:

1) осмысление сущности и специфики гражданских инициатив добровольчества и самоуправления как актуальных форм инициативной социально-культурной деятельности, испытывающих влияние ментальных традиций, идей международного движения добровольцев и российского молодежного парламентаризма и являющихся проявлением гражданской социализации и социального творчества молодежи;

2) рассмотрение молодежи и ее лидеров как потенциального и реального субъекта гражданских инициатив, определенная часть которого испытывает потребность в гражданской социализации и социальном творчестве и нуждается в овладении проектированием и продвижением своих гражданских инициатив как в педагогическом инструменте преодоления кризиса гражданской идентичности и развития социального творчества;

3) трактовку проектирования и продвижения гражданских инициатив молодежи как: а) социально-культурного процесса, развивающегося на мега- и макроуровнях в неустойчивом пространстве досуга и имеющего педагогические противоречия, специфическую систему субъектов, тенденции зарубежного влияния; б) как педагогического процесса, направленного на мезо- и микроуровнях на воспитание, обучение и развитие личности, молодежи и ее лидеров, участвующих в проектировании и продвижении своих инициатив.

Объект, предмет, цель и гипотеза определили задачи исследования:

Определить сущность и ментальные основы гражданских инициатив добровольчества и самоуправления молодежи.

Выявить специфику и педагогические противоречия процесса развития гражданских инициатив молодежи в рамках социального воспитания в России в XX – начале XXI вв.

Рассмотреть молодежь и ее лидеров как потенциального и реального субъекта гражданских инициатив, вступающего во взаимодействие с другими субъектами данного процесса в социально-культурном пространстве досуга.

Систематизировать условия формирования гражданских проектных инициатив молодежи в социальном времени и культурном пространстве досуга за рубежом и в России.

Обосновать структуру, типологию субъектов, пространственно-временные параметры проектной инициативной социально-культурной деятельности на основе дефиницирования категории «социально-культурная деятельность».

Установить, что социально-культурный проект является педагогическим инструментом инновирования и нуждается в специфической технологии продвижения.

Представить процесс разработки социально-культурного проекта как педагогическую технологию развития социально-конструктивного творчества личности с учетом ментальных рисков проектирования.

Выявить педагогический потенциал и условия реализации разных типов социально-культурных моделей формирования и продвижения добровольчества и самоуправления молодежи в контексте ментальности, идей международного движения добровольцев и российского молодежного парламентаризма.

Провести на основе разработанных критериев и условий экспериментальную апробацию педагогической и организационно-управленческой моделей и технологии проектирования и продвижения добровольчества и самоуправления учащейся молодежи и молодых специалистов в пространстве досуга сибирских городов (мегаполиса, крупного и среднего города).

Определить по итогам эксперимента педагогические результаты взаимодействия всех типов субъектов проектно-технологического процесса инициативной социально-культурной деятельности и педагогическую эффективность гражданской социализации и социального творчества лидеров инициативной деятельности молодежи.

Методологическую и теоретическую базу исследования составили:

- на философском уровне: идеи о закономерностях процесса развития обществ и типах общественного развития (Т. Парсонс, П.А. Сорокин, Д. Белл, Б.С. Ерасов, С.В. Соколов), социального времени (Э. Тоффлер), социального пространства (П. Бурдье) на основе философии процесса (Г. Гадамер, П.П. Гайденко, А. Уайтхед), законов социодинамики культуры (А. Моль); о синергетическом механизме бифуркации, влияющем на изменение циклов в развитии общества и культуры (И. Пригожин, И. Стенгерс, М.Н. Эпштейн); идея о культуре как развернутой феноменологии человека в рамках философской антропологии (П.С. Гуревич, С.А. Смирнов); методология социокультурного подхода (Н.И. Лапин); основные положения системного подхода (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин); идея о социально-творческой природе инициативной деятельности (Ю.Д. Красильников), взрывном характере творчества (Ю.М. Лотман), о творчестве как выходе за пределы обыденного (Н.А. Бердяев), творчестве как качественной характеристике человеческой деятельности (М.С. Каган, В.Е. Кемеров); о философии добра (В.С. Соловьев, Н.О. Лосский) и права (Г. Гегель);

- на общенаучном уровне: положения о проектности сложных систем «природа – общество – человек» (О.Л. Кузнецов, Б.Е. Большаков); о проектности мира, культуры, истории (К.М. Кантор); проектности культуры в аспекте антропологического подхода (Э.А. Орлова, Т.М. Дридзе); проблема становления человека в рамках педагогической антропологии (Д.Б. Эльконин), а также идеи празднично-игровой природы человека в рамках историко-культурологического подхода (М.М. Бахтин, Й. Хейзинга, Э.В. Соколов, Н.А. Хренов); тезис о специфике российской культуры как инверсионно-маятниковом типе ее динамики (Б.А. Успенский, Н.А. Хренов), подходы к методологии науки и ее применению в педагогике, философии образования (Г.П. и П.Г. Щедровицкие), идеи классиков социальной и школьной педагогики, а также педагогики досуга в аспекте теории и практики воспитания гражданина (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий). Не менее важен психологический и социально-психологический контекст проблемы интериоризации общественных ценностей отдельной личностью в аспекте управления ее мотивацией (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Левин, К. Роджерс, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг).

- на конкретно-научном уровне: важнейшими для исследования были идеи о молодежи как субъекте социальных и культурных изменений, о роли молодежных субкультур (Т.Б. Щепанская, Е.М. Шапинская, С.В. Косарецкая, Н.Ю. Синягина), о молодежных социально-культурных движениях (А.В. Карпов), о кофигуративной модели трансляции межпоколенческого опыта (М. Мид, И.С. Кон), об инсценировках в культуре как механизме социокультурных изменений (Л.Г. Ионин).

Важными для исследования были работы ученых, в которых нашли отражение вопросы значения инициативной деятельности населения в обеспечении жизнеспособности общества (А.С. Ахиезер, Т.И. Заславская); о роли лидеров в инициировании и распространении социально-творческой деятельности (Т.В. Шеляг) на основе концепции элит (Л.Н. Васильева), о роли лидеров в малой группе (Г.М. Андреева, А.В. Петровский), о типологии и законах социальных нововведений (А.И. Пригожин); о добровольчестве как части социально-культурного института благотворительности (Р.Г. Апресян, А.В. Соколов, П. Лафарг), о развитии идей добра и справедливости в ментально-ценностном пространстве (Т.Г. Стефаненко, С.В. Лурье), в инфраструктурном социально-культурном пространстве с приоритетами современной концепции молодежной и культурной политики (А.И. Арнольдов, А.В. Каменец, Г.Г. Николаев, Е.М. Рыбинский) и концепции формирования гражданского общества (Ю.М. Резник, Дж. Коэн).

Важна идея институционализации (В.А. Корнилович), организационного закрепления добровольческих инициатив с помощью социокультурных проектных технологий (А.П. Марков, Г.М. Бирженюк) и ресурсного коммуникационного продвижения проектов (М.А. Шишкина, В.Т. Ганжин, А.Н. Чумиков), идеи проектного подхода в организации и управлении социально-культурной сферой (В.Г. Афанасьев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев, В.И. Курбатов, Г.Л. Тульчинский); идеи проектности социально-культурной деятельности (А.П. Марков, Г.М. Бирженюк), теоретическим ядром которой являются положения зарубежных (английской, американской) школ досуга и отечественная концепция досуга (М.А. Ариарский, Ю.А. Стрельцов), а также формирующаяся трактовка социально-культурной деятельности в аспекте антропологического подхода (А.И. Арнольдов, М.А. Ариарский, В.Е. Новаторов, А.В. Соколов, Н.Н. Ярошенко), идея смены трех теоретических парадигм в истории социально-культурной деятельности, трактовка ее эффективности (Н.Н. Ярошенко, В.Н. Рябков); подходы к процессам группообразования в досуговой молодежной среде (В.Е. Триодин, В.В. Туев); идея театрализации значимых событий (А.Д. Жарков, Д.М. Генкин, А.А. Конович).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования. Это теоретические методы, включающие анализ философско-культурологической, социально-педагогической, социологической литературы и литературы по социально-культурной деятельности отечественных и зарубежных авторов по проблеме проектирования и продвижения гражданских инициатив молодежи; кроме того, использовался историко-культурологический анализ, позволяющий выявить степень распространения, сущность и национально-культурные особенности процесса развития проектных гражданских инициатив молодежи в России и за рубежом; применялось моделирование; анкетирование: 1) студенческой молодежи вуза культуры и искусств крупного города; 2) старшеклассников, посещающих лидерское объединение в мегаполисе; 3) молодежи среднего сибирского города, являющейся лидерами общественных формирований; 4) экспертов (руководителей предприятий, лидеры от которых входят в состав единого муниципального органа молодежного самоуправления); 5) эмпирические методы, куда вошли содержательный и формализованный анализ документов учреждений, участвующих в эксперименте; 6) педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, оценочно-диагностический этапы).

Статистическая обработка данных эмпирического исследования проведена с использованием компьютерной программы Microsoft Excel.

Информационная база представлена анализом муниципальных нормативных и программных документов, законов РФ, освещающих состояние государственной молодежной политики (Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации, 2001 г.; Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации, 2008 г.; Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, 2009 г.); Концепция прав человека и гражданина (О соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации в 1994–95 годах. Доклад Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, 1995 г.); деятельность благотворительных организаций (Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 1995 г.); молодежных и детских общественных объединений (Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 1995 г.); проблемы общественных объединений (Закон РФ «Об общественных объединениях» от 1995 г., Закон РФ «О некоммерческих организациях» от 1995 г.); проблемы студенческой молодежи («О межведомственной программе «Студенчество России», 2004–2008 гг.); проблемы культурно-досуговых формирований («Примерное положение о клубном культурно-досуговом формировании» от 2002 г.).

База эмпирического исследования: некоммерческие общественные организации, органы управления культурой, учреждения образования, социальной и культурно-досуговой работы с молодежью и иные учреждения, составляющие инфраструктуру социально-культурной сферы муниципальных образований городов Новосибирска, Барнаула, Заринска Алтайского края. Выборка экспериментального исследования составила 876 человек.

Этапы исследования: настоящее исследование осуществлялось в три этапа на протяжении семи лет (2005–2011 гг.) в условиях межрегионального социально-культурного пространства городов Западной Сибири, включая муниципальные и локальные проекты продвижения гражданских инициатив молодежи в мегаполисе, крупном и среднем сибирских городах (гг. Новосибирск, Барнаул, Заринск Алтайского края).


загрузка...