Конкурентоспособность транснациональных корпораций в условиях глобализации (10.07.2009)

Автор: Конина Наталия Юрьевна

Содержащиеся в диссертации материалы и рекомендации могут быть использованы государственными органами управления, в частности Министерством экономического развития, Министерством промышленности и торговли, Министерством регионального развития, а также Советом по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве Российской Федерации и Правительственной комиссией по вопросам экономической интеграции, а также Федеральным Собранием и руководством субъектов федерации, государственными корпорациями при выработке планов, программ и проектов законов, касающихся разработки промышленной политики, стимулирования развития конкурентной среды, инновационного развития российской экономики, государственных программ повышения конкурентоспособности отдельных отраслей или регионов, поддержки российских компаний.

Полученные в диссертационном исследовании результаты могут быть использованы предпринимательскими объединениями, в частности Торгово-промышленной палатой РФ и Российским союзом промышленников и предпринимателей, а также руководителями ведущих отечественных компаний при разработке мероприятий по повышению конкурентоспособности отечественных фирм на мировых рынках.

Положения и материалы диссертации могут использоваться в педагогической деятельности при чтении курсов «Мировая экономика», «Международные экономические отношения», «Стратегический менеджмент», «Управление международной компанией», «Экономическая теория», «Предпринимательство», «Менеджмент», курсах по основам международного бизнеса, государственного управления экономикой, а также в учебной литературе при изучении проблем деятельности ТНК, глобализации, конкуренции и конкурентоспособности.

Апробация исследования. Основные положения настоящего исследования были апробированы автором в докладах на международных и всероссийских научно-практических конференциях МГИМО(У) МИД России: «Современные проблемы международного менеджмента» (2000), «Глобализация: менеджмент, маркетинг и реклама» (2002), «Международный менеджмент, маркетинг, реклама: современные технологии» (2004), «Пути повышения конкурентоспособности экономики России в условиях глобализации» (2008), «Международная конкурентоспособность России и мировой финансовый кризис» (2009).

По теме диссертации опубликованы научные работы общим объемом около 65 печатных листов, в том числе две индивидуальные монографии и 15 статей в ведущих рецензируемых научных журналах из перечня ВАК.

Объем и структура работы определены задачами исследования. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы и приложений.

Работа имеет следующую структуру:

Введение

Глава 1. Современная внешняя среда и конкурентоспособность транснациональных корпораций

1.1. Глобализация и изменение внешней среды деятельности ТНК

1.2. Особенности функционирования ТНК в конце ХХ-начале XXI вв.

1.3.Изменение характера конкуренции ТНК в современной экономике

1.4. Использование ТНК глобальных конкурентных преимуществ

Глава 2. Общие проблемы конкурентоспособности на микроуровне

2.1. Теории конкурентных преимуществ фирм

2.2. Сущность и содержание конкурентоспособности ТНК

2.3. Конкурентоспособность международных промышленных компаний

и мировой финансовый кризис

2.4.Особенности развития конкурентоспособности современных ТНК на примере корпораций США

Глава 3. Основные факторы обеспечения конкурентоспособности ТНК

3.1.Инновации как основа высокой конкурентоспособности транснациональных корпораций

3.2. Глобальные производственные системы в конкурентной борьбе ТНК

3.3. Человеческие ресурсы и глобальная конкурентоспособность ТНК

3.4. Нематериальные активы как фактор конкурентоспособности крупнейших фирм

Глава 4. Инструменты достижения глобальной конкурентоспособности ТНК

4.1.Корпоративные слияния и поглощения как инструмент конкурентоспособности крупных фирм

4.2. Межфирменные стратегические альянсы и конкурентоспособность промышленных ТНК

4.3.Применение аутсорсинга в целях обеспечения конкурентных преимуществ ТНК

4.4.Роль информационных технологий в повышении конкурентоспособности ТНК

4.5. Современный менеджмент как средство достижения высокого уровня конкурентоспособности ТНК

Глава 5. Глобальная конкурентная борьба и проблемы конкурентоспособности крупных российских компаний

5.1. Отраслевая консолидация и деятельность крупных российских фирм

5.2. Формирование российских транснациональных корпораций

5.3. Особенности конкурентной борьбы российских ТНК на глобальных

рынках

5.4. Перспективы повышения конкурентоспособности российских компаний в современных условиях

Заключение

Список литературы

Приложения

2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


загрузка...