Оценка риска развития патологии репродуктивной системы у женского персонала предприятий атомной промышленности (10.03.2009)

Автор: Куценко Ирина Георгиевна

«нулевой» генотип, n (%) 4 (10,8) 30 (22,9)

+/+, n (%) 27(73,0) 94 (66,7) 0,88

«нулевой» генотип, n (%) 10 (27,0) 37 (33,3)

Примечание. n – численность индивидов в группе; р – уровень значимости достигнутый точным критерием Фишера.

Связь полиморфных вариантов генов ферментов метаболизма ксенобиотиков с особенностями репродуктивной функции у женского персонала СХК. При изучении репродуктивной функции особое внимание уделялось таким показателям, как первичное бесплодие и привычное невынашивание беременности. У обследованных женщин не выявлено статистически значимых связей изученных локусов с этими характеристиками функции воспроизводства. Однако для полиморфного варианта гена GSTT1 была обнаружена статистически значимая связь с количеством самопроизвольных абортов. Достигнутый уровень значимости при сравнении числа самопроизвольных абортов в группах индивидов, различающихся по генотипам гена GSTT1 составил 5,41%. Тем не менее, выявлено, что из

41 женщины, у которых были самопроизвольные аборты, 8 женщин с «нулевым» генотипом по GSTT1 имели по одному выкидышу, тогда как

из 33 женщин с «ненулевыми» генотипами – 21 имела по одному выкидышу,

11 – по два выкидыша и 1 – три выкидыша (р=0,043; для сравнения групп использовался тест максимального правдоподобия).

Таким образом, наблюдаемое распределение генотипов генов CYP2E1, CYP2С19, у женского персонала СХК соответствует ожидаемым при равновесии Харди-Вайнберга. Частота «нулевого» генотипа гена GSTM1 значительно ниже значения распространенности данного генотипа среди жителей Западно-Сибирского региона (р<0,001).

Распределение генотипов исследуемых полиморфных вариантов генов 1 и 2 фазы ФМК в основной группе, группах внутреннего и внешнего контроля существенно не различалось.

Для аллельного варианта гена CYP2E1 показано: в группе женщин с простой ЛМ и увеличенными размерами тела матки наблюдали статистически значимое накопление аллеля С (25%) по сравнению с женщинами с простой ЛМ без увеличения размеров тела матки (4%) (р=0,013).

«Нулевой» генотип гена GSTT1 преобладал в группе, характеризующейся более ранним возрастом выявления ЛМ. Для индивидов с «ненулевым» генотипом гена GSTT1 отмечено более высокое количество самопроизвольных абортов (р=0,043). Выявлена ассоциация «нулевого» генотипа гена GSTM1 с тяжёлой формой КС (р=0,040).

1. Распространённость патологии репродуктивной системы достоверно выше у женского персонала Сибирского химического комбината, подвергающегося профессиональному длительному воздействию ионизирующего излучения в диапазоне малых доз, по сравнению с персоналом, не подвергающимся воздействию радиационного фактора.

-излучения в диапазоне малых доз, увеличивается на 40% по сравнению с персоналом, не подвергающимся воздействию радиационного фактора.

-излучения в изученном диапазоне доз.

6. «Нулевой» генотип гена GSTT1 ассоциирован с ранней манифестацией лейомиомы матки и увеличением числа самопроизвольных абортов вне зависимости от вида воздействия производственных факторов. «Нулевой» генотип гена GSTM1 ассоциирован с тяжёлой формой климактерического синдрома, вне зависимости от вида воздействия производственных факторов. Аллельный вариант 7632T>A гена CYP2E1 ассоциирован с увеличением размеров матки при простой лейомиоме вне зависимости от вида воздействия производственных факторов.

-излучения в диапазоне малых доз, является возраст начала облучения и длительность контакта с источниками ионизирующего излучения.

Практические рекомендации

-излучения в этом возрасте приводит к увеличению риска развития патологии репродуктивной системы.

2. Рекомендуется определение «нулевого» генотипа GSTT1 у женщин с привычным невынашиванием беременности.

3. Рекомендуется определение «нулевого» генотипа GSTМ1 для прогнозирования течения перименопаузы.

Список работ, опубликованных по теме диссертации

1. К вопросу о влиянии ионизирующего излучения на репродуктивную систему женщин / И.Г. Куценко, А.Б. Карпов, И.Д. Евтушенко, Р.М. Тахауов // Здравоохранение Российской Федерации. – 2006. – № 4. – С. 47–51.

2. Сравнительная оценка патологии репродуктивной системы у работниц предприятий ядерно-топливного цикла в условиях воздействия факторов производственной среды / И.Г. Куценко, Р.М. Тахауов, И.Д. Евтушенко и др. // Сибирский медицинский журнал. – 2006. – Т. 21, № 5. – С. 80–82.

3. Оценка патологии репродуктивной системы у работниц сибирского химического комбината / И.Г. Куценко, Р.М. Тахауов, И.Д. Евтушенко и др. // Сибирский медицинский журнал. – 2006. – Т. 21, № 5. – С. 83–85.

4. Ионизирующее излучение и репродуктивная система женщин. Обоснование проблемы / И.Г. Куценко, А.Б. Карпов, И.Д. Евтушенко,

Р.М. Тахауов // Актуальные проблемы медицины труда и экологии: Матер.

XLI науч.-практ. конф. с международным участием «Гигиена, организация здравоохранения и профпатология». – Новокузнецк, 2006. – С. 62–65.

5. Частота и структура гинекологической патологии у работниц Сибирского химического комбината / И.Г. Куценко, Р.М. Тахауов,

И.Д. Евтушенко и др. // Вестник перинатологии, акушерства и гинекологии / Под ред. В.Б. Цхай. – Красноярск: Изд-во КрасГМА, 2006. – Вып. 13. –

С. 393–397.

6. Результаты многофакторного анализа перименопаузального периода

у женщин, подвергающихся профессиональному воздействию «малых» доз ионизирующего излучения / И.Г. Куценко, И.Д. Евтушенко, А.Б. Карпов и др. // Мать и Дитя в Казани: Матер. форума. – Казань, 2007. – С. 290–291.

7. Оценка частоты и клинического течения лейомиомы матки у женщин, подвергающихся профессиональному воздействию ионизирующего излучения в диапазоне «малых» доз / И.Г. Куценко, И.Д. Евтушенко, А.Б. Карпов и др. // Вестник Кузбасского научного центра. – 2007. – Вып. 4. – С. 264–267.

8. Сравнительная оценка частоты и структуры гинекологической патологии у работниц предприятия атомной индустрии / И.Г. Куценко,

И.Д. Евтушенко, А.Б. Карпов и др. // Матер. Всероссийской конф. «Проблемы медико-демографического развития и воспроизводства населения в России

и регионах Сибири». – Иркутск, 2007. – С. 156–159.

9. Клинические характеристики перименопаузального периода у женщин, подвергающихся воздействию техногенных факторов / И.Г. Куценко,