Научно-теоретические основы формирования компетентности специалиста по адаптивной физической культуре (10.03.2009)

Автор: Балашова Валентина Федоровна

Постоянной специализированной помощи специалистов требуют также широко распространенные нарушения опорно-двигательного аппарата (поражения спинного мозга, ампутации, детский церебральный паралич). Основная группа лиц с нарушениями ОДА (89%) – дети с церебральным параличом; в среднем 6 из 1тыс. новорожденных страдают этим заболеванием, ведущим нередко к инвалидности (И.Ю. Левченко, М. Шоо). Известно, что физическое воспитание является важнейшей частью общей системы воспитания, обучения и лечения детей с церебральным параличом (Е.М. Мастюкова, А.Г. Москвина, В.И. Селиверстов), что определяет роль, значимость специалистов по АФК, способных эффективно работать с данным контингентом.

Наряду с отмеченными особенностями современного «запроса» на серьезную дифференцированность в подготовке кадров, связанную с особенностями нозологических групп, в диссертации аргументирована актуальность включения таких целевых ориентиров при подготовке специалистов по адаптивной физической культуре, как их социальная активность, готовность и способность: создавать «противовес» вредным привычкам и «нездоровому» образу жизни, посредством привлечения детей и подростков к занятиям физической культурой; не просто отвечать потребностям рынка труда, но и в определенной мере формировать его; профилировать свою профессиональную деятельность с учетом особенностей конкретного контингента, содействуя своей деятельностью решению задачи интеграции людей с ограниченными возможностями в общество на равных условиях.

Во второй главе диссертации «Основные тенденции развития высшего профессионального образования как контекст и значимый ориентир процесса трансформации подготовки специалистов по АФК» представлен анализ принципов и векторов реформирования системы образования в современных условиях, формирования образовательной политики, развития системы ВПО в целом, что задает значимые ориентиры для развития отдельных образовательных направлений, в т.ч. и в области подготовки кадров по адаптивной физической культуры.

Политические преобразования в России, новая система социально-экономических отношений, сложившаяся в обществе, обусловили необходимость обновления системы образования. Причем, стало очевидным, что система образования не только должна соответствовать требованиям сегодняшнего дня, но и предугадывать будущие запросы общества на десятки лет вперед. Потребность в преобразовании отечественной системы образования, необходимость использования в образовательном пространстве новых методов, приемов, технологий, учитывающих особенности общественного сознания, обусловили смену образовательной парадигмы, по выражению А.Г. Асмолова, «от культуры полезности к культуре достоинства», от педагогической «машины», как средства педагогического воздействия, к пониманию образования как сферы стратегического развития России.

Сравнительный анализ особенностей и тенденций развития образовательных систем различных стран позволил выделить две основные модели, существенно отличающиеся подходами к реализации механизмов государственного регулирования образовательных программ и их классификации: либеральную и административную. Рассмотрение этих моделей представлено в диссертации на основе работ Б.А. Сазонова. Согласно выводам ученого, сегодня система образования становится все более децентрализованной, гибкой, альтернативной, более полно отвечающей социально-экономическому развитию и откликающейся на общественные запросы. Важной составляющей перемен является вхождение России в современную информационную цивилизацию, когда все более приоритетным становится не столько получение знаний, сколько умение управлять знанием, использовать информацию для решения конкретных социальных и профессиональных задач. Установку «образование на всю жизнь» сменила новая парадигма – «образование через всю жизнь».

Специфика развития системы российского высшего образования во многом определяется международными тенденциями, участием России в Болонском процессе. Анализируя это влияние, многие специалисты (В.И. Байденко и др.) акцентируют такие характеристики, как: диверсификация высшего образования; радикальное обновление образовательных программ; развитие социального диалога и социального партнерства; выдвижение качества высшего образования на роль «общего знаменателя» реформ высшего образования; усиление взаимосвязи высшей школы и практической сферы; переход от акцента на понятии «квалификация» к акцентировке понятия «компетентность».

Единство качества и гарантии студенческой мобильности, согласно европейской концепции, видятся важнейшими условиями обеспечения доступа к качественным образовательным услугам. Сопоставимость учебных планов, предметных программ и учебных материалов в современном высшем образовании ведет к формам, выходящим за рамки простого согласования, в ходе Болонского процесса вырабатывается понимание стандартизации как процесса постоянного сближения критериев и требований: к результату процесса обучения, то есть к компетенциям выпускника; к системам управления качеством; контроля качества.

В диссертации подчеркнута позиция, согласно которой одним из важнейших механизмов проекции международных ориентиров в развитие высшего образования должны стать Государственные образовательные стандарты ВПО нового поколения, при сохранении стратегических интересов и культурно-образовательных традиций России. Такой подход требует разработки принципиально новых стандартов, обеспечивающих универсальность, фундаментальность образования и его существенную практическую направленность.

При обосновании общей модели государственного образовательного стандарта нового поколения, качество высшего образования (в широком смысле) определяется как сбалансированное соответствие высшего образования (как результата, как образовательного процесса, как образовательной среды и как образовательной системы в целом) характеру многообразных потребностей, целей, требований, норм.

Одной из ключевых позиций при разработке нового поколения ГОС ВПО стало использование компетентностной модели специалиста вместо квалификационной (см. Решение Коллегии Минобрнауки РФ от 1.02.2007г. «О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования»). Компетенции интерпретируются как динамичная комбинация качеств, способностей и взглядов и выступают в качестве цели и результата обучения. Данная ориентация, как показано в диссертации, стала одним из принципиальных оснований при проектировании нового госстандарта по направлению 032200 – Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура).

В работе, с опорой на мнение экспертов, а также на личный опыт автора, представлен анализ сильных и слабых сторон предыдущих и ныне действующих стандартов по ряду специальностей, в т.ч. и по АФК, что является важным условием для того, чтобы избежать повторения ошибок и недочетов при разработке ГОС ВПО нового поколения.

Третья глава «Основные характеристики и возможности компетентностного подхода в образовании» направлена на детальное рассмотрение принципов и технологий использования компетентностного подхода в целом и при проектировании образовательных стандартов, в частности; на выявление его основных отличий от доминировавшего до сих пор квалификационного подхода. В главе значительное внимание уделено анализу и систематизации взглядов на ключевые понятия современного образования «компетенция» и «компетентность»; раскрываются особенности принципов и оснований построения различных классификаций профессиональных компетенций. Опираясь на значительный научно-теоретический багаж, накопленный специалистами в области теории и практики образования (В.А. Адольф, В.И. Байденко, В.А. Болотов, Ю.В. Варданян, Н.А. Дмитриевская, И.А. Зимняя, С.Д. Неверкович, Дж. Равен, В.В. Сериков, А.П. Тряпицына, С.Е. Шишов, И.С. Якиманская и др.), осуществлен детальный анализ сложившихся интерпретаций таких значимых для данного исследования понятий, как «знания», «умения», «навыки», «компетенции».

Сопоставительный анализ ключевых для профессионального образования понятий квалификация и компетентность, позволяет утверждать, что в первом случае преобладает ориентация на набор профессиональных знаний, умений, навыков; приоритетной выступают алгоритмические характеристики деятельности, а не непосредственные показатели оптимальности/неоптимальности связи сформированных способностей, знаний, готовностей с конкретной профессиональной деятельностью. В случае же компетентностного подхода, целевой ориентацией является именно достижение максимально тесного сопряжения между полученной выпускником квалификацией (знаниями, умениями, навыками) и его реальной профессиональной деятельностью, социально востребованной практикой, включая его способность и готовность применять профессиональные знания и умения, умение работать в группе, принимать эффективные решения и др. Современная трактовка компетентностного подхода к образованию определяется проектом, имеющим название «Tuning Project» – «Настройка образовательных структур в Европе», согласно которому компетенции включают: «знание и понимание», «знание как действовать», «знание как быть». В макете ФГОС ВПО нового поколения компетенция определяется как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Анализируя существующие подходы к образованию, В.И. Байденко акцентирует внимание на том, что в отличие от характерной для действующих государственных образовательных стандартов квалификационной модели, компетентностная модель специалиста, ориентированная на реальные требования в сфере профессиональной деятельности, является более гибкой, менее жестко привязана к конкретному объекту и предмету труда. Это, в свою очередь, обеспечивает такую важную для сегодняшнего дня характеристику, как мобильность выпускников в изменяющихся условиях рынка труда.

Очевидно, что практическое внедрение компетентностного подхода, прежде всего, предполагает соответствующие изменения в квалификационных характеристиках и государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования, в документах, задающих цели и нормы образования. Базовые характеристики этого подхода должны быть спроецированы на всю систему учебно-методического сопровождения; найти отражение в таких подсистемах и характеристиках образовательного процесса, как его реальная межпредметность (преодоление «предметного феодализма»); как новая система оценочных средств; как новые функции Преподавателя. Важнейшими условиями внедрения компетентностного подхода являются усиление ответственности студентов; совершенствование организационных форм; введение системы зачетных единиц; обеспечение реального взаимодействия структур высшего профессионального образования со сферой труда.

Анализируя соотношение ключевых для данного подхода понятий, в работе показано, что в большинстве педагогических и психологических исследований понятие «компетенция» подразумевает процесс, а «компетентность» – результат (А.Г. Бермус, Л.М. Долгова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.В. Митина, О.Н. Олейникова, Л.А. Петровская, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторской и др.). Определяя наиболее существенные характеристики, исследователи отмечают: деятельностную сущность компетентности (вместо «знаниевой» характеристики «что» акцентируется способ и характер действия – «как»); высокую значимость личностной, в частности мотивационной, составляющей компетентности.

Анализ классификаций и компонентного состава компетенций, представленный в исследовании, позволил определить, что в отечественной педагогической науке наибольшее распространение получила классификация компетентностей, в которой выделяются ключевые (универсальные, общие), профессиональные (базовые, общепредметные) и специальные (предметные) компетентности. Несомненно, что все три вида компетентностей взаимосвязаны, развиваются одновременно и в целом формируют профессиональную компетентность специалиста.

При проектировании Госстандарта по направлению подготовки «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), мы исходили из понимания компетентности как совокупность общенаучных, общепрофессиональных и специальных профессиональных знаний, умений и навыков, социальных и личностных качеств, которые позволяли бы выпускнику эффективно работать в сфере адаптивной физической культуры, решать профессиональные задачи, обладать социальной мобильностью и конкурентоспособностью на меняющемся рынке труда.

Этот общеконцептуальный подход получил свое развитие и детализацию в 4 главе диссертации «Компетентность специалиста в области адаптивной физической культуры как результирующая процесса его подготовки», которая посвящена анализу основных компонентов, из которых складывается профессиональная компетентность специалиста в области АФК, а также механизмам ее формирования. В первом параграфе дана характеристика и обоснование группы специальных компетенций, формирующих «профессиональное лицо» специалиста и тесно связанных с особенностями тех категорий населения, с которыми предстоит работать выпускнику. Диверсификация данной группы компетенций в значительной мере детерминирована многообразием групп людей с ограниченными физическими и психическими возможностями. Это многообразие, в свою очередь, определяется такими параметрами, как нозология, возраст, пол, степень тяжести и структура дефекта, время его возникновения, причины и характер протекания заболевания, медицинский прогноз, наличие сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, состояние сохранных функций, социальный и экономический статус индивида и др. В процессе исследования был осуществлен анализ характера связи между особенностями конкретного контингента и наполнением соответствующих профессионально значимых компетенций.

На основе анализа специфических особенностей физического и психического состояния лиц с депривацией зрения (мы опирались на данные таких специалистов, как Г.Г. Демирчоглян, В.П. Ермаков, А.Г. Литвак, Л.Н. Ростомашвили, Л.И. Солнцева, Л.В. Шапкова, Г.А. Якунин и др.), были сформированы требования к компетентности специалиста по адаптивной физической культуре с точки зрения его готовности работать с указанной нозологической группой: способность использовать в практической деятельности знания об офтальмологических и сопутствующих им заболеваниях; о вторичных отклонениях, характерных при депривации зрения; умение использовать в работе со слабовидящими людьми звуковые, осязательные, обонятельные и другие средства, помогающие занимающимся ориентироваться в направлении движения, расстояния, местонахождения; знание и способность применять методики, содействующие развитию навыков неспецифического узнавания (по второстепенным признакам – запаху, теплопроводимости, характеру поверхности, весу, объему и т.д.), вибрационной чувствительности, выполняющей компенсаторную функцию; владение специальной терминологией и инновационными методиками, основанными на возможностях использования «интонационной палитры» речи.

Eбогащению словарного запаса занимающихся, по формированию элементарной структурной организации речи, развитию их способности использовать речь в коммуникативных ситуациях, сопряженных с занятиями физическими упражнениями и спортом; способность применять в обучении и развитии глухих занимающихся, в качестве компенсирующих каналов обратной связи, такие сенсорные системы, как зрительная, двигательная, тактильная, остаточный слух, содействуя интеграции человека со слухоречевыми нарушениями; готовность к освоению и использованию «языка жестов».

Главной задачей на разных этапах обучения умственно отсталых лиц является не достижение определенного уровня образованности, как для нормально развивающихся людей, а достижение максимально возможной реабилитации и адаптации их к практической жизни в окружающей социальной среде (Дж. Алвин, Н.П. Вайзман, С.И. Веневцев, А.А. Дмитриев, Е.М. Забрамная, С.Д Карвасарская, И.Б. Мастюкова, В.М. Мозговой, А.С. Самыличев, Л.М. Шипицина и др.). В целях повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности, оптимизации состояния данного контингента занимающихся, специалист по адаптивной физической культуре должен владеть различными приемами психолого-педагогической регуляции, обладать способностью предвидения, предупреждения конфликтных ситуаций; умением разрешать их в случаях неадекватного поведения занимающихся. Значительно повысят востребованность и конкурентоспособность специалиста в данной «нише» социальной практики сформированность таких специальных компетенций, как: умение и способность применять в практической деятельности суггестивных методов психического регулирования; использовать игровые методы организации занятий, активизирующие внимание, память, воображение, создающие ощущение радости у лиц с нарушением интеллекта; способность проводить занятия в театрализованной форме (сказкотерапия, сюжетно-ролевые игры, тематические игровые композиции), связанные с воспроизведением положительных образов, которые могут стать опорой для подражания.

Применительно к группе лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зависящими от «барьеров среды», имеющих нередко сильнейшую психологическую травму, комплекс ущербности и реактивную депрессию (Г.В. Герасимова, В.П. Жиленкова, С.Ф. Курдыбайло, И.И. Мамайчук, Д. Спинк, А. Финк, Храмов, Л.М. Шипицына, М. Шоо, Е. Янушко и др.) значимым ориентиром в деятельности специалиста по адаптивной физической культуре должно быть содействие: максимальному приспособлению человека, утратившего двигательную функцию, к жизненной среде; развитию сохранных функций и компенсации утраченных; мобилизации и тренировке собственных двигательных возможностей инвалида.

Специфические особенности развития моторики детей с церебральным параличом требуют от специалиста в области адаптивной физической культуры разработки особых методов и приемов их развития и воспитания. Наряду с хорошим знанием медицинских аспектов данной патологии, способностью формировать основные двигательные умения и навыки у данного контингента, специалист должен обладать готовностью применять инновационные методики, способствующие: коррекции сенсорных расстройств, координационных нарушений (мелкой моторики кисти, статического и динамического равновесия, ритмичности движений, ориентировки в пространстве и др.); нормализации произвольных движений в суставах верхних и нижних конечностей, дыхательной функции; формированию навыка правильной осанки и правильной установки стоп; тренировке мышечно-суставного чувства; профилактике и коррекции контрактур.

Несомненно, что базовой составляющей профессиональной компетентности специалиста по адаптивной физической культуре являются соответствующие по объему, научности, структурированности знания. Особую важность для поиска эффективных педагогических средств и методов коррекции двигательных нарушений представляют знания общих закономерностей и особенностей формирования двигательной сферы детей с различными отклонения; знания основных факторов, оказывающих влияние на состояние двигательной сферы детей с ограниченными возможностями; знания о тяжести и структуре основного дефекта и его влиянии на уровень построения движений занимающегося.

В основе формирования компетентности специалиста по адаптивной физической культуре лежит требование соблюдения основных педагогических принципов при работе с лицами любой нозологической группы, что обусловило рассмотрение в диссертации связанных с этими принципами специальных компетенций как важного условия для эффективности соответствующих коррекционно-педагогических воздействий. К ним относятся такие принципы, как: единство диагностики и коррекции; коррекционно-развивающая направленность педагогических воздействий; дифференциация и индивидуализация; приоритетность роли микросоциума.

Учитывая особенности контингента лиц, с которым предстоит работать специалисту в области адаптивной физической культуры, важнейшей составляющей его компетентности является сформированность у него профессионально значимых личностных качеств, под которыми понимаются те его человеческие характеристики, которые, будучи включенными в процесс профессиональной деятельности, оказывают существенное влияние на повышение ее эффективности. Выявление данной группы характеристик было осуществлено нами на основе анализа и обобщения результатов опроса, респондентами в котором выступили: представители профессорско-преподавательского состава ведущих вузов страны, обучающих студентов по данной специальности (68 чел.); работодатели, педагоги, тренеры, работающие с контингентом различных нозологических групп (42 чел.); родители детей с ограниченными возможностями(39 чел.); лица с ограниченными возможностями в возрасте 24-51 год (42 чел.); студенты, осваивающие данную профессию (215 чел.). Всего в исследовании приняли участие 406 человек.

Задача респондента заключалась в выборе из представленного в анкете перечня качеств, характеризующих личность любого человека, именно тех, которые, по его мнению, являются профессионально-важными качествами личности специалиста в области АФК. Результаты анкетирования обрабатывались путем осреднения в каждой выборке баллов (рейтингов), присвоенных опрашиваемыми каждому качеству по степени его важности. Анализ ответов позволил определить значимость личностных качеств для каждой группы опрошенных. Однако цель нашего исследования заключалась в выявлении группы качеств, признанных приоритетными абсолютным большинством респондентов, что позволило, в последующем, внести коррективы в требования к результатам освоения ООП выпускниками специальности.

Рис.1. Профессионально важные качества личности специалиста по адаптивной

физической культуре

Согласно мнению респондентов, характеристика специалиста, работающего с инвалидами и лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья, должна отражать такие профессионально важные качества его личности, как (рис.1):

ответственность (81%), как стремление придерживаться в своем поведении определенных этических норм, исполнять профессиональные обязанности в соответствии с потребностями личности занимающегося, требованиями общества, профессиональными принципами, ценностными представлениями; нормативными актами и документами. Ответственность предполагает: глубокое понимание поставленных задач, перспектив их решения; обоснованность выбора вариантов профессионального поведения; готовность доказательно объяснять, контролировать, корректировать свои действия и отвечать за их последствия. Абсолютное большинство респондентов полагают, что профессиональная ответственность является одним из важнейших регуляторов профессионального поведения.

толерантность (68%), как терпимость, снисходительность к чужим недостаткам, умение принимать, (признавать) существование отличающихся от тебя людей; готовность и способность жить и конструктивно действовать в многообразном мире, уважая права других быть такими, каковы они есть. Это качество крайне важно, учитывая то, что одной из ключевых целей реабилитации инвалидов является социальная интеграция, представляющая собой двусторонний процесс взаимного сближения двух социальных субъектов – инвалидов, стремящихся к включению в общество нормально развивающихся людей, и этих людей, которые должны принять и создать условия для такого включения. Учитывая психические особенности инвалида (повышенная ранимость, закомплексованность, агрессивность, отождествление себя с «другим», неполноценным и т.п.), именно толерантность важна для взаимного доверия между специалистом и его подопечными, для предупреждения конфликтов и преодоления их неблагоприятных последствий. Специалист по АФК призван помочь человеку с ограниченными возможностями здоровья найти равновесие между своим воплощением в качестве социальной единицы и своей персонолизацией как автономной личности.

оптимизм (66%) – умение и способность видеть светлые стороны жизни, верить в будущее. Общепризнано, что максимальное развитие жизнеспособности инвалида, поддержание у него оптимального психофизического состояния с помощью средств и методов АФК предоставляют каждому занимающемуся шанс реализовать свои творческие возможности и достичь выдающихся результатов, нередко не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающие их. Принятие критерия личностного роста (вместо чисто нормативного) по типу «сегодня лучше, чем вчера», способствует воспитанию оптимизма у лиц с проблемами в состоянии здоровья. Укрепляя у подопечных веру в свои возможности и силы, поддерживая в них инициативу и самостоятельность, содействуя формированию положительной самооценки на основе создания для них ситуации успеха в двигательной деятельности, специалист, сам обладающий оптимизмом, и содействует переходу человека с ограниченными возможностями здоровья на более высокий для него уровень развития и воспитания.

эмоциональная устойчивость (65%) как уверенность в себе, выдержка, самообладание, уравновешенность, обоснованность и последовательность предъявляемых требований. Известно, что характерной особенностью деятельности специалистов в области АФК является высокая степень психической напряженности, зачастую становящаяся причиной развития синдрома эмоционального выгорания у людей данной профессии. В этих условиях чрезвычайно значим уровень психологической устойчивости («харди») как интегративное личностное качество, включающее три компонента: принятие на себя безусловных обязательств, контроль и готовность дать ответ на «вызов».

эмпатия (57%), как способность человека переживать те же чувства, которые испытывает другой человек (подопечный); эмоциональная отзывчивость, чувствительность, внимание к людям с ограниченными возможностями здоровья; стремление оказать им помощь, поддержку. Такое отношение к инвалидам является практической реализацией (нередко лишь декларируемых) гуманистических ценностей, выражает уровень профессионализма в деятельностях типа «человек - человек», к которым относится и специальность 032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)».

наблюдательность (50%) как проявление умения подмечать существенные характеристики, в частности, выделять во внешности, в поведении занимающегося особенности, значимые для успешного взаимодействия, либо для повышения результативности его деятельности. Опрос и беседы с воспитателями и педагогами коррекционных (специальных) заведений показали, что большинство из них отождествляют наблюдательность с такими понятиями, как «педагогическая зоркость» и «педагогический слух», как умение понимать внутренний мир воспитанника по малоприметным нюансам его поведения, как способность по движениям предугадывать поступки человека, что особенно важно при занятиях с людьми, «ушедшими в себя», замкнувшимися после перенесенной травмы или болезни. В описанном отношении, наблюдательность производна и от профессиональных знаний, и от эмоционально-ценностной, нравственной позиции специалиста.

интуиция (42%) и способность к прогнозированию (40%): осуществление деятельности со столь сложным контингентом занимающихся, зачастую требует от специалиста быстрого одномоментного принятия педагогического решения с учетом предвидения дальнейшего развития ситуации без развернутого осознанного анализа. Так называемое непосредственное интуитивное знание обычно опосредовано опытом практической и духовной деятельности человека, что позволяет говорить о профессиональной интуиции как необходимой составляющей профессионального творчества специалиста по адаптивной физической культуре.

Умение предвосхищать реакцию занимающихся до начала или до завершения педагогической ситуации особенно это важно при работе с детьми – инвалидами. Согласно теории Л.С. Выготского, «зона актуального развития» отражает реальные возможности ребенка в настоящий момент, «зона ближайшего развития» характеризуется тем, что самостоятельное выполнение задания пока недоступно, однако он может его выполнить с помощью педагога. Следовательно, способность ориентироваться в процессе обучения на «зону ближайшего развития» как зону потенциальных возможностей ребенка, способность делать обоснованный прогноз характеризует профессиональную компетентность специалиста.

33% респондентов считают рефлексию важнейшей характеристикой личности специалиста по АФК. Это уже не просто знание другого или понимание его, но и знание того, как этот другой понимает тебя. Способность к рефлексии охватывает не только процессы осознания, осмысления, но и способность прогнозирования процесса и результатов своей деятельности, что крайне важно для достижения успеха при занятиях с инвалидами и лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.


загрузка...