Закономерности формирования, тенденции и механизм развития трудового потенциала в современной российской экономике: территориальный аспект (10.05.2011)

Автор: Васильев Петр Петрович

ВАСИЛЬЕВ ПЕТР ПЕТРОВИЧ

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ, ТЕНДЕНЦИИ И МЕХАНИЗМ

РАЗВИТИЯ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В СОВРЕМЕННОЙ

РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: экономика труда

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Ростов-на-Дону – 2011

Диссертация выполнена на кафедре экономической теории и

предпринимательства Федерального государственного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Северо-Кавказская академия государственной службы»

Научный консультант: доктор экономических наук, профессор

Игнатова Татьяна Владимировна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Тихомирова Наталья Владимировна

доктор экономических наук, профессор

Михалкина Елена Владимировна

доктор экономических наук, профессор

Скорев Михаил Михайлович

Ведущая организация: Кубанский государственный университет

Защита диссертации состоится 1 июля 2011 г. в 13-00 на заседании объединенного диссертационного совета по экономическим наукам ДМ 212.208.28 при Южном федеральном университете по адресу: 344002, Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88, ауд. 118.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного федерального университета по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская 148.

Автореферат разослан «___» мая 2011 г.

Отзывы на автореферат в двух экземплярах, подписанные и заверенные печатью, просим направлять по адресу: 347928, г. Таганрог, пер. Некрасовский, 44, объединенный диссертационный совет ДМ 212.208.28, ученому секретарю.

Ученый секретарь

диссертационного совета

к.э.н., доцент М.А. Масыч

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Возрастание общественно значимой роли человека в динамических условиях развития информационного общества, основанного на знаниях и восприимчивого к процессу модернизации экономики, актуализирует процессы исследования закономерностей формирования и эффективной реализации трудового потенциала в Российской Федерации. В настоящее время перед экономикой страны ставится задача преодоления диспропорций в развитии отдельных ее регионов, включая выравнивание уровня развития социально-трудовых отношений. В начале XXI в. социально-экономическое развитие России подошло к рубежу осознания, что в основе экономического развития регионов страны в значительной мере лежит воспроизводство и эффективное использование трудового потенциала и человеческого капитала. Дальнейшее развитие страны необходимо осуществлять путем коренного улучшения условий жизнедеятельности россиян, повышения качества жизни и обеспечения их продуктивной занятости на основе инновационных подходов к решению демографических проблем, через повышение материального благосостояния граждан, реформирование сфер образования и здравоохранения, роста профессионализма и компетентности трудового потенциала. Вследствие этого первостепенной задачей является улучшение качества трудового потенциала, совершенствование форм и методов подготовки и переподготовки трудового потенциала путем реформирования и развития эффективной образовательной системы, представляется актуальным выявление тенденций развития сферы науки и образования как основы формирования качественного трудового потенциала и человеческого капитала.

В условиях преодоления последствий экономического кризиса и перехода к инновационной экономике в регионах России сохраняется существенная дифференциация по обеспеченности и качеству трудового потенциала и человеческого капитала. По сравнению с другими регионами, на Юге России при высокой рождаемости и продолжительности жизни населения наблюдается значительный уровень безработицы, самые низкие доходы и заработная плата в стране, что ведет к социальной напряженности.

Процесс рыночной трансформации в стране концептуально исходит из вовлечения во все сферы жизни страны человека труда, возникает необходимость теоретического осмысления новейших аспектов категории «человеческий потенциал» и его подсистем - «трудового потенциала», «человеческого капитала». Эти проблемы вызывают значительный исследовательский интерес, требуют системного концептуального обоснования и поиска путей их решения.

В рамках исследования сформулированы основные концептуальные положения теории трудового потенциала, на которые значительное влияние оказал институционализм как направление экономической науки, это привело к выявлению закономерностей влияния основных институтов общественной жизни: сфер образования, науки и здравоохранения, а также выявления зависимостей, связанных с повышением роли трудового потенциала и человеческого капитала в инновационном развитии экономики.

Общемировые тенденции развития инновационной экономики признают доминирующую роль образования в социально-экономическом прогрессе, формировании качественного трудового потенциала и развитии инновационного мышления. Представляется необходимой разработка современных подходов к реформированию сферы образования как основы формирования трудового потенциала и человеческого капитала в контексте требований инновационной экономики и в системе регионального инновационно ориентированного воспроизводства.

Систематизация, исследование и выявление закономерностей развития трудового потенциала способствует пониманию глубинных изменений во внутренней структуре социально-трудовой сферы на современном этапе, обоснованию закономерностей и тенденций ее развития. Теория трудового потенциала непрерывно развивается и обогащается, а роль совершенствования механизма его реализации в условиях требований инновационного развития экономики России, в частности ее южных регионов, неуклонно возрастает.

Степень разработанности проблемы. Исследование современных публикаций фундаментального и прикладного характера показывает, что наблюдается недостаточная разработанность концепции формирования современного качественного трудового потенциала, выявление закономерностей и тенденций его развития с учетом сложности протекающих в стране экономических процессов. Необходимо обобщение теоретических системных исследований экономики труда, социально-трудовых отношений, а также целесообразно применение системно-аналитической методологии в научном обосновании проблемы трудового потенциала, его формирования и эффективного использования, так как системный подход и системно-аналитическая методология обеспечивают глубину и аналитичность исследования, а также дают возможность получения качественно новых результатов в изучении социально-трудовых отношений. Основой данного исследования явились методологические положения классической и институциональной школ экономической мысли, системного подхода, теоретические модели и аналитические методы, разработанные отечественными и зарубежными учеными и прошедшие проверку временем и практикой. Особое внимание в работе уделено теоретико-методологическому фундаменту рассматриваемой проблемы – системе концепций и теорий развития трудового и человеческого потенциалов и человеческого капитала.

Источниковедческое исследование теории трудового потенциала показало, что она является комплексной, объединяющей в себе концептуальные положения научного анализа роли человека в экономике. В частности, в трудах классиков экономической науки В. Петти, А. Смита, Д. Рикардо, а впоследствии К. Маркса, Дж. Милля, А. Маршалла и др. отмечается обращенность авторов к исследованию данных проблем. А. Смит впервые обратил внимание на принципы экономического поведения и роль экономических стимулов, ввел понятие «экономический человек» и разработал принципы его поведения. Д. Рикардо развил эту теорию далее и установил обратную зависимость между количеством полученной прибыли и уровнем оплаты труда работников. В трудах К. Маркса нашла свое системное обоснование теория рабочей силы, ее сущности и воспроизводства, получил отражение теоретический и методологический анализ структуры воспроизводственных процессов, которые обеспечивают реализацию трудовых возможностей человека.

С конца 60-х гг. XX в. человеческий потенциал и его составные части – трудовой потенциал и человеческий капитал – становятся главными источниками роста производительности труда и валового внутреннего продукта экономически развитых стран. С этого же времени теории трудового потенциала и человеческого капитала оформились в целостные концепции.

Представление о человеке как главном факторе экономического развития разрабатывали в рамках концепций трудовых и человеческих ресурсов, трудового потенциала, человеческого фактора и человеческого потенциала российские ученые Л. Абалкин, В. Андрианов, Б. Бреев, А. Добрынин, С. Дятлов, С. Курганский, М. Критский, Н. Римашевская и др.


загрузка...