Эволюция института бюрократии в социально-экономической системе (10.07.2009)

Автор: Альпидовская Марина Леонидовна

Введение.

Раздел 1. Теория и методология исследования бюрократии как важного социально-экономического института общества.

Глава 1. Бюрократия как составная часть экономической системы общества: институционально-эволюционный подход.

Институциональная сущность бюрократии как экономической категории.

Эволюция отношений бюрократии и государства: диалектическое единство.

Особенности бюрократического управления экономикой.

Глава 2. Экономические аспекты теории бюрократической организации.

Концепция рациональной бюрократии индустриального общества М.Вебера.

Критика «этатизма» смешанной экономики Л. фон Мизесом.

Анализ поведенческих моделей бюрократии.

Модель максимизирующего бюрократа У. Нисканена.

Модифицированные модели поведения бюрократии.

Кооперативная модель поведения – картель «Бюрократия».

Глава 3. Социально-экономические условия формирования бюрократического аппарата и бюрократической ренты.

Влияние геоэкономики на развитие и характер бюрократического поведения в России.

Структура системы экономических интересов общества в рыночной экономике.

Способы реализации личных интересов представителей бюрократического аппарата.

Рентоориентированное поведение бюрократического аппарата.

Раздел 2. Бюрократический аппарат в системе взаимодействия государства, бизнеса и населения.

Глава 4. Институт лоббизма в экономической системе общества.

Экономический лоббизм как способ выражения специальных интересов субъектов хозяйствования и потребителей.

Особенности национального экономического лоббизма в развитых экономических системах Европы: становление, функционирование, развитие.

Практика экономического лоббизма в России.

Глава 5. Преодоление бюрократизма и коррупции как современная проблема развития экономической системы общества.

Экономические основы коррупции и ее негативное воздействие на уровень и динамику экономического развития общества.

5.1.1. Моделирование экономических условий вступления в коррупционный сговор.

Роль и функции институтов государственного регулирования лоббистской деятельности. Механизм предотвращения коррупции.

Условия и методы ограничения коррупции в современной России.

Заключение.

Приложения.

Список литературы.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

В соответствии с поставленными задачами в диссертации исследованы пять групп проблем.

Институт бюрократии как неотъемлемая составляющая социально-экономической системы. Наверное, ни один из социально-экономических институтов не подвергался такой жесточайшей критике, как бюрократия. Однако бюрократия демонстрирует впечатляющую способность не только выживать, но и противостоять всем нападкам и посягательствам на свои права, заключающимся в ограничении её деятельности и реформировании вплоть до полного отказа от бюрократических услуг и вытеснения её «адхократией» постиндустриального общества. Тем не менее, очевидно, что бюрократия является необходимой структурой для социально-экономической системы, неизменно порождая вместе с тем трудноразрешимые проблемы. Парадокс состоит в том, что именно современная бюрократия, действующая подчас вопреки общегосударственным и общенациональным интересам, призвана сыграть одну из решающих ролей в возрождении и укреплении российской государства. В отдельных странах на отдельных этапах развития, когда высшие государственные учреждения не пользуются доверием и поддержкой населения, а легитимность государственной власти проблематична, именно бюрократия решает целый комплекс задач чрезвычайного характера, стоящих перед страной, переживающей перманентный системный кризис. В результате успешной модернизации и санации государственной службы чиновничество, представляющее собой клиентарную бюрократию, способно вернуть себе публичное предназначение и стать эффективным управленческим аппаратом в стране.

Начало предметных исследований проблемы бюрократии и бюрократизма приходятся на XIX-XX вв. В частности, анализом этой проблемы занимался немецкий ученый Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831). Согласно Гегелю, государство выступает носителем всеобщего (национального) экономического интереса, осуществление которого возлагается на государственных чиновников – правительственную администрацию, состоящую из представителей среднего сословия. Это сословие характеризуется «развитым интеллектом и правовым сознанием народной массы» и является опорой государства в «отношении законности и интеллигентности». Поскольку государственный чиновник представляет собой «средоточие государственного сознания и выдающейся образованности», то бюрократия у Гегеля «является главной опорой государства в отношении законности и интеллигентности» .

Основная проблема, возникающая при анализе феномена бюрократии, заключается в многозначности и многоликости содержания этого понятия и раскрывается в зависимости не только от особенностей исследования юридической, управленческой, социологической, экономической науками, но и политических и идейных ориентаций людей и групп, берущих его на вооружение, а также их экономических и политических интересов.

Ещё в середине XVIII века бюрократия определялась как способ осуществления государственной власти с помощью оплачиваемых гражданских служащих-чиновников. Однако «бюрократия» и «бюрократизм» - это два разных понятия, не различаемых, к сожалению, на уровне обыденного сознания до настоящего времени. В связи с этим суть бюрократизма выражается в игнорировании некоторыми органами исполнительной власти воли экономических агентов (членов общества), игнорировании национальных интересов, преследовании должностными лицами целей, не совпадающих с целями, интересами, потребностями широких слоев населения, социально-экономической системы в целом. Вследствие этого бюрократия нередко характеризуется исключительно как негативная форма проявления служебной, должностной деятельности органов государственной власти. Однако бюрократия – необходимый элемент социально-экономической системы, требующий объективного исследования.

Автор диссертации основывается на том, что «подлинная» бюрократия представляет собой жесткую иерархию квалификаций и строгую иерархию учреждений, в которых каждая должность и каждый чин связаны с выполнением строго определенных, специальных задач. В свою очередь бюрократизм – это особый тип поведения субъектов власти (политической, экономической), при котором наблюдается снижение качества управления; это всякое нарушение меры управления, отклонение качества управления в сторону количества и безмерности личных потребностей и эгоистичных экономических интересов.

До конца 60-х годов ХХ столетия бюрократия была областью исследования, практически полностью монополизированной социологами и политологами. С появлением работ экономистов - представителей теории общественного выбора, применивших экономический анализ к поведению избирателей и политиков, не была исключена и бюрократия.

Анализ феномена бюрократии в современной науке далеко вышел за рамки ее понимания как административного явления, предполагающего описание ряда недостатков функционального характера. Фундаментальность понятия «институт» в рамках нового институционального подхода экономической теории даёт возможность анализа бюрократии как социально-экономического института. В результате наличия определённой долговечности и рутинизированности деятельности бюрократии появляется возможность дефинировать бюрократию как институт. Итак, институт бюрократии – определённым образом специализированная социальная организация государственных служащих, формирующая рутинизированные схемы поведения, оплачиваемая в основном за счёт доходной части бюджета, призванная в рамках действующего в стране законодательства наиболее эффективным способом (на основе общепринятых законодательных ограничений, традиций, обычаев) осуществлять всю совокупность взаимосвязей между экономическими агентами в обществе.


загрузка...