Формирование воспитательного пространства вуза (10.08.2009)

Автор: Резниченко Мария Геннадьевна

Известны наиболее существенные характеристики воспитательного пространства: четкая структурная организация, целостность, стабильность, дифференциация и интеграция, самоорганизация, синхронизация.

В основу нашего исследования было положено, с одной стороны, понимание воспитательного пространства вуза как динамической, сложноорганизованной, социально-педагогической системы, функционально объединяющей:

подсистему личностно-профессионального развития, инициирующую развитие и реализацию творческого потенциала субъектов воспитания, укрепляющую у них способности к созданию оригинального образовательного и научного продукта, социальной активности и ответственности за принимаемые решения;

подсистему институциональную, сохраняющую преемственность традиций, культурных, национальных, региональных особенностей, придающих опережающий характер воспитательно-образовательному процессу;

подсистему событийно-временную, включающую упорядоченную совокупность взаимосвязанных событий, создаваемых в сфере пребывания субъектов воспитания, повышающих их сензитивность к творчеству,

а с другой – выявление принципов и условий его формирования, определяемых спецификой высшего образования.

Разработка принципов и условий формирования воспитательного пространства вуза исходила как из теоретических положений, охарактеризованных выше, так и из анализа специфики организации процесса воспитания в системе высшего образования, которая определяется рядом характеристик, подробно раскрытых в диссертации.

Единство субъектов воспитательного пространства обеспечивается выработкой педагогической концепции, ориентированной на приоритеты гуманистического воспитания.

Ценностно-смысловое единство субъектов воспитательного пространства вуза реализуется через построение концепции воспитательной работы в вузе. При этом необходимо достичь согласования нормативных документов, представляющих инвариантную часть воспитательного пространства вуза как части образовательной системы государства. Нормативно-правовые основы воспитательной деятельности реализуются на основе Закона РФ "Об образовании" в современной редакции, Закона "О высшем и послевузовском образовании", Устава вуза и др. Принятие и реализация целей, задач воспитательной системы субъектами воспитательного пространства вуза – одно из условий его эффективного формирования.

Отбор преподавателей высшей школы продолжают осуществлять, главным образом, на основании уровня познавательных и исследовательских качеств, поступающих в аспирантуру.

Это является одной из причин, не позволяющей выпускникам вуза успешно пройти этап профессиональной адаптации по месту своей работы. Причина в том, что отсутствие склонности к общению и сотрудничеству с людьми нельзя компенсировать никакими другими качествами, даже при очень высоком уровне их развития. Преподавателю необходимо профессионально владеть специальными технологиями, например, технологией общения со студентами и коллегами. В вузах технического профиля недостаточно дисциплин, дающих представление о теоретических основах управления коллективами. В связи с этим психолого - педагогическая подготовка преподавателя вуза к построению воспитательного пространства, приобщение его к основам проектной культуры - одно из важнейших условий формирования воспитательного пространства высшей школы.

Наличие в вузе центра социально-психологической поддержки студентов, обеспечивающего адаптацию студентов в воспитательном пространстве вуза, развитие коммуникативной культуры и организаторских способностей преподавателей и студентов обеспечивает эффективное проектирование воспитательного пространства высшей школы. Тем не менее, наблюдается противоречие между множеством разработок, накопленных отечественной и зарубежной психологией, и почти нулевым уровнем их использования в образовательном процессе высшей (особенно технической) школы.

Еще одним примером невостребованности психологических и педагогических рекомендаций может служить своего рода шаблон в организации внеучебной работы, которая часто состоит из перечня обязательных мероприятий, проведение которых осуществляется в традиционной форме из года в год. Студенческое сообщество вяло или скептически реагирует на призывы принимать в них участие. Стимулом является комплекс традиционных «благ», к которым приобщается «активный» студент.

Выходом из ситуации видится процесс осознанного внедрения и развития механизмов студенческого самоуправления, формирования навыков проектной культуры студенческого актива. В связи с этим целесообразно формировать профессиональную компетентность организаторов процесса построения воспитательного пространства (обеспечивать высокий уровень проектной культуры, развивать организаторские и коммуникативные способности и т.д.).

Специфика организации воспитательного процесса в вузе определила поиск новых подходов.

Теоретический анализ существующих концепций, практики и результатов опытно-экспериментальной работы позволил определить критерии эффективности формирования воспитательного пространства в вузе.

В своем исследовании мы предположили, что для определения результативности построения воспитательного пространства вуза необходимы адекватные “гуманитарные” критерии, значительно отличающиеся от критериев “негуманитарных”: “технических”, “технократических”, жестких, императивных, не способных охватить сложнейший противоречивый нелинейный процесс развития профессиональных качеств личности. Поиск таких критериев приобретает особое значение в условиях гуманизации воспитания.

Важным критерием эффективности формирования воспитательного пространства вуза является оценка студентами воспитательных мероприятий, в которых они принимают участие, и процесса вузовского обучения, а также осознание своего пребывания в вузе как важного события в жизни, как условия успешной карьеры. Как успешное решение воспитательных задач в образовательном процессе можно рассматривать состояние функционального комфорта субъектов воспитательного пространства, т.е. активное состояние напряженности, работоспособности, готовности, дальновидности, предвидения, прогнозирования, экстраполяции и т.д. - главных функций, обеспечивающих взаимодействие и слаженность всех компонентов изучаемого процесса. К сожалению, это достигается не всегда и не в полной мере, что обусловливает дискомфортное состояние участников воспитательного пространства.

В ходе исследования нами выделены три уровня сформированности воспитательного пространства вуза: адаптации (А), интеграции (И), саморегуляции (С).

Уровень адаптации означает познавательно-информационное приспособление субъектов воспитательного пространства к новому окружению, к структуре высшей школы, к содержанию обучения и работы в ней, ее требованиям, своим обязанностям, усвоение новых форм и методов учебной работы. Данный уровень отличается несформированной у студентов мотивацией к профессиональной деятельности, отсутствием опыта осуществлять обучение и развитие, отсутствием оценки субъектами воспитательного пространства целей воспитательной системы, своего места в нем; личностной значимости для событий, происходящих на макро-, мезо- и микроуровне.

Уровень интеграции предполагает процесс внутренней интеграции субъектов воспитательного пространства и интеграцию с окружением в целом, принятия ценностей-целей воспитательной системы вуза. Он характеризуется положительной оценкой субъектами воспитательного пространства целей воспитательной системы вуза, осознанием своего пребывания в вузе как важного события в жизни, личностной значимостью событий, происходящих на макро-, мезо- и микроуровне; положительной или нейтральной оценкой учебных и внеучебных контактов с субъектами воспитательного пространства вуза.

Уровень саморегуляции подразумевает создание новых ценностей, адекватных потребностям субъектов воспитательного пространства вуза. Студенты, отнесенные к этому уровню, положительно оценивают цели воспитательной системы вуза, осознают свое пребывание в высшей школе как важное событие в жизни, испытывают личностную значимость событий, происходящих на макро-, мезо- и микроуровне, с удовлетворением отмечают учебные и внеучебные контакты с субъектами воспитательного пространства.

В Самарском государственном аэрокосмическом университете и Самарском государственном педагогическом университете был организован социолого-педагогический мониторинг, на основе результатов которого появилась возможность упрочить наиболее комфортные воспитательные взаимодействия в пространстве вуза. Основу этого мониторинга составил опрос, организованный с помощью программного обеспечения «Социологическое сопровождение образовательного процесса» (разработка Академии информационных технологий, СПб. Авторы: А.И. Ходаков, А.М.Безгрешнов), а также адаптированная к задачам исследования методика Спилберга-Ханина «Оцените свое состояние», включающая ряд утверждений и позволяющая выявить эмоциональное состояние испытуемых.

Была создана база данных, отражающих учебную деятельность студентов, процесс их социально-профессионального становления, эмоционально-психическое состояние.

Первый социолого-педагогический срез был выполнен в марте-апреле 2007 г. Было опрошено 3500 студентов (с 1-го по 5-й курсы), разных специальностей и факультетов. Одновременно были получены данные и о различных аспектах преподавательской деятельности. В исследовании приняли участие около 300 преподавателей разных факультетов.

Мониторинг показал, что в вузах в основном созданы предпосылки для построения воспитательного пространства. Тем не менее существует ряд причин, негативно влияющих на построение воспитательного пространства в вузе:

- обнаружена разница во мнениях о параметрах, которые, помогают студентам учиться лучше, оказалось, что усилия субъектов воспитательного пространства по существу были разнонаправлены;

- по мнению преподавателей, эффективность обучения зависит в основном от студентов. При этом роль преподавателей ниже, чем принято считать;

- выявлен конфликт ожиданий преподавателей относительно усилий, которые прикладывает студент, и реальными его установками на активность в учебном процессе;

- в организации воспитательного пространства преподаватели руководствуются сложившимися и привычными представлениями о том, как надо учить, а не внутренними ожиданиями, которые есть в реальной студенческой аудитории;

- мнение студентов и преподавателей относительно таких важных в общении качеств, как отзывчивость, чуткость, чувство юмора, не совпадает. В ситуации общения не оправдываются ожидания студентов и преподавателей, велика вероятность возникновения конфликтных ситуаций;

- преподаватели и студенты неохотно участвуют в неформальных контактах, совместных мероприятиях. В отношениях с однокурсниками у студентов преобладают доброжелательность, взаимные симпатии. Преподаватели отмечают, что в общении с коллегами подобные эмоции они испытывают реже.

В процессе исследования была разработана и внедрена технологическая модель формирования воспитательного пространства вуза, включающая, адаптацию и подготовку студентов к самоуправлению, преподавателей и администрации вуза к построению воспитательных систем.

Модель формируемого в исследовании воспитательного пространства представлена ее субъектами – студентами и преподавателями.

В модели условно выделяется три компонента воспитательного пространства – внутренний, учебный и внеучебный. Внутренний подразумевает процесс формирования личностью воспитательного пространства в процессе осуществления самовоспитания, самоанализа и самоконтроля. Внеучебный - отображает процесс формирования воспитательного пространства во внеучебной совместной и индивидуальной деятельности преподавателей и студентов. Учебный компонент связан с формированием воспитательного пространства в учебной деятельности.

Выделяя специфику деятельности педагогов и студентов внутри учебного и внеучебного компонентов воспитательного пространства, отметим, что субъекты воспитательной деятельности осваивают их в соответствии с индивидуальными возможностями. В частности, формирование воспитательных взаимодействий преподаватель-студент, студент-студент, администратор-студент, администратор-преподаватель, определяется степенью овладения навыком воспитательной деятельности субъектами воспитательного пространства. Условием продуктивного общения являются коммуникативные навыки преподавателей и студентов, осознание ими целей формирования воспитательного пространства, навыки анализа результатов общения, наличие условий для осуществления воспитательной деятельности. В воспитательном пространстве высшей школы разрабатываются проекты построения взаимодействия студент-группа студентов (преподавателей, администраторов), преподаватель-группа студентов (преподавателей, администраторов), администратор – группа студентов (администраторов, преподавателей), что требует специальной подготовки, развитых лидерских качеств, наличия индивидуальных потребностей и склонностей. Разработка проекта целостного воспитательного пространства вуза во взаимодействиях студент - смешанная группа, преподаватель – смешанная группа, администратор – смешанная группа представляет систему отделов, отражающих деятельность вуза для достижения наиболее общих целей и задач.

Предпосылки формирования воспитательного пространства в вузе связаны с целями, условиями и средствами, а также организацией воспитательного процесса и управления им в вузе и трактуются как:

соответствие форм и методов формирования воспитательного пространства индивидуальным (социальным, психологическим) особенностям студентов и преподавателей. Для реализации этого положения необходимо регулярное социологическое исследование социального статуса современных студентов и преподавателей, их психологических особенностей;

ориентация на реальный конечный результат подготовки и воспитания специалистов. Формирование профессиональных ценностей в воспитательном пространстве вуза осуществляется внутри каждого уровня воспитательного пространства вуза;

педагогическая и психологическая культура всех субъектов воспитательного пространства. Речь идет о формировании воспитательного пространства на уровне преподавателя, кафедры, органов академического и административного руководства на факультетах и в масштабе вуза, и, особенно, студенческого самоуправления;


загрузка...