Методологическая роль метафизических оснований в гуманитарном познании (историко-философский анализ) (10.10.2011)

Автор: Ажимов Феликс Евгеньевич

АЖИМОВ Феликс Евгеньевич

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ МЕТАФИЗИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ

В ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ

(ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

Специальность 09.00.03 ( история философии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора философских наук

Москва ( 2011 Работа выполнена на кафедре философии факультета социологии, экономики и права Московского педагогического государственного университета

Научный консультант:

доктор философских наук, профессор

ЩЕДРИНА Татьяна Геннадьевна

Официальные оппоненты:

доктор философских наук, профессор

АВТОНОМОВА Наталия Сергеевна

доктор философских наук, профессор

ФИЛАТОВ Владимир Петрович

доктор философских наук, профессор

СЕМАЕВА Ирина Ивановна

Ведущая организация ( Московский государственный горный университет

Защита состоится «__» декабря 2011 г. в « » часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.06 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 117571, г. Москва, Проспект Вернадского, д. 88, ауд. 818.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 119992, г. Москва, ул. М. Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан «____» ___________2011 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Кузнецова С.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования

Как однажды заметил Клод Леви-Стросс: «либо XXI век будет столетием гуманитарных наук, либо его не будет вовсе». Возможно, этот афоризм звучит слишком резко, однако в нем есть большая доля правды. Эта правда обнаруживается не только в социальных и культурных процессах, свидетелями которых мы являемся. Эта правда обнаруживается и в смещении исследовательских интересов философии, в частности в эпистемологии, в ее размышлениях над наукой. Эпистемология все более сдвигает свой интерес к особенностям и специфике гуманитарного познания. Гносеологические проблемы теперь не могут ставиться так, будто подлинная наука это только естествознание. В современной эпистемологии наука все больше воспринимается как целостный феномен, в рамках которого важную роль занимает гуманитарное познание. Такого рода фундаментальный сдвиг в самих основаниях философии чрезвычайно важен, ибо несмотря на все разговоры о «конце» философии и метафизики, именно метафизическая проблематика, взятая в эпистемологическом аспекте образует стержень философского самосознания современной эпохи. Вопросы, связанные с фундаментальными основаниями познавательной деятельности человека, неизменно актуальны.

В качестве таких оснований классического научного познания всегда выступала метафизика с ее устремленностью к целостности, объективности, системности. Сквозь многообразие исторической действительности метафизика искала то, что могло бы служить для человека ориентирами, идеалами: единое, вечное, совершенное. Да, сегодня мы отчетливо осознаем, что в рамках этих метафизических исканий интересны не столько застывшие результаты (исторически ставшие нормы, правила, законы), сколько сам путь, движение, вопрошание. Благодаря устремленности philosophia prima к предельным основаниям современное научное познание во многом обретает историческую фундированность, самостоятельность, методологический инструментарий, получает импульс для дальнейшего развития.

История философии показывает нам, что чем существенней критика и возражения против метафизических оснований гуманитарного познания, тем более исторически обоснованным должен быть вопрос о том, как возможна метафизика. Сегодня внимание к метафизическим основаниям вновь актуализируются, причем не только в рамках естествознания, позитивизмом, аналитической философией, но и в герменевтике, феноменологии, деконструкции, диалектике при исследовании методологических проблем литературы, права, общества и т.д.

Степень научной разработанности проблемы

Несмотря на довольно обширный объем современных научных и философских трудов, посвященных в тех или иных аспектах проблемам метафизики, онтологии, их влиянию на философию науки, заметим, что исчерпывающее историко-философское исследование метафизических оснований гуманитарного познания – дело будущего.

Если не считать сочинений оригинальных философов, помещенных в библиографию к настоящей работе, то исследований, специально посвященных историко-философскому анализу метафизических оснований социально-гуманитарного познания, к сожалению немного. Однако, в отечественной и зарубежной историографии существует достаточное количество работ, посвященных рассмотрению метафизических и онтологических основ научного познания, статуса метафизики в современной философии и культуре, трансцендентального измерения социальных и гуманитарных наук. Упомянутые работы условно можно разделить на три группы.

К первой группе относятся диссертационные исследования, в которых разбираются вопросы, связанные с осмыслением феномена метафизического мышления, возможности метафизики как таковой в условиях современных научных и философских парадигм, а также диссертации, посвященные анализу конкретных историко-философских учений о метафизике и частных онтологий определенных авторов или философских школ.

Вторую группу составляют статьи, материалы круглых столов, размещенные в научных сборниках и научных периодических изданиях. В этих работах переосмысляются рамки и содержание метафизики и онтологии в философском, научном, социально-гуманитарном познании и методологии.

К третьей группе относятся монографии и учебные пособия, в которых излагаются проблемы, связанные с систематизацией современных метафизики и онтологии, их особенностей в контексте влияния на социальное и гуманитарное знание.

Несмотря на довольно обширный список исследований, находящихся, благодаря поднимаемым проблемам, на стыке метафизики, онтологии, философии науки и истории философии, необходимо отметить, что в целостном виде историко-философского анализа метафизических оснований социально-гуманитарного познания в научных работах нет.

Цель: Осуществить историко-философский анализ метафизики как методологического основания гуманитарного познания.

Задачи:

Провести демаркацию понятий «метафизика» и «онтология» в контексте историко-философского анализа оснований гуманитарного познания;


загрузка...