Пути повышения эффективности и результативности противотуберкулезной деятельности с позиций системного анализа (10.04.2009)

Автор: Свистельник Андрей Владимирович

?3=0,236

2,449

Примечание: Y – заболеваемость туберкулеза, ?1-3 - коэффициенты регрессии для соответствующих независимых переменных, X1 - обеспеченность населения жилой площадью, X2 - кризисный индекс качества жизни, X3 - банковские депозиты у физических лиц, n - число наблюдений, R - коэффициент детерминации, R2 - коэффициент множественной детерминации, t? - отношение коэффициента регрессии к стандартной ошибке, p? - уровень достоверности коэффициента регрессии.

Содержание необходимых изменений в сфере оказания специализированной медицинской помощи населению диктуется потребностью ликвидации разрыва между сложившейся ситуацией с туберкулезом и проспективным состоянием характеризующимся заболеваемостью спорадического уровня.

Социально-экономические факторы обеспечивают обоюдное воздействие на социальную среду (неразвитая инфраструктура, недостаток средств для решения социально значимых проблем, нищета, отрицательная демографическая динамика, недостаток трудовых ресурсов, плохое здоровье населения, отсутствие мотивации к производительному и творческому труду) не позволяет реализовывать планы экономического развития страны. Действующие механизмы управления не обеспечивают гармоничного распределения ресурсов в социальной сфере, что косвенно влияет на формирование и динамику рынка труда, что является основными причинами социального неблагополучия, а туберкулез, в данном случае, является своеобразным «индикатором» состояния общества. Отсюда вытекает необходимость системного управления ресурсами с учетом региональной асимметрии, для чего потребуется соответствующая управленческая конструкция.

Проспективная модель реализуется на спорадической заболеваемости и включает эффективные бизнес-процессы:

- профилактику на основе вакцинации неинфицированных, контроля состояния здоровья эмигрантов и проведения курсов химиопрофилактики по показаниям; содержания детей из групп риска в учреждениях санаторного типа; строгого выполнения санитарно-гигиенических мероприятий и санитарно-просветительской работы;

- выявление с широким охватом населения профилактическими осмотрами (обязательное ежегодное флюорографическое обследование), при этом особое внимание уделять группам риска и осуществлять качественное обследование подозрительных на туберкулез за счет средств ОМС;

- обязательную госпитализацию впервые выявленных больных в стационары до устойчивого прекращения бактериовыделения. Полноценное непрерывное лечение (консервативное и хирургическое) больных туберкулезом, и обеспечение противотуберкулезных учреждений полным спектром этиотропных и патогенетических препаратов;

- медицинскую реабилитацию как обеспечение лечебного процесса набором необходимых патогенетических средств; восстановление и развитие специализированной санаторно-курортной базы;

- социальную реабилитацию на основе обеспечения больных туберкулезом из бедных слоев населения социальными наборами (продукты, средства гигиены), оплаты их проезда к месту лечения; решения жилищных вопросов при ликвидации очага туберкулезной инфекции (обеспечение отдельной жилплощадью больных); организации профессиональной переподготовки больных туберкулезом в случае потери ими работы и создания системы закрытых специализированных учреждений (типа хосписов) для лечения хронических больных туберкулезом из контингентов.

- централизованое управление противотуберкулезной деятельностью на основе внесения корректив в законодательную и регламентирующую базу для создания адекватных условий проведения противоэпидемических мероприятий при обеспечении целевых и обязательных противотуберкулезных мероприятий необходимыми ресурсами (с обязательным соответствующим надзором за исполнением); внедрения системы мониторинга заболеваемостью туберкулезом, создания персонифицированной базы данных о больных и закрытого единого протокола обмена информацией, А также на основе координации и преемственности противотуберкулезной деятельности в различных ведомствах; формирования бюджетов противотуберкулезных программ с учетом 100% обеспечения потребностей в лекарственных препаратах, лечебно-диагностических средствах, обеспечения работы необходимого количества стационарных коек и создания условий для амбулаторного приема и наблюдения пациентов (с учетом реальной ситуации в каждом территориальном образовании и достаточности расчетных финансовых средств). Кроме того, с учетом обеспечения противотуберкулезных учреждений специалистами различного профиля, мотивации кадров; организации инновационного процесса (разработка и внедрение современных технологий противотуберкулезной работы).

Система борьбы с туберкулезом осуществляется под патронажем Полномочного представителя Президента РФ в СФО. Борьба с туберкулезом должна стать действительным элементом государственной политики. Государственные органы выделяют соответствующие средства, которые могут быть использованы только для решения задач противотуберкулезной деятельности по решению коллективного органа - Межведомственного совета по туберкулезу в СФО. Осуществляется мониторинг и принятие организационных и управленческих решений по улучшению ситуации в любом региональном образовании с принятием оперативных и экстренных мер по каждому заболеванию.

Таблица 10

Влияние бедности на распространенность туберкулеза

Показатель n R R2 Уравнение t? p?

1 2 3 4 5 6 7

Распространенность 62 0,742 0,550 Y=5,642+(0,742*Х) 8,639 0,001

Примечание: Y – распространенность туберкулеза, X - бедность, n - число наблюдений, R - коэффициент детерминации, R2 - коэффициент множественной детерминации, t? - отношение коэффициента регрессии к стандартной ошибке, p? - уровень достоверности коэффициента регрессии.

Особое значение имеет финансирование противотуберкулезной работы в территориальных образованиях СФО, которые имеют существенные различия и основываются на приверженности законодательной и исполнительной власти к решению проблемы туберкулеза. Анализ показал, что активной поддержкой пользуются Кемеровская область и Красноярский край и отсутствие должного внимания отмечается в Республике Тыва и Читинской области. Это сказывается на ресурсном насыщении противотуберкулезных программ регионального и муниципального уровней. В Кемеровской области в 2007 году затрачено около 600 миллионов рублей на борьбу с туберкулезом, в высоко дотационных территориях расходуются сотни тысяч с учетом помощи доноров.

Таблица 11

Финансирование противотуберкулезных мероприятий

в территориях СФО в 2007 году (млн рублей)

Территория Трудос

населен

(млн.чел.) Федер

расхо-ды Регион. и муниц

расходы Прочие

* Затра-ты на

лек-ва Затра-ты на МТБ Соцподдержбольных

1 2 3 4 5 6 7 8

Алтайский край 1,61 18,2 10,5 4,7 22,6 9,5 -

Кемеровская обл. 1,81 21,2 600,0 23,7 69,8 425,7 3,2

Новосибирская обл. 1,69 26,9 375,5 4,2 27,8 225,3 1,7

Омская обл. 1,31 25,9 116,5 0,7 20,0 10,3 1,4

Томская обл. 0,69 13,5 120,1 19,8 43,0 202,4 2,0

Респ. Алтай 0,13 4,1 17,8 3,1 4,4 10,0 0,2

Иркутская обл. 1,61 16,4 93,8 2,8 18,8 16,7 1,9

Красноярский край 1,89 1,6 143,8 1,3 97,2 46,7 н/д

Респ. Хакасия 0,35 11,2 10,0 19,6 10,9 7,5 1,1


загрузка...