ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (10.09.2012)

Автор: Пальмова Елена Андреевна

Знания основных методов педагогической диагностики, правил работы с ними, а также изменение психологических условий при проведении диагностики способствовали также повышению успеваемости учащихся, о чем свидетельствуют результаты тестового контроля учебных достижений учащихся экспериментальной группы.

Сопоставительный анализ результатов сформированности выделенных компонентов диагностической культуры учащихся контрольной и экспериментальной групп подтверждает нашу гипотезу. Организация работы по формированию основ диагностической культуры учащихся общеобразовательной школы на основе разработанной структурно-организационной модели с учетом соблюдения выделенных педагогических условий с позиций личностно-ориентированного и деятельностного подходов действительно способствовала положительной динамике в формировании основ диагностической культуры учащихся общеобразовательной школы и повышению уровня их учебных достижений.

В заключении обобщены основные результаты теоретической и практической части исследования, сформулированы основные выводы, даны практические рекомендации и намечены дальнейшие направления работы по формированию диагностической культуры учащихся на различных ступенях образования.

Таким образом, поставленные в начале исследования задачи последовательно решены. Полученные в ходе исследования теоретические и экспериментальные данные подтвердили выдвинутую гипотезу и обнаружили эффективность разработанной структурно-организационной модели формирования основ диагностической культуры учащихся общеобразовательной школы и педагогических условий, повышающих эффективность этого процесса, о чем говорит положительная динамика развития всех исследуемых компонентов и что подтверждают результаты статистической обработки данных эксперимента. Стандартное отклонение, вычисляемое с использованием «n-1» метода, составило на констатирующем этапе эксперимента 1,01 и 1,37 у контрольной и экспериментальной группы, на формирующем этапе – 1,14 и 0,83 соответственно. Разница между данными контрольной и экспериментальной групп на формирующем этапе эксперимента показывает снижение расхождения результатов от общего среднего значения, что свидетельствует о положительной динамике формирования основ диагностической культуры учащихся.

Анализ результатов формирующего эксперимента позволяет прийти к следующему выводу: у учащихся экспериментальной группы, в отличие от учащихся контрольной группы, выявлена положительная динамика по всем критериям. Увеличился процент учащихся с высоким уровнем сформированности выделенных компонентов диагностической культуры, соответственно, уменьшилось число учащихся, находящихся на низком уровне развития.

Результатами внедрения структурно-организационной модели формирования основ диагностической культуры учащихся общеобразовательной школы и педагогических условий эффективности этого процесса явились значительное расширение системы знаний учащихся в области методов диагностических исследований; выработка и закрепление навыков работы с основными методами диагностики – тестами и анкетами; осмысление значения диагностических процедур для саморазвития, самоактуализации учащихся; повышение интереса к диагностическим процедурам; развитие чувства уверенности в своих силах; снижение стрессового состояния перед диагностическими процедурами; развитие навыков самоанализа, расширение представлений о себе - формирование образа Я, своих возможностях, достоинствах и недостатках. Кроме личностного роста учащихся, реализация разработанной модели привела к повышению эффективности диагностических процедур, повышению успеваемости учащихся по предметам, на основе которых осуществлялась работа по формированию основ диагностической культуры.

Формирование диагностической культуры учащихся общеобразовательной школы представляет собой сложный, длительный процесс, на который оказывают влияние многие факторы. Проведенное исследование не претендует на полное, всестороннее и окончательное решение поставленной проблемы.

В дальнейшем могут получить развитие следующие направления педагогических исследований в области диагностической культуры учащихся: возможности и особенности ее формирования на других ступенях обучения, в частности, в начальной школе, в старших классах и высших учебных заведениях; изучение мотивации самодиагностики учащихся и ее влияния на мотивацию учебной деятельности; изучение особенностей формирования диагностической культуры учащихся, обучающихся в различных условиях – городской средней общеобразовательной школе, сельской школе, а также в гимназиях и лицеях.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:

1. Пальмова Е.А. Инновационный подход к анализу и оценке качества образования // В мире научных открытий. Серия «Экономика и инновационное образование». Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. №3.1 (15). 0,3п.л.

2. Пальмова Е.А. Единый государственный экзамен с позиций критериально-ориентированного и нормативно-ориентированного тестирования // В мире научных открытий. Серия «Проблемы науки и образования». Красноярск: Научно-инновационный центр, 2011. № 5 (17). 0,4п.л.

3. Пальмова Е.А., Макарова Е.А. Эвалюация как неотъемлемая составляющая системы управления современным образованием // Российский психологический журнал. М.: Кредо, 2011. Том 8, № 2. 0,8п.л.

4. Пальмова Е.А. Пути оптимизации обучения практической фонетике английского языка на первом курсе языкового факультета // Вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе и школе: сб. статей XVI Всерос. науч.-практ. конф. / МНИЦ ПГСХА. Пенза: РИО ПГСХА, 2010. 0,2п.л.

5. Пальмова Е.А. Педагогическое тестирование в России в конце XX – начале XXI века // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: сб. докладов V междунар. науч. заоч. конф. 18 декабря 2010 г. В 2-х ч. Ч. I. Педагогические науки / под ред. А.В. Горбенко, С.В. Довженко. Липецк: Издательский центр «Гравис», 2011. 0,2п.л.

6. Пальмова Е.А. Основные показатели качества дидактических тестов // Педагогика и психология высшей школы: мат-лы I Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. проф. З.М. Магомедовой. Махачкала: ИП Овчинников (Алеф), 2011. 0,2п.л.

7. Пальмова Е.А. К вопросу о формировании единых показателей мониторинга качества образования //Актуальные проблемы модернизации образования: теория и практика: мат-лы II междунар. заоч. науч.-практ. конф. 15 января 2011г. / отв. ред. С.П. Тимофеев. Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2011. 0,2п.л.

8. Пальмова Е.А. Эвалюация как неотъемлемая составляющая современного образования // Вестник Таганрогского института управления и экономики. Таганрог: Изд-во НОУ ВПО ТИУиЭ, 2011. № 1(13). 0,6п.л.

9. Пальмова Е.А. Качество отечественного образования и его мониторинг: современный подход // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2011. № 2. 0,4п.л.

10. Пальмова Е.А. Диагностическая культура учащихся как предмет исследования // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2012. № 2 (57). 0,3п.л.

11. Пальмова Е.А. Педагогические условия формирования диагностической культуры учащихся // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та имени А.П. Чехова, 2012. Спец. вып. № 1. 0,4п.л.


загрузка...