Регулирование территориально-отраслевых отношений в экономике депрессивного региона (на примере Республики Дагестан) (10.07.2009)

Автор: Бейбалаева Джамиля Куберовна

С данной точки зрения для эффективного регулирования территориально-отраслевых отношений особое значение приобретает организация экономической системы. В работе установлено, что в основе реализации процессов организации регулирования территориально-отраслевых отношений находится развитие гармоничных взаимоотношений в экономике. При этом выделяются три типа процессов самоорганизации экономической системы при ее регулировании:

- самозарождения, возникновения качественно нового целостного формирования из совокупности объектов определенного уровня;

- поддерживающие определенный уровень при применении внешних и внутренних условий ее функционирования;

- совершенствования и саморазвития, способные накапливать и использовать прошлый опыт.

Одновременно установлено, что основной характеристикой самоорганизации является необратимость, выражающаяся в самоорганизации систем и их определенной направленности, что формирует кооперативные процессы.

В своем развитии территориально-отраслевые отношения подчиняются объективным историческим и экономическим закономерностям и основываются на тех отношениях в экономике, которые связаны с процессом производства, распределения, обмена и потребления. Их развитие зависит от целей и задач, стоящих перед государством, отраслями, предприятиями и регионами в современных условиях. Каждый из них в разной степени влияет на регулирование территориально-отраслевых отношений и в целом на экономическое развитие регионов.

В этом качестве регулирование выступает составной частью управления. Тем самым объектом управления выступает система, выполняющая регулирующую функцию территориально-отраслевых отношений, а субъект управления поддерживает выходы этой системы на уровень, удовлетворяющий заданным условиям ее функционирования. Отсюда вытекает, что регулирование территориально-отраслевых отношений, как одна из функций управления, влияет на экономическое развитие в соответствии с действующими объективными законами, которые отражают закономерные и устойчивые связи в обществе.

В данном ключе исследованием выявлено, что к общим законам экономического регулирования относятся следующие: синергии, наименьших, самосохранения, упорядоченности, единства анализа и синтеза, развития (онтогенеза), композиции, пропорциональности, действие которых распространяется и на территориально-отраслевые отношения. Схематически они представлены ниже (рис. 1). Важнейшим механизмом действия этих законов выступает упорядоченность, представляющая собой характеристику системы, отражающую наличие определенным образом установленных взаимосвязей.

Рис.1. Основные законы регулирования территориально-отраслевых отношений

Указанные законы проявляют свое действие в организационных процессах, которые сводятся к образованию и развитию организационных комплексов, переходу из одного состояния в другое. Общим результатом их действия выступает синергетический эффект, прирост которого характеризует устойчивость, а снижение – дезорганизованность системы. Поэтому действие законов регулирования территориально-отраслевых отношений в целом сводится к увеличению или уменьшению синергетического эффекта.

Вместе с тем, при регулировании территориально-отраслевых отношений важно свойство «выживания», выступающее основным критерием эффективности функционирования экономики. При этом организация считается «хорошей», если она делает систему устойчивой относительно некоторого состояния равновесия.

Достижение подобного положения в экономике региона предполагает определение следующих методических и практических задач:

современный социально-экономический уровень развития региона;

показатели (индикаторы), определяющие устойчивое развитие региона;

внешние и внутренние условия (факторы), обеспечивающие устойчивое развитие региона;

механизмы и инструменты, необходимые для достижения основных показателей устойчивого развития региона.

Методология устойчивого развития региона включает в себя научно-обоснованные принципы и методы решения этой проблемы, важнейшие цели и задачи долгосрочной социально-экономической стратегии региона, механизмы и инструменты для достижения этих целей и задач, оценку конечных результатов. Обязательным условием устойчивого развития регионов также является обеспечение социальных требований.

Устойчивое развитие экономики затрагивает все сферы общества, что предопределяет ведущую роль государства в экономике и социальной сфере. Только сильное государство, способное управлять своей собственностью и отвечать по своим обязательствам, может создать эффективные рыночные институты. С этой позиции в настоящее время и в среднесрочной перспективе необходимо усиление ответственности и повышение эффективности воздействия государства в таких традиционных сферах общественной жизни, как управление, оборона, поддержка социальной сферы, фундаментальной науки и образования.

Выступая собственником природных ресурсов, оно через законодательные акты и органы власти на федеральном и региональном уровнях должно обеспечивать сохранность, рациональное пользование и воспроизводство восстанавливаемых ресурсов. Для этого необходимо широко использовать рыночные механизмы, передавая в установленном порядке хозяйственные функции юридическим и физическим лицам на обусловленных законодательством условиях.

В целом рассмотренные в ходе исследования теоретические и методологические положения о сущности и содержании территориально-отраслевых отношений, влиянии их организации на устойчивое развитие и роли государства в современном обществе позволяют, по нашему мнению, эффективно управлять экономикой региона.

Экономика рыночного типа полагается не только на государственное управление, но также на рыночные механизмы саморегуляции, опирающиеся на взаимодействие рыночной цены, соотношение спроса и предложения и конкуренцию. При этом саморегулирование рыночной экономики обеспечивается превалированием в управлении экономических, а не административно-распорядительных методов. Указанные общие положения должны рассматриваться и при регулировании территориально-отраслевых отношений.

На этой теоретической базе в работе раскрывается содержание и назначение экономических механизмов регулирования данных отношений. По своему действию на объект управления они подразделяются на прямые (налоговые, социальной защиты, совершенствование финансово-денежной системы) и косвенные. К числу последних из них относятся:

механизм рыночного саморегулирования, обеспечивающий самонастройку экономических объектов и процессов, рациональный и эффективный режим хозяйствования;

механизм договорных отношений, опирающийся на экономические способы, меры и средства побуждения к ответственности, используя принцип возмещения ущерба;

механизм возмещения ущерба, основывающийся на экономических способах, мерах и средствах повышения ответственности;

механизм самофинансирования, приучающий жить на собственные средства, порождающий экономическую ответственность в связи с угрозой банкротства, упорядочивающий учет и контроль за финансами;

ценовой механизм, выступающий в качестве инструмента регулирования экономических процессов;

механизм управления затратами, направленный на снижение непроизводительных затрат и улучшение финансовых показателей предприятий;

механизм инновационной деятельности, направленный на создание и внедрение нового оборудования и прогрессивных технологий, что позволяет улучшить финансовое положение предприятий и региона в целом и др.

Помимо указанных механизмов для эффективного регулирования территориально-отраслевых отношений необходима также система государственной поддержки экономики региона. Она должна содействовать устойчивому развитию регионов в инновационной, инвестиционной и финансово-экономической сферах, что важно для снятия социальной и экономической напряженности.

Таким образом, процессы формирования территориально-отраслевых отношений представляют собой реализацию организационных механизмов: соединение и разъединение различных элементов, вхождение элементов одной системы в другую, распад целостных образований, осуществление подбора и отбора элементов, обеспечивающих прогрессивное развитие организационных форм.

Экономические механизмы для своего действия предполагают обязательное выполнение требований объективных законов и соблюдение принципов регулирования экономики и территориально-отраслевых отношений на всех уровнях, в том числе региона. Автор считает, что по существу они отражают один и тот же фрагмент действительности, но в разной форме: закон - в виде образа (положительного знания), принцип - в виде определенного требования (регулятивной нормы). Отличие принципа от закона выражается в возможности его формулировки на основе не одного, а нескольких законов, той или иной всеобщей формы бытия, того или иного свойства материальных и идеальных образований.

Все многообразие принципов регулирования территориально-отраслевых отношений можно классифицировать по ряду признаков. По степени обоснованности выделяют научные и обыденные принципы. К научным принципам относятся такие, которые могут быть сформулированы на основе познания законов и закономерностей и содержат в себе определенные требования к мыслящему субъекту, ориентирующие его на познавательную деятельность. К обыденным принципам относятся в основном те правила и действия, которые сформулированы на основе традиций. Они не несут достаточной научной обоснованности.

В рамках общей системы принципов регулирования территориально-отраслевых отношений, по мнению автора, можно выделить отдельные подсистемы по основным сферам их функционирования. Каждая подсистема, на каком бы уровне она ни находилась, должна функционировать как единое целое, включая в себя различные классификационные группы принципов. Она также обеспечивает построение иерархической структуры со своими собственными исходными и производными, базовыми и дополняющими принципами.

Процесс самоорганизации территориально-отраслевых отношений можно представить как функционирование рыночного механизма с бесконечным количеством правил отбраковки виртуальных организационных структур и путей дальнейшего развития. Они связаны с общими принципами стабильности, сохранения гомеостаза структур и систем, которые сами между собой конкурируют, хотя и представляют часть более общей системы.

С данной точки зрения для их эффективного применения необходимо учитывать систему подходов к регулированию территориально-отраслевых отношений, к которым в работе относятся: системный, комплексный, функциональный, структурный и системно-исторический. Комплексный, структурный и функциональный подходы характеризуют территориально-отраслевые отношения как данную качественную определенность, обладающую интегративными системными качествами. Использование комплексного подхода позволяет получить новые знания о них посредством изучения этого явления на стыке различных наук. Системно-исторический подход предполагает рассмотрение территориально-отраслевых отношений во времени, объединяет, интегрирует данное состояние и движение, учитывает всеобщее и специфичное в движении, нарастание темпов развития.

Равновесие и порядок регулирования территориально-отраслевых отношений достигается с помощью механизма рынка. В результате конкурентной борьбы элементов системы за те ресурсы (условия), которые обеспечивают равновесие системы, часть элементов неизбежно гибнет, замещается постоянно создающимися новыми ресурсами, более соответствующими этим условиям (в классическом варианте развития рыночных отношений).

Пониманию возникновения и поддержания порядка в территориально-отраслевых отношениях отвечает принцип положительной обратной связи, согласно которому прогрессивные изменения, возникающие в системе, не подавляются, а накапливаются и усиливаются. Территориально-отраслевые отношения подвержены флуктациям, или случайным отклонениям от равновесия, но если они находится в неустойчивом состоянии, благодаря взаимодействию с окружающей средой, эти колебания усиливаются и приводят к ликвидации прежнего порядка структуры. Однако постепенно деструктивный аспект дополняется конструктивным, вследствие чего в системе возникают кооперативные процессы и спонтанно формируются новый порядок и новое равновесие.

Возникновение кооперативных процессов, как формирование и развитие новых структур, непосредственно связано с действием случайных факторов. Известно, что началом любого развития служат случайные изменения, которые постепенно приводят к неустойчивости отношений. В результате воздействия большого количества случайных факторов в открытых неравновесных системах происходит их взаимное согласование, и возникают кооперативные процессы, сопровождающиеся взаимодействием элементов образующейся структуры. По какому пути будут развиваться территориально-отраслевые отношения, какая альтернатива будет выбрана системой при их регулировании, во многом зависит от случайных факторов. Рынок сохраняется, но с некоторым горизонтом предвидения, за которым все детали возможного развития остаются скрытыми. Горизонт предвидения зависит от развития наук.

Таким образом, рассмотренные принципы и подходы в регулировании территориально-отраслевых отношений представляют собой совокупность исходных положений и правил, отражающих механизмы формирования, регулирования и сохранения организованности различных форм окружающей действительности.


загрузка...