Эффективное управление образовательным процессом в вузе: теория, методология и практика (10.08.2009)

Автор: Павлюченко Елена Ивановна

ПАВЛЮЧЕНКО ЕЛЕНА ИВАНОВНА

ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В ВУЗЕ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА

Специальность 08.00.05 – экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Махачкала - 2009

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет»

Научный консультант: д.э.н., профессор Колыванов В. Ю.

Официальные оппоненты: д.э.н., профессор Федосова Р. Н.

д.э.н., профессор Айгумов А. Д.

д.э.н., профессор Петросянц В. З.

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»

Защита состоится 20 октября 2009г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.052.01 в ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет», по адресу: 367015,Республика Дагестан г. Махачкала, пр. И. Шамиля, 70., ауд.202.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Дагестанский государственный технический университет».

Автореферат разослан

Ученый секретарь

диссертационного совета,

д.э.н., доцент Халимбеков Х.З.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Развитие рыночных отношений в России обусловило тот факт, что за достаточно короткий промежуток времени в стране сложился рынок образовательных услуг, предложение которых за последние шесть лет сделало колоссальный скачок. Все это потребовало пересмотра парадигмы развития образования и, прежде всего, обусловило необходимость привлечения новых инструментов экономического менеджмента для повышения эффективности и качества образовательного процесса в высших учебных заведениях. Необходимость формирования новых принципов управления обусловлена еще и тем, что в сфере образования маркетинговые и рыночные инструменты управления все еще используются в недостаточной степени.

Таким образом, проблема применения экономических инструментов и маркетинга в области образования является актуальной и вызывает огромный интерес у исследователей. Реальная жизненная практика, опыт деятельности эффективно работающих образовательных учреждений наглядно демонстрируют, что надежным залогом успешной деятельности вуза в условиях рынка является использование экономических инструментов и маркетинговых аспектов в управлении своей деятельностью, в частности, сбытом и продвижением образовательных услуг. Особый интерес при этом представляет формирование эффективных принципов управления повышением качества образовательного процесса в вузах на основе рыночного подхода к решению проблемы.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в век автоматизации и информатизации производственных процессов и применения вычислительной техники высшее образование все в большей степени становится фактором эффективного развития национальной экономики. Опыт ведущих экономических систем мира подчеркивает важность вложения капитала в образование общества как в один из основных путей увеличения уровня их экономического потенциала. Однако само развитие высшего образования, в свою очередь, требует дополнительных инвестиций и более эффективного использования имеющихся у него ресурсов.

Эффективное управление вузом в современных условиях хозяйствования представляет собой сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учебно-воспитательной работы, система рационального планирования, организация деятельности профессорско-преподавательского коллектива, выбор оптимальных путей для повышения уровня образовательных услуг и эффективный контроль. Все вышеизложенное и характеризует актуальность темы проводимого исследования.

Следует заметить, что проблемам управления образованием в новых экономических условиях посвящено достаточно большое количество исследований отечественных ученых. Так, при проведении настоящего диссертационного исследования автор опирается на труды следующих экономистов: Андреева А., Андреевой В., Багиева Г., Баранника М., Березиной Н., Борисова П., Владимирова В., Генцовой А., Голдобина Н., Гончаровой Н., Дахина А., Ерошина В., Заболотного Е., Зерновой В., Карнаухова Н., Кузминова Я., Машкова Н., Маликова Н., Майсакова Д., Панкрухина А., Пищулина С., Рогова М., Стенюкова Н., Тихомирова В., Хубаева Г., Ченцова А., Щетининой В. и многих других.

Однако, несмотря на полученные указанными авторами фундаментальные результаты, в рассматриваемой области все еще остается ряд слабоизученных проблем. В частности это: проблемы оценки и организации эффективного управления образовательным процессом в вузе в современных условиях развивающегося рынка на основе современных информационных систем и технологий; проблемы оптимального управления финансовыми средствами вуза по критериям повышения качества образовательного процесса и объективной оценки уровня знаний, получаемых студентами в вузе. Отмеченные выше обстоятельства и определили цель, задачи и направление настоящего диссертационного исследования.

Целью диссертационного исследования является развитие методологических основ эффективного управления образовательной и хозяйственной деятельностью вуза в современных условиях рынка.

В соответствии с целью исследования были поставлены и решены следующие основные задачи:

- провести анализ государственной политики в области образования и исследовать проблем ее реализации;

- разработать методологические основы эффективного управления вузом в условиях рынка;

- сформировать и исследовать организационно-экономические аспекты эффективного управления вузом;

- исследовать проблемы информатизации как основы повышения эффективности управления качеством образовательного процесса в вузе и определить основы формирования эффективной системы дистанционного образования в регионе;

- разработать и исследовать методологические основы эффективного управления использованием инвестиций и внебюджетных средств как материальной основы повышения качества образовательного процесса.

Объектом исследования выступают высшие учебные заведения Российской Федерации и Республики Дагестан.

Предметом диссертационного исследования является разработка и исследование методологических основ эффективного управления образовательной и хозяйственной деятельностью вуза в изменяющихся условиях рынка образовательных услуг.

Теоретической основой исследования послужили государственная концепция и Программа развития образования в России, достижения научной мысли отечественных и зарубежных ученых в области управления деятельностью вузов в условиях рынка, системный подход к организации управления сложными экономическими объектами, теория оптимизации и принятия решений в условиях неопределенности, математический аппарат теории массового обслуживания, математический аппарат теории нечетких множеств и теория графов. В процессе проведения исследования были также использованы методы логического, системного и экономико-статистического анализа.

Информационное обеспечение диссертации составили статистические сборники, рабочие материалы министерств и ведомств РФ и Республики Дагестан. В работе также использовались материалы, опубликованные по проблематике исследования в монографиях и периодических изданиях.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в решении крупной научно-практической проблемы, связанной с развитием, исследованием и обоснованием теоретических и методологических основ эффективного управления образовательной деятельностью вуза в изменяющихся условиях рынка, а также с оптимальным распределением и использованием имеющихся у него финансовых средств.

К основным результатам, составляющим научную новизну исследования, можно отнести следующие:

1. На основе результатов анализа государственной политики в области развития образования страны выявлены основные проблемы ее реализации, что позволило сформулировать основные задачи проводимого исследования.


загрузка...