Формирование воспитательного пространства вуза (10.08.2009)

Автор: Резниченко Мария Геннадьевна

РЕЗНИЧЕНКО МАРИЯ ГЕННАДЬЕВНА

ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва - 2009

Работа выполнена на кафедре педагогики высшей школы

ГОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет»

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Леванова Елена Александровна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Мажар Николай Евгеньевич

доктор педагогических наук, профессор

Сокольникова Элла Ивановна

доктор психологических наук, профессор

Вачков Игорь Викторович

Ведущая организация ГОУ ВПО «Воронежский государственный университет»

Защита состоится 19 октября 2009 г. в___часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.11 при Московском педагогическом государственном университете по адресу: 127051, Москва, Малый Сухаревский переулок, д.6.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ по адресу: 119992, Москва, ул. Малая Пироговская, д.1.

Автореферат разослан «____»_______________________2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Плешаков В.А.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Проблема воспитания молодежи является одной из наиболее актуальных социальных проблем в современных условиях. Отсутствие должного внимания к ней создает ситуацию, лишающую перспектив развития цивилизацию и культуру России в целом. Перемены в обществе породили явление, которое трактуется как "конфликт поколений", создающий существенные трудности для процесса социализации личности, одним из важнейших аспектов которого является усвоение системы ценностей, норм и правил поведения.

Происходящие в обществе перемены вызвали к жизни противоречие между новыми требованиями к личности, с одной стороны, и уровнем и характером ее наличных знаний, навыков, качеств и способностей, с другой стороны. Это противоречие затрудняет социальную адаптацию человека к новым условиям. Разрешение данного противоречия связано с разработкой и реализацией новой концепции воспитательной деятельности, повышением уровня управления ею, приведением ценностных ориентаций молодежи в соответствии с общими гуманистическими идеалами и национальными культурными традициями.

Современная социокультурная и образовательная ситуация характеризуется недооценкой воспитывающих функций вуза. Попытки поставить вуз вне воспитательного процесса все более приходят в противоречие с педагогической теорией и образовательной практикой.

Для современной России характерен кризис основных институтов воспитания: семьи, образовательных учреждений, молодежной субкультуры. Поэтому чрезвычайно актуализируется оптимизация воспитательного пространства высшей школы.

Ядро гуманистической концепции воспитания составляет идея субъект-субъектного взаимодействия участников воспитательного процесса, обеспечивающего взаимообогащающий диалог, изменение ролевых позиций и увеличение меры свободы всех его участников.

В свете изложенных представлений становится очевидной необходимость разработки новых подходов к формированию воспитательного пространства в вузе.

Фундаментальные предпосылки для этого создают труды по проблемам личности, ее формирования и воспитания таких авторов, как Б.Г.Ананьев, Э.В.Ильенков, И.С.Кон, А.Н.Леонтьев, Т.Н.Мальковская, Е.Т.Соколова, В.П.Тугаринов, А.Г.Харчев, К.А.Шварцман и др. В ряде исследований осуществлен анализ воспитания студенческой, главным образом вузовской молодежи (Н.Ф.Головатский, В.Т.Дмитриев, Л.Н.Лесохина, В.Т.Лисовский, Т.В.Шадрин). Однако в ситуации системного кризиса, сложившейся в конце 80-х - первой половине 90-х годов, результаты этих исследований в значительной степени утратили свою актуальность. С другой стороны, появились работы, отражающие потребности новой социально-политической и духовной сферы формирования и идентификации личности (Н.М. Борытко, А.И.Ковалева, В.Т.Лисовский, В.А.Ядов и др.), становления жизнеспособных поколений (П.П.Бабочкин, И.М.Ильинский), патриотического воспитания (А.И.Вдовин, А.А.Крупник, В.В.Макаров), формирования гуманистического мировоззрения и нравственности (Н.Л.Зеленкова, А.В.Иващенко).

Все чаще объектом исследования в последнее время становится студенческая молодежь (А.В.Меренков, И.Э.Надуткина, Т.Э.Петрова и др.).

В системе методологических детерминант исследования проблем воспитания студенческой молодежи выступает личностно-деятельностный подход, разрабатываемый в трудах К.А. Абульхановой, Е.В. Бондаревской, Н.В. Бордовской, Б.С. Братусь, З.И. Васильевой, В.И. Гинецинского, В.В. Горшковой, И.А. Зимней, B.C. Ильина, М.В. Кларина, А. Г. Ковалева, И.А. Колесниковой, И.С. Кона, С.В. Кульневича, Д.А. Леонтьева, Т.Н. Мальковской, А.К. Марковой, В.С. Мерлина, А.В. Мудрика, Л.И. Новиковой, А.Б. Орлова, В.А. Петровского, В.В. Серикова, А.П. Тряпицыной, Г.А. Цукермана, И.С. Якиманской, Л. Андерсона, В. Белля, Р. Бернса, П. Брендвайна, Р. Дрейвера, Дж. Найсбитга, М. Полани, Дж. Шваба и др.

Принципиальное значение в обсуждаемом плане имеют исследования, посвященные профессиональной компетентности (В.И.Байденко, А.С.Белкин, Ю.В.Варданян, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, С.Б. Серякова, А.В. Хуторской, В.Д.Шадриков и др.)

Теория воспитательных пространств подвергнута анализу в работах О.И.Попова, Ю.С. Мануйлова, Л.Н. Новиковой, С.Д. Полякова, Н.Л. Селивановой, С.Н.Сивкова, Ю.П.Сокольникова, Ю.В. Шаронина, Р.Д. Ясвина и др.

Для анализа сложившейся практики управления воспитательным пространством вузов, разработки рекомендаций по оптимизации данной деятельности поучительны выводы, сформулированные специалистами по изучению социологии управления, социальной технологии, социального проектирования (И.В.Бестужев-Лада, Н.С.Данакин, Н.Ф.Девятко Л.Я.Дятченко, В.Н.Иванов, Г.А.Котельников, В.И.Патрушев, Ж.Т.Тощенко и др.)

Научные представления о профессиональной подготовке и профессионализме педагога отражены в работах М.Я.Виленского, Н.И. Вьюновой, Н.В.Кузьминой, Ю.Н.Кулюткина, Е.А.Левановой, М.М.Левиной, Н.Е. Мажара, Л.С.Подымовой, В.А. Сластенина, Е.Н.Шиянова.

Несмотря на значительное расширение исследований в обсуждаемо области, возникло, и все более осознается противоречие между растущей необходимостью в формировании воспитательного пространства в вузе и отсутствием научно разработанной концепции управления этим процессом.

С учетом потребности в разрешении этого противоречия был сделан выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: какие предпосылки, принципы и психолого-педагогические условия и технологии обеспечивают эффективное формирование воспитательного пространства в вузе?

Решение данной проблемы составляет цель исследования.


загрузка...