Обеспечение стратегической устойчивости предприятий на основе формирования механизма потребительского поведения (10.08.2009)

Автор: Лясников Николай Васильевич

Практическая значимость полученных результатов исследования заключается в возможности: осуществления систематизации информационных материалов по устойчивому развитию промышленных предприятий; оптимизации распределения финансовых средств; управления изменениями внутри организаций, оперативного реагирования на постоянно изменяющиеся внешние условия с учетом потребительского поведения; моделирования возможных рисков и оценки их влияния на устойчивость, выработки соответствующих механизмов их недопущения.

Применение разработанной методологии на практике может способствовать формированию объективной оценки стратегической устойчивости промышленных предприятий с учетом динамики потребительского поведения, моделированию возможных рисков, формированию эффективных управленческих структур, обладающих высокой устойчивостью и стабильностью, что является решением важной экономической проблемы.

В соответствии с Паспортом ВАК РФ и формулой специальности 08.00.05 «15 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами - промышленность)», содержащих в том числе, и научное обоснование основ устойчивости промышленных предприятий, в диссертационном исследовании:

- в соответствии с п. 15.1 – предложены методы по совершенствованию механизмов и инструментов функционирования экономики, организации и управления хозяйственными предприятиями по формированию долгосрочного потребительского поведения;

- в соответствии с п. 15.2 – выделены основные направления формирования механизмов устойчивого развития экономики промышленных отраслей, комплексов, предприятий на основе формирования потребительского поведения;

- согласно п. 15.13 по созданию и совершенствованию инструментов и методов менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов – определены научные основы, методы формирования устойчивости промышленных предприятий, предложены принципы реализации стратегий менеджмента предприятий, адаптированные к требованиям устойчивости организаций и нивелирования негативных последствий финансового и экономического кризиса на основе создания механизмов потребительского поведения;

- следуя п. 15.15 о теоретических и методологических основах эффективности развития предприятий, отраслей и комплексов народного хозяйства предложены стратегические ориентиры и тактические мероприятия по анализу и формированию механизмов потребительского поведения.

Апробация результатов исследования. Разработанные автором принципы и методы формирования механизма потребительского поведения и его учета в разработке и обеспечении стратегии устойчивости предприятия прошли практическую апробацию и были внедрены в ряде предпринимательских структур:

в Научно-производственном предприятии «СПЕЦАВИА»;

в ЗАО «Пивоварня Москва-Эфес»;

в ООО «Дмитровские электросети»;

в учебном процессе Российской Академии предпринимательства при подготовке курса лекций «Антикризисное управление», «Финансовый менеджмент»;

в учебном процессе Московского государственного университета путей сообщения при разработке курсов лекций «Теория организации», «Менеджмент финансово-промышленных групп».

Основные теоретические положения и результаты, выводы и рекомендации работы обсуждались на заседаниях кафедры «Менеджмента организации» Российской Академии предпринимательства, докладывались на: III Международном научно-практическом семинаре «Проблемы трансформации современной российской экономики: теория и практика организации и обеспечения управления» (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ); IX Международной научной конференции. Россия: ключевые проблемы и решения (Москва), на III Международной межвузовской научно-практической конференции (Москва, Российская Академия предпринимательства (РАП), на IV Международной межвузовской научно-практической конференции (Москва, Российская Академия предпринимательства (РАП), на Научно-практической конференции: «Социальные проблемы развития современного российского общества» (Московский институт инженеров транспорта (МИИТ)), на V Международной межвузовской научно-практической конференции (Москва, Российская Академия предпринимательства (РАП).

По теме диссертации автором опубликовано 40 научных работ авторским объемом более 85,0 п. л., в том числе: 3 монографии, 4 учебных пособия, 33 научных статей, из них 13 в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.

Структура и логика диссертационной работы определена исходя из предмета исследования и построена в соответствии с целью и содержанием исследовательских задач. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографического списка использованной литературы.

II. Основное содержание диссертационной работы

Во введении диссертационной работы обоснована актуальность темы исследования, дана характеристика уровня ее разработанности, сформулированы цели, задачи, рабочая гипотеза, определены предмет и объект исследования, изложены теоретико-методологические основы, указаны элементы научной новизны, теоретическая и практическая значимость работы, отражены апробация и внедрение результатов исследования, структура диссертации.

В первом научном результате диссертационной работы определена сущность потребительского поведения, оказывающего непосредственное воздействие на стратегическую устойчивость предприятий в условиях динамики внешней и внутренней среды. Эти условия затрагивают производственную и сбытовую деятельность предприятия, его финансовую и инновационную активность, совершенствование структуры организации и форм управления, направленных на удовлетворение потребностей внешней среды.

В диссертационном исследовании рассматривается проблема устойчивости предприятия на долгосрочном интервале и определяются необходимые условия, которым должно отвечать предприятие и управление им, чтобы достичь состояния устойчивого развития. Эти условия затрагивают производственную и сбытовую деятельность предприятия, его финансовую и инновационную активность, совершенствование структуры организации и форм управления, направленных на удовлетворение потребностей внешней среды.

Стратегическая устойчивость промышленного предприятия определяется как результат его способности создавать, развивать и сохранять длительное время конкурентные преимущества на рынке потребителей в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса и нарастающих проблем с природными ресурсами, а также антропогенного воздействия на экологию. Предпосылкой к достижению стратегической устойчивости является конкурентоспособность предприятия, которая определяется как комплексный потенциал, который включает:

1) способность объективно оценивать ожидания целевой группы потребителей и прослеживать тенденции ее поведения на достаточную глубину;

2) способность вести производство, результаты которого отвечают ожиданиям потребителей в отношении цены и качества товара;

3) способность проводить эффективную текущую стратегию предприятия, включая позиционирование товара на рынке, оптимизирующую объем продаж и снижающую расходы по сбыту;

4) способность к уменьшению всех видов затрат на обеспечение производственной деятельности - капитала, трудовых ресурсов, сырья и материалов, энергии и т.п. на единицу произведенной продукции;

5) способность к созданию и сохранению технологического конкурентного преимущества над отраслевыми конкурентами, что требует инновационных обновлений используемых технологий и должно соответствовать производству, сбыту, управлению и др.;

6) способность формировать планы, организовывать и реализовать эффективные стратегии в управлении финансов, производственной сферы и удовлетворении потребностей на основе использования инновационного менеджмента.

Реализация данного потенциала в долгосрочном временном периоде создает предприятию конкурентные преимущества в повышении его рыночной стоимости, увеличении устойчивости по отношению к постоянным угрозам внешней среды, укрепляет деловую репутацию, повышает имидж предприятия. Такая стратегия увеличивает устойчивость предприятия и уменьшает удельные затраты на финансовом, сырьевом и других типах рынков, что влияет на конечную цену продукции (услуги), что также влияет на уровень потребительского поведения. В результате предприятие достигает и длительное время удерживает значения показателей эффективности выше среднеотраслевых, что создает кумулятивный эффект, еще более укрепляющий положение предприятия на рынке. Такой подход согласуется с концепцией управления предприятием, направленным на максимизацию его стоимости, когда любое управленческое решение соотносится с его последствиями для рыночной стоимости предприятия на долгосрочную перспективу.

Исследуя функционирование промышленного предприятия и его стратегическую устойчивость в условиях внешней динамической среды, можно выделить четыре основные подсистемы, которые характеризуют и определяют стабильное положение предприятий на рынке хозяйствующих субъектов:

• особенности организации структур производственной и управленческой деятельности;

• специфика функционирования предприятия в конкурентной рыночной среде;

• уровень изучения и поиск способов удовлетворения потребностей внешней среды на основе формирования потребительского поведения;

• государственные регуляторы экономической деятельности предприятия.

Под эффективным стратегическим управлением промышленного предприятия понимается целостная совокупность специфических приемов, способов, методов и форм управления, направленных на формирование потребительских ценностей у потребителей, что способствует достижению эффективных результатов производственной деятельности при максимальных возможностях удовлетворения потребителей. Указанное определение понятия «стратегическое управление предприятием» как процесса формирования потребительских ценностей и долгосрочного поведения потребителей дает возможность по-новому представить структуру и состав данной системы, включающие в себя единство товарной, маркетинговой, ценовой, коммуникационной политики, воздействующих, соответственно, на формирование, сохранение, развитие и повышение потребительской ценности товара (услуги).

Во втором научном результате диссертации на основе проведенного анализа и исследований выполнена оценка существующих методов потребительского поведения в условиях кризисных явлений экономики, его инструментария исследования, что позволило выявить особенности современного этапа развития управления предприятием и разработана методика классификации потребительского поведения, базирующаяся на основе изучения существующих подходов к классификации поведения, выделения и описания основных групп признаков классификации (детерминированные, логические, структурные, вероятностные), что позволило сформировать модель структурной матрицы классификации потребительского поведения в целях разработки стратегии устойчивости предприятия. В исследовании доказано, что управление потребительским поведением есть неотъемлемая часть всей системы управления, направленной на гармоничную согласованность внутренней среды предприятия, потенциальных возможностей предприятия с требованиями динамичной внешней среды (конкуренции, методы государственного регулирования, экономические и социально-культурные факторы) для достижения заданного результата, определены условия и последовательность действий в формировании потребительского поведения.

Управление долгосрочным потребительским поведением (Plм) может рассматриваться как динамичный процесс формирования потребительских ценностей, которые могут быть представлены как некая система в виде последовательных функциональных зависимостей нижеперечисленных групп элементов и факторов:

Plм = f(Tt…, Ss…, Zz…, Kk…) ,

Tt…– стратегии товарной политики предприятия, оказывающие воздействия на формирование потребительских ценностей. Долгосрочное планирование товарных стратегий предусматривает решение следующих задач: инновационных (проектирование создания новых товаров или обновления имеющихся); достижение необходимого уровня качества и конкурентоспособности товаров и услуг, определяемого потребителем; товарных стратегий, включающих оптимизацию товарного ассортимента; формирование концепций упаковки товаров; презентация товаров как содержание имиджа поведения и бренда; временной анализ жизненных циклов представленного товара и управление ими; методы позиционирования товаров на потребительских рынках. На этом этапе изучается возможность товаров удовлетворять потребности потребителей на основе фиксирования его базовых и специфических свойств.

Ss… - стратегии сбытовой политики, воздействующие на создание и сохранение потребительских ценностей. Данная стратегия сбытовых политик предполагает использование наиболее эффективных каналов сбыта, оптимального механизма формирования спроса потребителей и стимулирования сбыта, применения новых информационных технологий в области управления материальными потоками. В качестве доминирующей задачи здесь выделяется определение каналов распределения товара и способов принятия решений о стратегиях сбыта. Данная стратегия также предусматривает разработку мероприятий сохранения потребительских ценностей товаров.

Zz… - стратегии ценовой политики, воздействующие на сохранение потребительских ценностей. Такой выбор стратегий устанавливает начальную цену на товар и динамику колебания цены с дальнейшей целью их адаптации к постоянно изменяющимся рыночным требованиям и потенциалу предприятий. Именно учет и разработка ценовой политики, способной оптимально распределить производственные затраты и состояния спросов на рынках, позволяет сформировать реальные, конкурентоспособные цены, различные ценовые механизмы (бонусы, наценки, скидки и т.п.).


загрузка...