Эффективное управление образовательным процессом в вузе: теория, методология и практика (10.08.2009)

Автор: Павлюченко Елена Ивановна

Шкала базовых значений каждой из таких лингвистических переменных разбивается на пять следующих интервалов: «неудовлетворительные знания», «удовлетворительные знания», «хорошие знания», «очень хорошие знания» и «отличные знания» с соответствующими им граничными значениями. Тогда, имея среднее количество баллов оценок знаний студентов по кафедрам, факультетам и университету, можно определить соответствующее ему значение оценки по пятибалльной шкале, определяя интервал численных значений соответствующей лингвистической переменной, в который оно попадает.

После формирования и распечатки полученных данных они передаются в ректорат вуза, где проводится их анализ на предмет выявления наиболее узких мест в знаниях студентов университета. По результатам анализа планируются мероприятия, направленные на устранение выявленных негативных тенденций в образовательном процессе вуза.

В шестой главе «Управление эффективным использованием инвестиций и внебюджетных средств как материальной основы повышения качества образовательного процесса» усовершенствованы принципы формирования устойчивых источников финансирования высшего образования, предложена экономико-математическая модель оптимального управления расходованием финансовых средств вуза, сделаны выводы.

В процессе перестройки системы социально-экономических отношений в стране, развития рыночных форм хозяйствования произошли значительные изменения в системе финансирования высших учебных заведений, что привело к трансформации механизма управления финансами вузов. Сегодня экономическая база высшего образования и финансовые потоки его системы формируются на основе комбинации следующих основных источников средств: государственного бюджета; обучаемого, его семьи или работодателей; средств, зарабатываемых самими учебными заведениями на основе использования собственного потенциала.

При этом основные функции управления финансами в системе образования заключаются в поиске новых источников финансирования, эффективном их формировании и распределении полученных средств. К основному такому источнику следует отнести частный капитал. В данном случае речь идет не о спонсорской помощи, имеющей разовый характер, а о долгосрочных вложениях инвестиционного характера. В условиях финансовой недостаточности такой подход вполне оправдан и экономически целесообразен. Главная задача государства в этом случае состоит в таком регулировании процессов финансирования высшего образования, чтобы семейный бюджет, личные интересы каждого гражданина существенно не пострадали. Поэтому инвестиции частного капитала в образование приобретают особую роль. В этом случае следует понимать, что без создания соответствующего инвестиционного климата привлечь частный капитал в образование не удастся, и в этом заключается важнейшая задача государства.

Частный капитал, как известно, ставит основной задачей свое приумножение. Это суть его функционирования и, беря частный капитал в партнеры, государство должно создавать условия для его самореализации, гарантировать сохранность и безопасность. Формы партнерского сотрудничества могут быть различными. Это и налоговые льготы, и государственные гарантии, и приоритеты в государственных заказах и программах и т.д. Но наиболее полно и наглядно равноправное партнерство может проявиться в соучредительстве. Государство может поделиться своими правами и передать частному капиталу ряд своих полномочий, а, следовательно, соответствующую долю собственности.

Однако, наряду с аргументами о частных инвестициях в высшее образование, есть три основных аргумента, поддерживающих финансирование образования государством: положительные внешние условия, дефицит рынка долгосрочного ссудного капитала и анализ собственных средств.

Отечественная система образования, российский научно-технологический комплекс представляют собой национальное достояние, ценность которого неизмерима, потому что в нем заключено будущее нашего народа. Создать необходимые условия для их возрождения и развития, и в то же время максимально использовать этот ресурс для решения практических задач, стоящих перед страной - вот тот подход, который должен быть положен сегодня в основу государственной политики в этой сфере. Для эффективной реализации данной политики основными приоритетами бюджета в сфере образования должны стать: увеличение зарплаты педагогических работников; увеличение расходов на приобретение учебного оборудования; увеличение расходов на развитие информационной базы образования; увеличение расходов на ремонт учебных корпусов и общежитий.

Кроме этого, в бюджете следует предусмотреть дополнительные расходы, направленные на увеличение стипендий, обеспечение школ учебниками, развитие системы возвратных субсидий для студентов вузов, развитие системы ипотечного кредитования работников образования, расширение федеральных целевых программ, направленных на формирование толерантного сознания, развитие информационных и компьютерных технологий, интеграцию науки и высшей школы.

Важнейшим резервом повышения эффективности функционирования системы образования, связанной с бюджетным процессом, является улучшение структуры расходов образовательных бюджетов на федеральном и региональном (муниципальном) уровнях. Для этого должны быть решительно пересмотрены соотношения отдельных статей бюджетного финансирования. При этом, при проектировании бюджетов в сфере образования встает чрезвычайно сложная задача нахождения такой оптимальной структуры их расходов, которая, с одной стороны, способствовала бы повышению качества образования за счет улучшения обеспечения учащихся учебными пособиями и методическими материалами, а с другой стороны – привлекала бы в учебные заведения молодых способных преподавателей.

Следовательно, требуется дополнительная исключительно детальная работа по определению приоритетов в распределении выделенных бюджетных ресурсов, т.к. сама программа развития образования не дает четкого представления по этому вопросу.

Анализ проблем финансирования образования показывает, что многие их них с трудом поддаются эффективному решению из-за тех ограничений, которые накладываются на организационно-экономический механизм функционирования образовательных учреждений действующими нормативными актами. Нерешенность проблем адекватного финансирования, в свою очередь, затрудняет проработку стратегии развития образования, которая в полной мере позволила бы решить такие фундаментальные задачи, как повышение качества образования, обеспечение его реальной равнодоступности и т.д.

Это означает, что назрела необходимость дальнейшего совершенствования таких нормативных актов, как Бюджетный и Налоговый кодексы, а также Гражданский кодекс, законодательство о некоммерческих организациях.

Таким образом, одной из основных задач повышения эффективности использования бюджетных средств является обоснованное их выделение и контроль над соблюдением условий целевого их расходования. При этом решение проблемы эффективного управления финансовыми средствами на основе критерия повышения качества образовательных услуг в вузе сводится к оптимальному распределению и использованию имеющихся у него средств между различными направлениями деятельности с целью получения максимально возможного качества образовательных услуг.

Особенно это касается внебюджетных средств, для эффективного распределения которых требуется разработка методики рационального их расходования на наиболее острые нужды вуза, связанные с повышением качества образовательного процесса. Сложность формирования такой методики заключается в трудности определения интегрального критерия эффективности их постатейного расходования, т.к. воздействие различных составляющих на качество образовательного процесса носит субъективный характер, происходит в совокупности и поэтому сложно сформировать аналитическую зависимость влияния на него отдельных статей расходов.

Рассмотрим один из возможных подходов к решению данной задачи. Все финансовые средства, имеющиеся в распоряжении вузов, включают две составляющие: бюджетные средства (БС) и коммерческие средства (КС). Причем бюджетные средства поступают по статьям расходов и перераспределению не подлежат, т.к. их расходование регламентируется государством. Коммерческие же средства расходуются по усмотрению вуза и требуют оптимизации.

Допустим, число статей расходов бюджетных средств вуза равно j=1,n. Тогда число xj условных единиц, содержащееся в объеме финансирования каждой статьи расходов, будет равно:

xj = БСj / v , j=1,n,

где БСj – запланированный объем расходов по j-й статье сметы;

v - число денежных единиц, содержащихся в одной условной единице расходов.

m. Тогда число yi условных единиц, содержащееся в объеме финансирования каждой i-й статьи, будет равно:

yi = КСi / v, i=1,m,

где КСi- объем расходов, который целесообразно вузу выполнить из внебюджетных средств по i-й статье.

проведения i-го и j-го вида расходов соответственно бюджетных и вне бюджетных средств для повышения качества образовательного процесса (значения данных коэффициентов определяются уровнем нехватки соответствующих им ресурсов для поддержания требуемого уровня качества образовательного процесса).

При этом, необходимо учитывать, что общий объем расходов по каждой статье, в силу специфики образовательного процесса, ограничивается сверху естественной потребностью вуза в том или ином виде ресурсов, например, в лабораторном оборудовании. Для удовлетворения этого условия необходимо определить максимальные потребности вуза в каждом виде ресурсов для поддержания требуемого уровня качества образовательного процесса. Следовательно, при достижении определенных значений по каждому виду расходов соответствующие им показатели значимости начинают снижаться. При этом потребности Пi и Пj соответственно в бюджетных и внебюджетных средствах по каждой статье расходов будут определяться выражениями:

Следовательно, по условию задачи для оптимального распределения внебюджетных средств требуется найти такие значения их постатейных расходов yj* , j=1,m в условных единицах, при которых критерий качества - общая значимость (З) расходов будет принимать максимальное значение:

с учетом следующих ограничений:

КСзад,

где БСзад, КСзад - соответственно, имеющиеся у вуза бюджетные и коммерческие средства.

Таким образом, предложенная методика позволяет вузу распределять имеющиеся у него средства на решение наиболее остро стоящих проблем с учетом его бюджетного финансирования.

3. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

В результате проведения настоящих диссертационных исследований получены следующие основные научные результаты, которые могут быть использованы как в отдельности, так и в совокупности для повышения эффективности управления вузом и качеством образовательного процесса в нем:

1. Для постановки основных задач проводимого исследования проведен анализ государственной политики в области развития образования страны, по результатам которого выявлены основные проблемы ее реализации и механизмы, позволяющие эффективным образом решать данные проблемы.

2. С целью повышения качества образовательного процесса разработаны, исследованы и апробированы методологические основы эффективного управления вузом и решены следующие задачи:

- для формирования эффективной системы управления вузом, позволяющей адаптироваться к изменяющимся условиям рынка, с позиции системного подхода сформулированы основные требования, которым должна соответствовать данная система и исследованы основные пути их достижения;

- с целью определения тенденций и решения проблем развития высшего образования в Республике Дагестан проведен анализ регионального рынка образовательных услуг и предложены наиболее эффективные пути их решения на основе маркетинговых аспектов управления и комплексного подхода к решению проблем образования в регионе;

- для повышения эффективности принимаемых управленческих решений в недоопределенных условиях функционирования разработана методика многокритериального выбора наиболее эффективной альтернативы из множества заданных, отличающаяся от известных комплексным использованием нескольких критериев оценки качества сравниваемых альтернатив;

- с целью определения и удовлетворения потребностей в специалистах различного профиля и продвижения на рынке образовательных услуг вновь открывающихся специальностей с учетом перспектив экономического развития региона, разработана технология проведения маркетинговых исследований вузом, предусматривающая мониторинг всех составляющих регионального рынка;

- для повышения качества образовательного процесса в вузе исследована и показана целесообразность организации его научно-исследовательской и инновационной деятельности на венчурной основе, для этого сформирована матричная организационная структура Управления научных исследований учебного заведения;

- с целью повышения эффективности управления высшим учебным заведением в изменяющихся условиях рынка усовершенствованы основные принципы эффективной информатизации процессов управления образовательным процессом в вузе за счет использования таких факторов, как избирательность входной информации и адресная ее передача по его функциональным подразделениям;


загрузка...