Воспитание ценностных отношений школьников в образовательном процессе (10.08.2009)

Автор: Бабурова Ирина Васильевна

4. Воспитание ценностных отношений школьника обусловлено внешними и внутренними факторами, возрастными особенностями и определенными механизмами формирования ценностных отношений. Возрастная динамика формирования ценностных отношений школьников определяется действием таких механизмов, как подражание, эмпатия, идентификация, рефлексия.

5. Характеристика структурных компонентов (целевого, содержательного, деятельностного, результативного) процесса воспитания ценностных отношений школьников включает в себя следующие предположения:

- принципами, релевантными цели (содействие духовному развитию личности) и обусловленными закономерностями воспитания ценностных отношений школьников, являются принципы диалогичности, наглядности, ориентации школьников на самоограничения;

- базовое содержание воспитания ценностных отношений школьников в образовательном процессе составляют нравственные и экзистенциальные ценности;

- приоритетными методами этого процесса являются: метод примера; дискуссия; метод создания воспитательных ситуаций; организация разнообразной деятельности учащихся на благо других;

- воспитание ценностных отношений школьников будет результативным при условии развития каждого из трех компонентов ценностного отношения: когнитивного, эмоционального и поведенческого.

6. В процессе воспитания ценностных отношений школьников особую роль играет пример как возможная модель ценностного выбора. В процессе воспитания ценностных отношений школьников осуществляется активная «трансляция» мира ценностей педагога. Существенная роль в этом процессе принадлежит речевой деятельности педагога и отдельному речевому высказыванию, которое мы называем «педагогической репликой».

7. Технологическое обеспечение воспитания ценностных отношений школьников связано с разработкой и внедрением ценностного компонента в содержание школьного образования; насыщением образовательного процесса образцами (моделями) ценностного выбора; разработкой технологии подготовки педагогов к работе по воспитанию ценностных отношений школьников.

В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Предложить и обосновать классификацию отношений, устанавливаемых школьником в образовательном процессе.

2. Обосновать правомерность рассмотрения понятия «ценностное отношение» в качестве педагогического и установить его соотношение с понятиями «идеал», «направленность личности», «ценностные ориентации».

3. Выдвинуть новый подход к изучению ценностных отношений личности.

4. Конкретизировать факторы, механизмы воспитания ценностных отношений школьников и выявить возрастную специфику данного процесса.

5. Охарактеризовать структурные компоненты процесса воспитания ценностных отношений школьников.

6. Выявить роль примера в воспитании ценностных отношений личности.

7. Разработать и реализовать технологические решения проблемы воспитания ценностных отношений школьников в образовательном процессе.

Методологическую основу исследования составляют аксиологический, субъектный, деятельностный и целостный подходы.

Теоретическая основа исследования базируется на положениях:

- методологии педагогики (М.В.Богуславский, Н.В.Бордовская, Б.С.Гершунский, В.И.Гинецинский, А.Я.Данилюк, В.И.Загвязинский, В.С.Ильин, В.В.Краевский, И.А.Колесникова, С.А.Писарева, В.М.Полонский, З.И.Равкин, А.С.Роботова, А.П.Сидельковский, В.В.Сериков, В.А.Сластенин, А.П.Тряпицына и др.);

- аксиологии о природе ценности (С.Ф.Анисимов, Л.В.Баева, В.П.Бранский, В.А.Василенко, Г.П.Выжлецов, О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов, А.А.Ивин, М.С.Каган, О.М.Панфилов, Н.С.Розов, П.И.Смирнов, Л.Н.Столович, А.И.Титаренко, В.П.Тугаринов, Н.З.Чавчавадзе);

- педагогической аксиологии о ценностных основаниях образования (Н.А.Асташова, М.В.Богуславский, А.М.Булынин, В.П.Бездухов, А.Ф.Закирова, А.В.Кирьякова, Б.Т.Лихачев, В.Я.Лыкова, Н.Д.Никандров, З.И.Равкин, Н.С.Розов, В.А.Сластенин, А.П.Сманцер, Л.А.Степашко, Т.В.Цырлина, Г.И.Чижакова и др.);

- философии о сущности личности и природе идеала (Л.П.Буева, В.П.Бранский, В.Е.Давидович, Э.В.Ильенков, А.Н.Кочергин, Ю.В.Согомонов и др.);

- синергетики о закономерностях развития сложных саморазвивающихся систем (Л.В.Бараусова, В.П.Бранский, В.Г.Буданов, Е.Н.Князева, С.П.Курдюмов);

- теории информационного общества о динамике социокультурного развития (М.Кастельс, К.К.Колин, Й.Масуда, Н.Н.Моисеев, Э.Тоффлер, Ф.Уэбстер);

- социологии о тенденциях трансформации аксиосферы общества (Л.П.Буева, С.Г.Вершловский, А.Г.Егоров, Т.И.Заславская, В.Т.Лисовский, А.В.Миронов, И.А.Сурина, Ж.Т.Тощенко, В.А.Ядов);

- культурологии о диалоге культур и глобализации культурных процессов (М.М.Бахтин, В.С.Библер, М.Бубер, А.С.Запесоцкий, М.С.Каган, Д.С.Лихачев, Ю.М.Лотман, П.Сорокин);

- физиологии о механизмах психических процессов (Н.П.Бехтерева, Н.А.Бернштейн);

- психологической теории отношений (М.Я.Басов, А.Ф.Лазурский, В.Н.Мясищев, С.Л.Франк и др.);

- психологической теории деятельности (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Г.П.Щедровицкий);

- возрастной психологии о возрастных особенностях развития школьников (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.В.Дубровина, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн);

- психологии субъекта (К.А.Абульханова, А.В.Брушлинский, С.Л.Рубинштейн, В.И.Слободчиков и др.);

- психологических теориях формирования отношений личности и ее ценностных ориентаций (В.В.Абраменкова, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, Б.С.Братусь, С.С.Бубнова, М.И.Воловикова, Б.А.Вяткин, И.А.Зимняя, В.П.Зинченко, С.П.Иванов, В.А.Лабунская, Д.А.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.Маслоу, В.С. Мерлин, К.К.Платонов, Н.С.Пряжников, К.Рождерс, М.Рокич, Л.И.Рувинский, В.С.Собкин, В.В.Столин, В.Франкл, Э.Фромм, Ш.Шварц, М.С.Яницкий, В.А.Ясвин и др.);

- акмеологии о закономерностях достижения вершин (акме) в личностном развитии (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Н.В.Кузьмина, Л.А.Рудкевич и др.);

- теории формирования понятий Л.С.Выготского;

- психосемантики о методах изучения индивидуального сознания личности (Е.Ю.Артемьева, Е.Л.Доценко, Д.Келли, Ч.Осгуд, В.Ф.Петренко, А.Г.Шмелев);

- лингвистики о роли языка в формировании личности (Н.Д.Арутюнова, М.Джонсон, Т.М.Зыбина, Ю.Н.Караулов, Э.Кассирер, А.В.Королькова, Д.Лакофф, В.Г.Костомаров, Н.А.Максимчук, Д.С.Лихачев, М.В.Никитин и др.);

- теории воспитания личности (П.П.Блонский, В.П.Вахтеров, П.Ф.Каптерев, А.С.Макаренко, М.М.Рубинштейн, А.В.Сухомлинский, К.Д.Ушинский);

- современных концепций воспитания личности (Л.В.Байбородова, Е.В.Бондаревская, Т.В.Боровикова, Н.М.Борытко, З.И.Васильева, О.С.Газман, Н.Ф.Голованова, О.В.Гукаленко, А.Я.Данилюк, И.Д.Демакова, И.А.Зимняя, М.Г.Казакина, В.А.Караковский, И.А.Колесникова, А.М.Кондаков, Т.Е.Конникова, В.М.Коротов, Л.П.Крившенко, С.В.Кульневич, Ю.Н.Кулюткин, Б.Т.Лихачев, А.В.Мудрик, Л.И.Новикова, В.А.Попов, М.И.Рожков, В.С.Селиванов, Н.Л.Селиванова, В.В.Сериков, А.П.Сманцер, Е.Н.Степанов, Н.М.Таланчук, В.А.Тишков, И.Ф.Харламов, А.И.Шемшурина, Н.Е.Щуркова и др.);

- исследований по педагогической диагностике и применению математико-статистических методов в педагогическом исследовании (А.С.Белкин, Б.П.Битинас, Н.М.Борытко, Д.Гласс, Н.К.Голубев, М.И.Грабарь, К.Ингенкамп, А.И.Кочетов, В.Х.Манеров, Н.Н.Монахов, Е.В.Сидоренко, Ю.Н.Толстова, Ф.Франселла, В.С.Черепанов, М.И.Шилова и др.);

- психолого-педагогических исследований, посвященных изучению профессиональной подготовки педагогов (Е.П.Белозерцев, А.М.Булынин, Е.А.Климов, А.Е.Кондратенков, Н.В.Кузьмина, В.В.Лаптев, Н.Е.Мажар, А.К.Маркова, Г.С.Меркин, Л.М.Митина, Н.Ф.Радионова, С.А.Расчетина, Е.И.Рогов, Е.А.Сергеев, Г.Е.Сенькина, Н.П.Сенченков, В.А.Ситаров, В.А.Сластенин, В.А.Сонин и др.).


загрузка...