Регулирование территориально-отраслевых отношений в экономике депрессивного региона (на примере Республики Дагестан) (10.07.2009)

Автор: Бейбалаева Джамиля Куберовна

Применение современных математических методов позволяет отказаться от требования обязательного выполнения достаточно жестких предпосылок о тождестве эффекта по вариантам и анализа капиталовложений с точки зрения затрат денежных средств. Если процессы выбора вариантов вложений моделировать с помощью задачи линейного программирования или других экстремальных задач, то выбор вариантов осуществляется не прямым их сопоставлением, а на основе оценки влияния каждого варианта на изменение целевой функции задачи. Эта оценка формируется на основе некоторых общих свойств экономической системы, моделируемой экстремальной задачей.

Каждую такую оценку можно рассматривать в качестве специфического норматива эффективности ресурса или продукции, учитываемых в ограничениях задачи. Он показывает эффект, который обеспечивает некоторая достаточно малая единица их приращения. Преимущества применения таких нормативов состоят в том, что они позволяют оценивать капитальные вложения с точки зрения их материально-вещевой структуры, учитывая как каждый вид материальных ресурсов, необходимых для реализации некоторого проекта, так и различные виды производимой продукции и их влияние на эффект всей экономической системы. Это вызывается тем, что при формировании моделей оптимального планирования в принципе отпадает необходимость введения жестких предпосылок определения эффективности по вариантам.

С позиции прогнозирования развития сложных процессов, рассмотренные экономико-математические модели, способствуют выбору направлений создания наиболее благоприятных условий для улучшения регулирования экономики. На этой основе становится возможным совершенствование территориально-отраслевых отношений, обеспечивающих эффективное функционирование и устойчивое развитие регионального хозяйства, и рост благосостояния населения.

Практическое осуществление такой сложной и разносторонней проблемы требует разработки концепции динамического развития экономики региона. В этом аспекте интерес представляют программы кардинального реформирования российской экономики, предлагаемые отечественными учеными-экономистами. Они отражают различные подходы к проведению преобразований, исходя из авторского понимания хода необходимых реформ. Аналитическое обобщение основных экономических программ такого рода позволило раскрыть содержание концептуальных подходов к развитию экономики страны, отвечающей закономерностям рыночной экономики.

Результаты проведенного критико-позитивистского анализа позволили обосновать главные положения концепции совершенствования регулирования территориально-отраслевых отношений и перевода экономики РД на устойчивый путь развития. Ее основой является формирование конечной цели, отвечающей национальным интересам региона и РФ. Она достигается с опорой на рыночные принципы развития материального производства, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, охрану окружающей среды и социальную защиту населения.

С этой позиции выдвигаются концептуальные положения совершенствования регулирования территориально-отраслевых отношений в экономике рассматриваемого региона. К ним в работе относятся:

проведение земельной реформы с учетом особенностей РД, исходя из действующего законодательства РФ;

разработка местных программ приватизации, функций и основных задач территориальных органов, проведение приватизации предприятий и жилого фонда, создание рынка жилья в регионе;

рациональное распределение централизованно выделяемых средств под государственные программы;

проведение финансовой политики в области развития предпринимательской деятельности и формирования регионального рынка;

осуществление политики занятости и социальной защищенности населения в регионе;

развитие межрегиональных и внешнеэкономических связей;

координация региональной политики;

разработка новой инвестиционной политики на 3-5 лет;

разработка законопроектов по выводу АПК из кризиса и переходу к устойчивому развитию;

решение проблемы по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий и организаций и др.

Новая система регулирования территориально-отраслевых отношений должна быть подкреплена адекватными ей документами, наиболее полно отражающими формирование механизмов, форм и методов регулирования в условиях рыночной экономики. При этом без глубокого и своевременного анализа реальных процессов в производстве, финансах, науке, технике, торговле, социальной и экономической сферах невозможно обеспечить выход экономики региона из депрессивного состояния. Только тогда концептуальные подходы к совершенствованию формирования территориально-отраслевых отношений позволят эффективно управлять экономикой региона.

Реальное воплощение в практику теоретических и методологических положений обеспечивается методическими разработками в области совершенствования регулирования территориально-отраслевых отношений в регионе. В этом аспекте предлагаются методические рекомендации, включающие последовательность действий аппарата управления при реформировании экономики. Они должны исходить из направлений, отвечающих непрерывности проведения реформ. Это достигается за счет поэтапного их действия. На первом этапе осуществляются:

реструктуризация задолженности в федеральный и местный бюджеты;

активная амортизационная политика предприятий;

разработка бизнес-планов инвестиционной привлекательности;

создание механизма, позволяющего отказаться от бартерных операций;

На втором этапе следует:

перейти на международные стандарты бухгалтерского учета;

достигнуть прозрачности финансово-экономического состояния предприятий для собственников, инвесторов, кредиторов;

внедрить эффективные системы управления предприятий на базе развития и диверсификации производства;

освоить современные рыночные технологии управления ЦБ;

внедрить сертификационную систему качества на предприятиях и др.

Для своевременного и эффективного осуществления этих мероприятий необходим механизм реализации программы реструктуризации промышленности. Он базируется на постоянном мониторинге экономических, финансовых, производственных, технических и социальных показателей. Вместе с тем, необходимы специальные целевые программы на основе моделирования и оптимизации экономической системы. Для реализации этих и др. мероприятий предлагается создание специальной структуры при Правительстве РД, отвечающей за осуществление основных задач реструктуризации.

В целом применение выдвигаемых методических рекомендаций по совершенствованию регулирования территориально-отраслевых отношений, по мнению автора, создаст условия для стабилизации экономики региона.

В то же время в исследовании отмечается трудность получения готовых рекомендации для решения сложных экономических проблем, стоящих перед рассматриваемым регионом. Поэтому его выход на новые методики регулирования возможен только при готовности к творческому проектированию своей экономической системы собственными силами, исходя из интересов общества. С этой позиции выдвигается научно обоснованная система мер по эффективному регулированию территориально-отраслевых отношений в экономике региона (рис. 6).

Для реального их осуществления необходимо:

переориентировать экономические интересы и мотивы поведения главных субъектов регионального бизнеса с учетом приоритетности инновационного предпринимательства в реальном секторе экономики;

создать условия для среднего бизнеса (предпринимательства), использования инвестиций из других регионов для расширения и укрупнения трудоемких конкурентоспособных объектов; развивать внешнеэкономические связи для развития банковской системы и кредитования, при этом большая роль должна отводиться установлению расширенных и углубленных контактов с иностранными банками;

развивать целевые внебюджетные фонды (региональные, социальные) для решения конкретных экономических и социально-демографических задач, что позволит своевременно устранять возникающие диспропорции в различных сферах экономики, поддерживать общую стабильность рынка;

предоставление региону целевых льготных кредитов на финансирование строительства производственных объектов, имеющих межреспубликанское значение.

Источниками формирования внебюджетных фондов могут выступать финансовые ресурсы, сэкономленные за счет оргмероприятий, добровольные взносы граждан и предприятий, доходы от местных займов, денежно-вещевых лотерей и аукционов. Формирование нового регионального хозяйственного механизма необходимо нацелить на создание благоприятных условий для малого бизнеса как новой гибкой, быстро приспосабливающейся к потребительскому спросу, чувствительной к нововведениям и новым технологиям форме хозяйствования.

Рассмотренные направления и мероприятия по содержанию и действию предполагают формирование инновационного типа регулирования территориально-отраслевых отношений в экономике региона. Тем самым, в логической последовательности выдвигается требование создания системы управления реформами (системы регулирования сопутствующих им процессов) в соответствии с принципами инновационного, творческого менеджмента. Такое регулирование способствует рассмотрению каждой проблемы (или кризисной ситуации) в ходе реформ в их целостности. При этом постановка задач, разработка методик их решения и отбор лучших мер из имеющихся альтернатив становятся единым динамическим процессом. Подобный подход к управлению обуславливается содержанием инновационно-творческого регулирования реформ, предполагающего работу «на упреждение» тенденций.

Рис. 6. Мероприятия по эффективному регулированию территориально-отраслевыми отношениями Республики Дагестан

Решению поставленных задач отвечает определение четких институциональных ориентиров со стороны государства, на что должны быть направлены законодательные акты, содержащие инновационные механизмы налогов, кредитования, таможенных норм и тарифов. Не менее важно принятие свода правил небюрократического формирования малых и средних предприятий в реальном секторе экономики, получения грантов на НИОКР, доведения изобретений до практического использования и т.п. С привлечением высших учебных заведений страны и региона следует разработать программы по обучению крупных предпринимателей современному менеджменту. Эти и другие подобные действия государства способствуют осуществлению инновационно-экономической стратегии, предполагающей прикладные разработки программ, нацеленных на технологический прорыв по прогрессивным направлениям, обеспечивающим лидерство в ближайшей перспективе.


загрузка...