Формирование налогового механизма распределения добавленной стоимости: теория, методология, практика (10.05.2011)

Автор: Тюпакова Нина Николаевна

Определенный вклад в теорию налогов и разработку принципов налогообложения внесли представители отечественной науки А. Буковицкий, А. Исаев, И. Кулишер, И. Озеров, А. Соколов, В. Твердохлебов, Н. Тургенев, Л. Ходский, И. Янжул и др.

Анализу влияния налогов на рыночную трансформацию экономики России, разработке стратегий перехода к более совершенной модели налогообложения, обоснованию теоретико-методологических аспектов решения бюджетно-налоговой проблематики посвящены работы современных ученых Б. Алиева, А. Астахова, Л. Абалкина, С. Барулина, А. Брызгалина, Н. Ветровой, О. Врублевской, Е. Вылковой, И. Горского, Л. Гончаренко, А. Грязновой, А. Дадашева, Е. Евстигнеева, Т. Журавлевой, В. Кашина, В. Коровкина, З. Клюкович, И. Майбурова, Л. Павловой, В. Панского, И. Перонко, С. Пепеляева, Г. Поляк, В. Пушкаревой, М. Романовского, А. Романова, А. Сердюкова, Д. Черника, С. Шаталова, Т. Юткиной, Л. Якобсона и др.

Теоретические основы вновь созданной стоимости сформулированы в трудах А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, концепция прибавочной стоимости и концепция факторов производства – в трудах Ж. Сэя, Дж. Кларка. Современная концепция экономической добавленной стоимости, разработанная на основе исследований А. Маршалла, используется для оценки процесса создания стоимости в деятельности зарубежных компаний. Применительно к российским условиям эта концепция рассматривается в работах М. Осипова, А. Полуэктова, С. Половкина, А. Рассказовой. Проблемами применения показателя валовой добавленной стоимости в современной экономике России в макроэкономическом и отраслевом аспекте занимаются С. Барулин, Е. Вылкова, Г. Литвинцева, М. Литвин, Д. Львов, Д. Маслова, Б. Плышевский и другие.

При всей важности и ценности проведенных исследований, теоретические, методологические и практические аспекты формирования налогового механизма распределения добавленной стоимости остаются нерешенными. В настоящее время у специалистов нет единой позиции по вопросам систематизации функций налогов, принципов налогообложения, элементов налогов, источников их уплаты. Задача выработки целостной концепции развития российской налоговой системы, механизма ее функционирования решена лишь частично. Нужно более глубокое методологическое обоснование механизма налогообложения, адекватного рыночным условиям. Очевидность методологической непроработанности и дискуссионность вопроса формирования механизма распределения (перераспределения) добавленной стоимости, обеспечивающего разумный баланс интересов налогоплательщиков и государства, в котором с максимальной отдачей были бы реализованы фискальная и регулирующая функции налогов, а также учитывалось согласование интересов собственников факторов производства, определили выбор темы диссертационного исследования, цель, задачи и круг рассматриваемых в нем вопросов.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальности ВАК. Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит, п. 2.3 «Бюджетно-налоговая система и бюджетная политика государства в рыночной экономике», п. 2.9 «Концептуальные основы, приоритеты налоговой политики и основные направления реформирования современной российской налоговой системы» Паспорта специальностей ВАК Министерства образования и науки РФ (экономические науки).

Целью исследования является развитие теоретических и обоснование методологических положений формирования эффективного налогового механизма распределения и перераспределения добавленной стоимости между участниками налоговых отношений, обеспечивающего согласование интересов государства и налогоплательщиков и стимулирующего расширенное воспроизводство и потребление. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

- раскрыть и уточнить теоретические аспекты общественного назначения категории «налог» и особенности построения налогового механизма в рамках современной налоговой политики;

- обобщить и развить методологическую базу налогового механизма как организационно-экономической категории, объективно необходимой в процессе управления распределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданной добавленной стоимости;

- обосновать целесообразность формирования единой стандартной модели элементов налога на основе оценки состава элементов налогообложения в налоговом законодательстве РФ;

- уточнить имеющиеся методики расчета показателей налогового бремени с учетом источников уплаты, факторов производства и категорий налогоплательщиков;

- выявить специфику фискального федерализма в России, обобщить практику и определить особенности межбюджетных отношений по уровням формирования бюджетов на примере Краснодарского края;

- дать оценку влияния налогов на факторы производства и пропорцию распределения полученной добавленной стоимости по видам экономической деятельности и категориям налогоплательщиков;

- усовершенствовать механизм применения НДС в налоговой системе России на основе альтернативно-сравнительного анализа зарубежной практики;

- предложить налоговый механизм распределения добавленной стоимости между государством, хозяйствующими субъектами и домохозяйствами, стимулирующий расширенное воспроизводство и потребление.

Объектом исследования является налоговый механизм и инструменты реализации функций налогов при его формировании, рассматриваемые в процессе распределения добавленной стоимости между налогоплательщиками и государством.

Предметом исследования выступает совокупность экономических отношений между государством, хозяйствующими субъектами и домохозяйствами с позиции влияния на процесс формирования и распределения добавленной стоимости.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили фундаментальные положения и концепции экономической теории, классические и современные теории налогов, а также фундаментальные положения о развитии рыночной экономики, общей теории финансов, разработанные в трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов. В ходе исследования использованы законодательные акты, инструкции и другие нормативные документы, указы Президента Российской Федерации, постановления и решения представительных и исполнительных органов власти, касающиеся налогового законодательства.

Исследование основано на методологии научного познания, системном анализе, теории налогообложения. Для получения результатов использовались общенаучные приёмы и методы экономического анализа, статистические методы, модели корреляционных зависимостей факторов производства и составляющих добавленной стоимости. Каждый метод применялся исходя из его функциональных возможностей, что позволило обеспечить аргументированность и достоверность обобщений, выводов и положений диссертационной работы.

Информационно-эмпирической базой исследования послужили законодательные и нормативные акты, официальная информация Федеральной службы государственной статистики России и её территориальных органов в Краснодарском крае, Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края, Управления федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, аналитические данные отечественной и зарубежной справочной и научной литературы, данные финансовой и налоговой отчетности организаций, а также авторские расчеты.

Концепция исследования отражает авторский подход к развитию методологических основ формирования налогового механизма распределения и перераспределения добавленной стоимости, что требует учета взаимосвязи источников уплаты налогов и доходов собственников факторов производства. Он осуществляется с помощью инструментов налогового механизма, регулирующих объемы изъятия доходов в соответствии с налоговым бременем и эффективностью создания стоимости и позволяющих объединить интересы государства и налогоплательщиков в увеличении доходов через совершенствование экономической политики макроэкономических пропорций, межотраслевого распределения стоимости и ориентированных на повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов и социальную защиту населения.

Положения, выносимые на защиту.

1. Налоговый механизм как составная часть финансового механизма макроэкономической системы характеризуется двойственной субъективно-объективной природой. Объективный компонент налогового механизма определяется распределительными отношениями финансов и действием в соответствии с требованиями экономических законов. Субъективная составляющая налогового механизма реализации налоговой политики обусловливает его динамичный характер, проявляющийся изменением состава и соотношения инструментов в соответствии с конкретным этапом экономического развития. Взаимосвязь налогового механизма с финансовым механизмом хозяйствующих субъектов позволяет согласовать единство интересов государства, хозяйствующих субъектов и домохозяйств в увеличении получаемых доходов путем использования инструментов налогового механизма по распределению добавленной стоимости.

2. Императивность установления налогов государством позволяет определить методологические координаты: производственной характеристики, учитывающей первичность процесса производства как материальной основы жизнедеятельности общества, как источника финансовых ресурсов государства, как результата распределения и перераспределения добавленной стоимости, полученной в результате использования основных факторов производства; экономической характеристики, учитывающей необходимость изъятия части дохода и порождающей противоположные интересы плательщиков и государства, как стоимость, определяемую потребностями государства в социально-экономическом развитии общества и возможностями налогоплательщика к расширению производства и личного потребления; рыночной характеристики, учитывающей участие государства в распределении добавленной стоимости через механизм изъятия дохода, полученного на факторных рынках в доле, определяемой стоимостью предоставляемых государственных услуг.

3. Доходами государства, приходящимися на фактор «предпринимательская способность государства (государственное регулирование)» в результате первичного распределения валовой добавленной стоимости, выступают не все налоговые поступления, а только их часть в виде косвенных налогов на потребление, совершающих самостоятельное движение в составе продажных цен товаров. Организуя процесс создания добавленной стоимости, государство приобретает функции общественной производительной силы, и именно на этом основании «предпринимательский потенциал государства (власти)» выделяется из факторов труда и капитала в особый макроэкономический ресурс, фактор общественного воспроизводства и экономического роста, непосредственно влияя на объемы, эффективность и стабильность производства.

4. Добавленная стоимость, созданная в процессе производства, подлежит первичному распределению посредством налогового механизма в пользу государства как участника воспроизводственного процесса, обеспечивающего необходимые условия для его осуществления, и вторичному распределению доходов, полученных в результате использования факторов производства, являющихся материальным источником погашения налоговых обязательств налогоплательщиков. Индивидуальная направленность различных видов налогов, отличающихся своим экономическим содержанием и устанавливаемых императивно в рамках налоговой системы, указывает на необходимость разработки единой стандартной модели обязательных элементов налога, раскрывающих внутреннее устройство налога и структуру налогового обязательства обязанному лицу правильно исчислить, своевременно уплатить и распределить налоговые обязательства по источникам уплаты.

5. Налоговое бремя (налоговая нагрузка) как обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение суммы налоговых платежей к валовой добавленной стоимости, отражает ту часть произведенного обществом продукта, которая перераспределяется между хозяйствующими субъектами, домохозяйствами и государством. Применение методики микроэкономического анализа налогового бремени на уровне макроэкономических показателей позволяет определить эффективность налогового механизма государственной налоговой политики.

6. Региональная налоговая система как составная часть общегосударственной системы отражает основные тенденции и закономерности налоговой системы в целом, выражающиеся в изменении структуры налоговых доходов по уровням бюджетов, в снижении косвенного налогообложения. Рост прямых налогов свидетельствует о завышенном налогообложении труда как фактора производства при относительно низком уровне его оплаты и достаточно высокой вариативности уровня доходов по отраслям экономики.

Расчет налогового бремени как доли налогов в ВРП Краснодарского края, и по видам экономической деятельности как доли налогов в ВДС отрасли подтверждает наметившуюся тенденцию к снижению налогового бремени в налоговой системе РФ. Вместе с тем в структуре добавленной стоимости в сфере производства товаров (сельского хозяйства и промышленности) наблюдается снижение доли оплаты труда при одновременном росте налогов на производство, в сфере услуг - рост оплаты труда и снижение валовой прибыли и валовых смешанных доходов. Таким образом, наблюдается перераспределение капитала из сферы материального производства в сферу обращения и обслуживания, расширяются масштабы присвоения стоимости производственного капитала поставщиками и посредниками через услуги, предоставляемые сферой обращения и обслуживания (включая финансовый сектор, в котором извлечение прибыли происходит через кредитные ресурсы).

7. Основная проблема российского налогового законодательства - исчисление налоговых обязательств по уплате НДС - заключается в применении его только для зачетного метода, что не требует определения собственно добавленной стоимости как объекта налогообложения. Освобождение от уплаты НДС налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы и участвующих в процессе приращения стоимости при производстве и продвижении товара до конечного потребителя приводит к искажению методики применения НДС и модифицирует его из налога на потребление (уплачиваемого из выручки) в прямой налог (списываемый на издержки производства). Методологическая ошибка освобождения от уплаты НДС заключается в методике исчисления добавленной стоимости, ведь уплата налога не противоречит сущности специальных налоговых режимов: его уплачивает покупатель в цене товара, не влияя на финансовые результаты.

8. Исследование зарубежного опыта, теоретический анализ формирования добавленной стоимости и оценка методических проблем исчисления НДС в российской практике позволяют обосновать необходимость изменений методики исчисления налоговых обязательств для налогоплательщиков. Органическое единство между НДС и добавленной стоимостью может быть обеспечено, если будет комплексно решена проблема учета формирования добавленной стоимости на всех стадиях воспроизводственного цикла. Несоответствие теоретической базы НДС методу его исчисления способствует выводу значительных сумм добавленной стоимости из-под налогообложения. Поэтому, в целях повышения эффективности функционирования НДС в современной налоговой системе РФ, обоснованным решением будет переход к наиболее эффективному аддитивному методу исчисления НДС, исходящему при определении налоговой базы из экономической природы добавленной стоимости.

9. Рыночная трансформация налогового механизма формирования доходов государственного бюджета и внебюджетных фондов предполагает необходимость учета взаимозависимости налогового потенциала и факторов производства как объектов налогообложения и источников уплаты налогов по категориям налогоплательщиков - собственников факторов производства. Определение доли каждого налога в сумме добавленной стоимости будет способствовать приближению к оптимизации распределения добавленной стоимости между государством и налогоплательщиками в зависимости от принятой социально-экономической политики государства по перераспределению доходов (прибыли) на цели экономического развития и социального обеспечения через самостоятельно определяемую политику по регионам (муниципальным образованиям), приоритетам развития отраслей производства и экономической деятельности, необходимости устранения государством изъянов рынка и согласования интересов государства и налогоплательщиков.

10. Реализация экономических интересов субъектов налоговых отношений определяется в процессе распределения добавленной стоимости на микроэкономическом уровне долей налогового бремени хозяйствующих субъектов и домохозяйств. Размер налогового изъятия должен быть ограничен социально-гарантированным минимумом и уровнем дохода, необходимым для создания условий расширенного производства и потребления. Первостепенность фискальной функции должна быть адаптирована к интересам не только государства, но и налогоплательщиков. Совершенствование процесса применения регулирующей функции налогов необходимо направить на стимулирование инструментами налогового механизма инновационно-инвестиционного развития экономики приоритетно в сфере материального производства. Социальная направленность налогового механизма реализуется экономическим смыслом укрепления финансовой самостоятельности территориальных бюджетов регионов, путем увеличения объемов налоговых поступлений в соответствующие бюджеты через стимулирование увеличения доходов и предоставления льгот на социальные расходы.

Научная новизна диссертационного исследования в целом заключается в развитии теоретических и методологических основ налогового механизма реализации налоговой политики, обеспечивающего формирование доходов государственного бюджета и внебюджетных фондов посредством распределения (перераспределения) добавленной стоимости, и как метода государственного регулирования в условиях рыночной экономики.

Наиболее существенные научные результаты исследования заключаются в следующем:

- введено в научный оборот понятие налогового механизма распределения добавленной стоимости, раскрыта его объективно-субъективная природа, проявляющаяся в обеспечении доходов бюджетной системы, в распределении и перераспределении добавленной стоимости на макро- и микроэкономических уровнях и позволяющая обосновать его диалектико-исторический характер и объект воздействия; раскрыто содержание (сущность, функции) и структура налогового механизма как объективно необходимого процесса управления распределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданной добавленной стоимости и используемого для реализации целей налоговой политики;

- обоснован методологический подход к системному анализу содержания экономической категории «налог» через координаты производственной, экономической и рыночной характеристик, учитывающих наличие противоречий между государством, хозяйствующими субъектами и домохозяйствами, и их разрешение в процессе распределения созданной добавленной стоимости, позволяющий раскрыть сущностные и системные свойства налога как исходного элемента налогового механизма и формируемой налоговой системы;

- определена связь налогов с воспроизводственными пропорциями в процессе создания и распределения добавленной стоимости, что позволило обосновать классификацию налогов по их экономическому содержанию с учетом степени участия факторов производства в наполнении бюджетной системы с выделением в числе факторов производства «предпринимательской способности государства (власти)» как экономического права института власти и организатора общественного воспроизводства на изъятие части добавленной стоимости для общественных нужд;

- обоснована модель обязательных элементов налога, которая в отличие от действующей наряду с такими, как налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты содержит источник уплаты налогов как доходов, полученных в результате распределения созданной в процессе производства добавленной стоимости, что позволяет сформировать механизм образования, исчисления и распределения обязательных платежей в пользу государства, раскрывающий внутреннее содержание налога и объединяющий взаимосвязями все его элементы;

- уточнена методика расчета показателей налогового бремени для хозяйствующих субъектов, с выделением фискальной и реальной составляющих, позволяющая определить математическую зависимость между эффективностью распределения добавленной стоимости по субъектам экономики и уровнем налогообложения факторов производства, с детализацией по компонентам добавленной стоимости и каждому виду налогов в целях изменения инструментов налогового механизма для согласования интересов государства, хозяйствующих субъектов и населения;

- обосновано, что реформа инструментов налогового механизма, заключающаяся в уменьшении количества налогов, снижении и изменении ставок основных налогов, отмене большинства налоговых льгот, введении специальных налоговых режимов для малого бизнеса изменила структуру налоговой системы, приблизив ее к структуре налоговых систем ведущих стран мира с действием основных видов налогов (НДС, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций);


загрузка...