Мегаполис как пространственная структура национальной инновационной системы (10.08.2009)

Автор: Еремеев Станислав Германович

- консенсус власти, общества, науки и бизнеса, что достигается применением соответствующих процедур, обеспечивающих равноправное участие заинтересованных сторон в разработке и реализации политики инновационного развития региона;

- сочетание государственных и рыночных механизмов экономического регулирования;

- максимальное использование имеющихся конкурентных преимуществ региона и создание новых;

- обеспечение реализации политики технологического обмена путём трансфера технологий, межрегиональной диффузии инноваций и др.

При этом инвариантом для любой НИС является наличие реального сектора экономики, обеспечивающего разработку и производство конкурентоспособной продукции, сектор услуг, обеспечивающий жизнедеятельность населения и удовлетворение индивидуальных потребностей, система профессионального образования, обеспечивающая кадрами производственную и социальную сферы экономики региона.

Применение этих принципов позволяет решить задачу формирования единого инновационного пространства на территории России, с учётом индивидуальных особенностей конкретных регионов.

Макроструктура РИС, представляет собой совокупность трёх блоков (рис. 1): политико-правового, ресурсного и институционального.

В первом блоке проводятся прогнозные исследования, на основе которых устанавливаются стратегические приоритеты, разрабатываются концепция и стратегия инновационного развития, которые составляют базу для выработки конкретной инновационной политики, механизмов её реализации, закрепляемых законодательно.

Второй блок РИС отвечает за её ресурсное обеспечение. При этом учитываются как собственные ресурсы, так и возможности федеральных структур по передаче ресурсов для решения задач регионального развития и привлечение бизнеса, а также использование новых инструментов ресурсного обеспечения инновационной деятельности - региональные венчурные фонды, фонды прямого инвестирования, работающие с быстро растущими компаниями и осуществляющие финансирование через дополнительную эмиссию акций.

Третий блок РИС – институциональный - представляет собой совокупность инновационных структур- подсистем РИС, которые функционируют по механизмам, установленным в первом блоке и используют ресурсы, предоставляемые вторым уровнем.

В практическом плане вопросы инновационного развития территорий наиболее проработаны в рамках концепции «Территория инновационного развития – ТИР», ставшей методологической основой развития локальных территорий с высокой концентрацией инновационного потенциала (наукограды, ОЭЗ, Томская обл. и др.).

Суть концепции ТИР заключается в развитии локальных территорий за счёт имеющихся конкурентных преимуществ. В литературе основная цель ТИР определяется как социально-экономическое развитие территории на основе результатов инновационной деятельности. Такая постановка задачи нуждается на наш взгляд в уточнении. Прежде всего, говоря о цели необходимо иметь в виду не организацию какого-либо процесса, а достижение конечного результата. Если исходить из современных приоритетов российской социально-экономической политики, то такой целью должно стать повышение уровня жизни до определённых стандартов. Например, в масштабах страны, речь может идти о мировых стандартах качества жизни, применительно к конкретным регионам рассматривают максимально высокие стандарты жизни, принятые в данном регионе или федеральном округе и т.д. Исходя из этого, можно сформулировать цель ТИР как обеспечение уровня жизни населения на уровне общепринятых стандартов.

Концепция ТИР разработана и апробирована применительно к муниципальным образованиям с высокой концентрацией научно-технического потенциала. Вместе с тем, если рассматривать территориальное распределение научно-технического потенциала, то видно, что к таким территориям относится примерно 150-200 муниципальных образований. Таким образом, подавляющее большинство локальных территорий не включаются в инновационный процесс. В связи с этим целесообразно рассмотреть возможность распространения предлагаемых подходов и на другие территории, в том числе и на крупные города.

В России по данным переписи населения 2002 года 106 млн. чел. (73% населения) проживают в городах, причем треть жителей сосредоточена в 13 крупнейших городах с населением более 1 млн. чел. (Пермь, Волгоград, Красноярск в плотную приблизились к мегаполису) (табл.1). По имеющимся прогнозным оценкам следует ожидать, что на территории России к 2020 году сформируются около 20 мегаполисов, в которых будет проживать до 40% населения страны.

Мегаполисы России являются центрами политической власти: согласно Конституции Российской Федерации, Москва - столица России, а также Санкт-Петербург, являются городами федерального значения - субъектами Российской Федерации, остальные мегаполисы выполняют функции столиц субъектов федерации, а в ряде случаев являются и административно-политическими центрами федеральных округов.

Мегаполисы играют значительную роль в экономическом развитии России. Так, согласно статистическим данным только на долю Москвы приходится 20% суммарного ВРП всех субъектов Российской Федерации, на Санкт-Петербург - около 4%.

С точки зрения инновационного потенциала следует отметить, что мегаполисы являются крупнейшими научными центрами – в них размещены крупнейшие научные центры РАН. Большинство ведущих университетов страны и государственных научных центров также расположены в крупных городах. Учитывая высокую концентрацию научно-образовательного потенциала и наукоёмкой промышленности, а также высокую долю услуг в структуре ВРП (например, в Москве - 84%, Санкт-Петербург - 63%), следует признать, что эти города развиваются по сценарию постиндустриальной экономики.

Таблица1.

Основные показатели социально-экономического положения мегаполисов и крупнейших городов России на 1 января 2008 г.

№ Город Численность населения

тыс. чел. Среднегодовая численность работников организаций, тыс. чел. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. Число предприятий

и организаций (на 1.01.08;) Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности,

млн. руб. Ввод в действие жилых домов, тыс. м2 общей площади Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах), млн. руб. Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн. руб.

обрабатывающие производства производство и распределение электроэнергии, газа и воды

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

1 Москва 10470,3 5178,0 23623,3 1096883 1855557 253898 4821 2040280 700572

2 Санкт-Петербург 4568,1 2023,2 17552,0 414080 550161 65325 2637 447928 296699

3 Новосибирск 1390,5 469,9 15196,6 126309 86633,9 27793,0 918,4 60518,4 48313,7

4 Екатеринбург 1323,0 445,1 18331,8 122293 127250,9 35160,1 899,5 268484,1 60276,9

5 Нижний Новгород 1274,7 443,9 13086 88109 156406,3 30360,4 614,2 158967,9 41578

6 Самара 1135,4 421,8 14225 60807 121947,7 21209,2 611,8 134819,9 42980,8

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

7 Омск 1131,1 342,4 13203,5 32079 278091,2 15429,0 802,6 118482,4 50061,7

8 Казань 1120,2 356,6 12570,1 44386 82582,0 20057,9 742,3 157088,5 68416,6

9 Челябинск 1092,5 375,9 13899,6 52941 227504,3 27930,4 636,1 144862,6 26018,5

10 Ростов-на-Дону 1048,7 311,7 13535,6 44393 108206,4 14855,7 859,7 167794,1 41584,6

11 Уфа 1021,5 360,9 15373,0 39450 208572,5 36005,5 611,5 192929,0 51620,3

12 Пермь 987,2 332,9 15579,6 37096 232184,3 30719,6 504,5 166510,6 53129,4

13 Волгоград 983,9 346,7 12258,7 27271 175395,2 18678,1 412,3 101226,9 23475,1

14 Красноярск 936,4 304,4 16746 39894 121935,5 17166,2 769,0 113585,6 31465,7


загрузка...