Правовое регулирование отношений в сфере оказания информационных и консультационных услуг в Российской Федерации (10.03.2009)

Автор: Ситдикова Любовь Борисовна

Ситдикова Любовь Борисовна

Правовое регулирование отношений в сфере оказания информационных и консультационных услуг

в Российской Федерации

Специальность 12.00.03 – гражданское право;

предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора юридических наук

Москва – 2009

Работа выполнена на кафедре гражданского права и процесса образовательного учреждение профсоюзов «Академия труда и социальных отношений»

Научный консультант: доктор юридических наук, профессор,

Заслуженный деятель науки

Российской Федерации

Толстой Владимир Степанович

Официальные оппоненты: доктор юридических наук, профессор

Заслуженный деятель науки

Российской Федерации

Масевич Маргарита Генриховна

доктор юридических наук, профессор

Заслуженный юрист Российской Федерации

Ченцов Николай Васильевич

доктор юридических наук, профессор

Шевченко Любовь Ивановна

Ведущая организация: Казанский государственный университет

им. В.И. Ульянова – Ленина

Защита состоится «14» мая 2009 г. в 14 часов 00 минут на заседании диссертационного совета Д 212.341.04 по юридическим наукам при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный социальный университет» по адресу:129226, г. Москва, ул. Вильгельма Пика, д. 4, корпус 2, зал диссертационных советов.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российского государственного социального университета (г. Москва, ул. Вильгельма Пика, 4).

Автореферат разослан «____» ______________ 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Д 212.341.04

доктор юридических наук, доцент Д.А. Сумской

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. На протяжении длительного периода времени изучение вопросов в сфере оказания информационных и консультационных услуг не вызывало интереса в гражданско-правовой доктрине. Сложившаяся ситуация объясняется в первую очередь состоянием российской экономики, доставшейся в наследство от командно-административной системы, где большая часть услуг такого рода предоставлялась на безвозмездной основе.

Современное состояние отечественной экономики характеризуется стремительным развитием и инновационной направленностью. Переход от постиндустриального общества к обществу информационному обусловил резкое возрастание спроса на информационные и консультационные услуги и сформировал новые взгляды на роль информации в развитии общества. Вместе с тем ни в научной литературе, ни в нормативно-правовых актах до сих пор нет единства мнений в понимании содержания информационных и консультационных услуг, порядка и принципов их оказания.

Законодатель, введя в действие часть вторую ГК РФ, придал обязательствам об оказании услуг нормативный характер, выделив возмездное оказание услуг в качестве самостоятельного института, объединяющего ряд типичных договоров. Вместе с тем предложенная законодателем договорная модель гл. 39 ГК РФ содержит лишь общие положения норм, толкование которых показывает явную их недостаточность для эффективного регулирования информационных и консультационных услуг.

Следует признать, что понятие «информационная услуга» широко распространено в научном обороте, однако при более глубоком анализе этой сферы деятельности обнаруживается, что данная категория изучена недостаточно, а существующие исследования основывались на теоретическом постулате – информации как объекте гражданского права. Учитывая, что с 1 января 2008 г. законодатель вывел информацию из числа объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ), особую актуальность приобретает вопрос уяснения смыслового понятия «информация», позволяющего рассматривать новое содержательное понятие «информационная услуга», а также особенности правового регулирования отдельных видов договоров возмездного оказания услуг информационного характера.

В связи с переходом к рыночной экономике резко возросла потребность и в получении консультационных услуг. Однако сохраняется значительное пространство правовой неопределенности в этой сфере общественных отношений. На сегодняшний день отчетливо проявляется неполнота и противоречивость правовых норм, регулирующих поведение субъектов консультационной деятельности, чему способствует неразработанность понятийного аппарата в рассматриваемой области правоотношений. В условиях недостаточности теоретических разработок, а также нормативно-правового регламентирования отношений в сфере консультационной деятельности суды зачастую лишены возможности правильно их квалифицировать. Указанная проблема требует комплексного решения, учитывая широкое содержательное значение такого понятия как «консультационная услуга». Представляется, что ключевым моментом в создании правового механизма регулирования названных отношений между субъектами должен явиться Федеральный закон «О консультационной деятельности в Российской Федерации».

Необходимо также отметить, что основной проблемой при рассмотрении названных отношений является отсутствие в гражданском законодательстве самого определения понятия «услуга», что порождает противоречивость и неполноту разработанности понятийного аппарата в нормативно-правовых актах, регулирующих отдельные виды услуг.

С учетом изложенного решение проблем правового регулирования отношений в сфере оказания информационных и консультационных услуг возможно лишь путем комплексного анализа существующих норм гражданского законодательства, а также правоприменения, выработки рекомендаций, предложений и на этой основе формирование нормативно-правовой базы в сфере оказания информационных и консультационных услуг.


загрузка...