Стратегия социально-профессиональной подготовки дефектологов в педагогическом вузе (10.05.2011)

Автор: Аслаева Рахима Гильметдиновна

Аслаева Рахима Гильметдиновна

СТРАТЕГИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕФЕКТОЛОГОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Ижевск – 2011

в ГОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Волкова Тамара Николаевна

(ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет», г. Шуя)

доктор педагогических наук, профессор

Сёмин Юрий Николаевич

(ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», г. Ижевск)

доктор педагогических наук, профессор

Кондратьев Владимир Владимирович

(ГОУ ВПО «Казанский государственный технологический университет», г. Казань)

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет»

Защита состоится «1» июля 2011 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.275.02 при ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» по адресу: 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корпус 1, ауд. 003.

Текст автореферата диссертации размещен на официальном сайте ВАК Минобрнауки России vak.ed.gov.ru.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Удмуртского государственного университета (г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корпус 2).

Автореферат разослан «__» _________ 2011 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

Э.Р. Хакимов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Настоящее исследование посвящено изучению научных основ одной из значимых проблем педагогического образования – выявлению стратегий подготовки дефектологов к профессиональной деятельности в педагогическом вузе.

Изучение и анализ научно-теоретических, социально-педагогических, психолого-педагогических исследований и педагогической практики по данной проблеме позволили определить безусловную актуальность исследования, которая определяется вхождением Российской Федерации в мировое образовательное пространство, что требует переосмысления имеющегося педагогического опыта и развития новых педагогических идей и подходов к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ); сменой образовательной парадигмы, предполагающей приобретение всеми учащимися реальных прав субъектов образовательного процесса, обеспечивающего им личностное развитие и способствующего их социализации; ростом числа детей, не справляющихся с общеобразователь-ными программами в обычных условиях, с одной стороны, и фактическим уровнем слабой подготовленности выпускников педагогических вузов к работе с детьми с ОВЗ, с другой.

Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне обусловлена противоречиями между требованиями общества и состоянием системы высшего профессионального образования и между потребностью ребенка с ОВЗ адаптироваться в обществе и неготовностью системы высшего профессионального образования (далее – ВПО) подготовить дефектологов, способных обеспечить этот процесс.

В современных условиях в любой школе и, практически, любом классе учатся дети, имеющие ОВЗ. Они нуждаются в особой поддержке со стороны государства, семьи, педагогов, которые обеспечат им полную и полноценную интеграцию в общество, позволят не только особым образом осваивать общеобразовательные программы, но и обрести навыки социальной адаптации, реализовывать собственную жизненную компетентность. В этом контексте безусловна приоритетность социально-педагогического сопровождения со стороны компетентного специалиста, способного видеть ребенка с проблемами в развитии, готового к своевременному их выявлению, организации разнообразных форм и видов помощи с учетом индивидуальных и личностных их особенностей. В этом состоит социальный заказ на подготовку дефектологов.

Не менее острой в исследуемом поле является актуальность обсуждаемой проблемы на научно-педагогическом уровне, которая определяется неизученностью стратегий высшего профессионального социально-педагогического образования. Анализ научно-педагогической литературы позволяет констатировать, что проблема обучения детей с ОВЗ вышла за рамки коррекционного подхода, а поиск стратегий подготовки специалистов, способных ее решать, приводит нас в сферу профессиональной подготовки. Требуют исследования подходы, принципы, цели, средства, условия улучшения качества подготовки педагогов-дефектологов с учетом развития и воспитания личности студента в контексте профессионального становления. Необходимо определить научно-педагогические основы совершенствования профессионального образования – переход от квалификационной модели подготовки специалиста к компетентностной модели, наполненной новым содержанием и предполагающей формирование профессиональной компетентности личности специалиста. Назрела потребность в концептуальном обосновании новой стратегии и создании модели подготовки будущих дефектологов, нацеленных на интеграцию теоретического, практического и социального аспектов подготовки к осуществлению профессиональной деятельности, развитию способности к овладению совокупностью ключевых компетенций в ходе учебного процесса и научно-исследовательской работы, а также за рамками формального образования через установление отношений взаимодействия со своими воспитанниками в условиях разнообразных социально-ориентированных практик.

Наблюдения за конкретной педагогической практикой и анализ научной литературы позволяет констатировать, что все школьные службы (психологическая, коррекционно-педагогическая, социально-педагогическая и медико-психологическая) нуждаются на сегодняшний день в специалистах, имеющих новое качество подготовки, обеспеченное сформированными профессиональными компетенциями. Большинство учителей массовой общеобразовательной школы, как свидетельствует проведенная диагностика, не готово к работе с детьми, имеющими ОВЗ. Не имея специальной подготовки, педагоги не в состоянии диагностировать истинные проблемы развития ребенка и считают, что главная причина неуспеваемости учеников – это нежелание учиться, слабый контроль со стороны родителей и др. Следуя стереотипу мышления, они, как правило, снимают с себя ответственность за совершенствование методов и приемов обучения детей с ОВЗ. Из этого следует необходимость научно-теоретического обеспечения процесса подготовки студентов к работе с детьми с ОВЗ.

Более того, следствием реформирования российского общества, происходящего в течение нескольких последних десятилетий, стало обострение социальных проблем населения, особенно самых незащищенных его категорий, а именно людей, в том числе и детей, с ОВЗ. В педагогике и возрастной психологии существует ряд исследований, посвященных проблеме становления социальной зрелости личности на различных возрастных этапах (К.А. Абульханова-Славская, В.С. Мухина, В.А. Петровский, Д.И. Фельдштейн и др.). В значительной степени проблема социальной зрелости, освоения детьми социального опыта относится к указанной категории. Деформация социокультурных ценностей у детей с ОВЗ, вырастающих и социализирующихся в условиях нереализованной базовой потребности в безусловном принятии их со стороны окружающих, со стороны школы и сверстников пока не стала предметом пристального внимания исследователей, за исключением занимающихся проблемами коррекционной педагогики и специальной психологии.

В педагогической теории и практике ведутся поиски путей интеграции детей с ОВЗ в школьное сообщество, преодоления их неадекватного личностного самоопределения. Однако проблема подготовки специалистов для работы с детьми с ОВЗ остается вне сферы внимания исследователей в области профессионального образования. Между тем, эта проблема имеет двойственный характер: с одной стороны, в научном плане, она заключается в разработке методологических основ и концепции профессиональной подготовки дефектологов. С другой стороны, обсуждаемая проблема имеет практическую направленность, которая состоит в разработке стратегии социально-профессиональной подготовки дефектологов, выявлению и реализации социально-педагогических условий, обеспечивающих подготовленность студентов к работе с детьми с ОВЗ, ориентированных на преодоление их социальной эксклюзии.

Существует потребность в решении проблемы подготовки специалиста – дефектолога и на научно-методическом уровне – потребность в устранении противоречий между теорией и практикой. Современный учитель должен быть многофункционален, обладать высоким уровнем профессиональной компетентности, быть готовым включиться в практическую, научно-исследовательскую, методическую деятельность в реальных условиях образовательной практики, которая нередко ставит перед ними трудноразрешимые проблемы. Педагогические вузы призваны совершенствовать научно-профессиональную подготовку дефектологов, значимость которой повышается в связи с интеграционными процессами в системе общего образования, реализацией принципа «общество для всех», тем более, что количество образовательных учреждений с массовым влиянием числа детей с ОВЗ и количество специальных факультетов, отделений по подготовке дефектологов и специалистов по сопровождению детей с проблемами в обучении, позволяет говорить о дефектологии как о массовой специальности.

Вышеназванные тенденции обусловливают потребность в выявлении стратегии подготовки дефектологов и разработке концепции, модели и социально-педагогических условий профессиональной подготовки дефектолога образовательного учреждения, способного оказывать квалифицированную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям. В нашем случае под стратегией понимается системное, концептуальное обоснование процесса подготовки дефектологов на основе целостного, системного, компетентностного подходов. Новые требования к процессу подготовки дефектологов в педагогических вузах, обусловленные социальным заказом, создают перспективу концептуального переосмысления всей системы профессиональной подготовки будущих дефектологов в педагогическом вузе.

Степень разработанности проблемы. Целостно и системно подготовка дефектологов к социально-профессиональной деятельности в педагогической науке до настоящего времени до конца не исследована. Требуют методологического совершенствования и научно-методического изучения стратегии профессиональной подготовки. В связи с этим исследованию подвергались основные понятия социально-профессиональной подготовки дефектологов. В то же время анализ психолого-педагогической литературы и диссертационных работ говорит о необходимости:

– применения в комплексе научных подходов, с позиций которых изучались данные явления;

– определения сущности социально-профессиональной подготовки дефектологов в сопоставлении содержания видов деятельности учителя массовой школы;

– разработки стратегии и концепции социально-профессиональной подготовки дефектолога к работе с детьми с ОВЗ с точки зрения требований модернизации образования в условиях многообразия систем отношений и образования;


загрузка...