МОДЕРНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  В  РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА НА ОСНОВЕ  УЧЕТА ОСОБЕННОСТЕЙ  ФИЗИЧЕСКОГО И МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНО–РЕГИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ  (на примере старших классов средней школы) (10.03.2009)

Автор: АГ-ООЛ Елена Михайловна

АГ– ООЛ

Елена Михайловна

модернизация школьного физкультурного

образования в Республике Тыва на основе учета особенностей физического и моторного развития коренного населения и национально–региональных традиций двигательной активности

(на примере старших классов средней школы)

13.00.04 – Теория и методика физического воспитания,

спортивной тренировки, оздоровительной и

адаптивной физической культуры

А в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Малаховка - 2009

Работа выполнена в лаборатории физического воспитания

Института возрастной физиологии Российской академии образования

Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор

Сидоров Леонид Константинович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Матвеев Анатолий Петрович;

доктор педагогических наук, профессор Лубышева Людмила Ивановна;

доктор педагогических наук, профессор Короткова Елена Анатольевна.

Ведущая организация: Научно-исследовательский институт физической культуры

Защита диссертации состоится «___»____________ 2009 г. в __ часов на заседании диссертационного совета Д.311.007.01 при ФГОУ ВПО – Московская государственная академия физической культуры: 140032, Московская обл., г. Малаховка, ул. Шоссейная 33, сайт: www. mgafk.ru.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московской государственной академии физической культуры

Автореферат разослан «___» _____________ 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат педагогических наук, профессор Биндусов Е.Е.

Общая характеристика работы

Актуальность. Современное состояние экономики и экологии России неблагоприятно отражается на здоровье ребенка. В ст.51 Закона РФ «Об образовании», в «Концепции» реформирования системы образования особое внимание уделяется сохранению здоровья детей и подростков в процессе обучения, так как основные стадии морфологического и физиологического формирования организма ребенка происходят именно в годы обучения в школе (М.Н.Бондаренко, 1975; B.C.Рысева 1975; Н.М.Бережков 1975; Г.П.Юрко и др., 1979; Н.С.Смирнова, B.C.Соловьева, 1986; А.А.Баранов, 2000; Р.И.Коньшина, Т.В.Копейкина и др., 2002; М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, 2002; Л.В.Семашко, 2003; Н.О.Березина, 2004; С.И.Изаак, 2005 и др.).

Организм человека как система и единое целое живет и взаимодействует со средой (Б.Б.Прохоров, 1997, 2002, 2004; С.О.Ондар, Ч.Т.Сагды, 2005), со стороны которой на него влияют различные социальные и экологические факторы. В результате этого взаимодействия устанавливается динамическое равновесие в организме - баланс между комплексом внешних и внутренних факторов. Этот баланс и определяет уровень и состояние здоровья организма (В.П.Казначеев, 1984; А.П.Авцын, А.А.Жаворонков и др., 1985; Ю.А.Ямпольская, И.В.Пляскина, 1998).

Школьное физическое воспитание играет важную роль в укреплении здоровья детей (С.М.Громбах, 1974; В.М.Русалов 1979; В.Ф.Новосельский, 1980, 1989; М.И.Саткин, 1987; А.Г.Щедрина, 1989; В.И.Лях, 1990, 1993, 2000; А.Г.Сухарев, 1991; В.К.Бальсевич, 1991, 2000; В.В.Зайцева, 1994, 1995; А.П.Матвеев, 1997; Б.Т.Лихачев, 1996; Т.В.Сазанова, 1999; Н.Н.Гребнева, 2000; В.Р.Кучма, 2001; Л.Ю.Цицирко, 2000; Л.И.Лубышева, 2003, 2004; Л.М.Сухарева, 2004; С.П.Левушкин, 2005 и др.). Но в физическом воспитании, практически не учитываются современные достижения физиологии развития организма, в том числе конституциональные, типологические и генетически предопределенные факторы, являющиеся факторами риска, которые следует учитывать в конкретных социальных, этнических и экологических условиях.

Современное традиционное школьное обучение в области физического воспитания характеризуется недостаточной изученностью многогранного процесса роста и развития детей школьного возраста, а также взаимосвязей морфофункционального становления, конституции и развития двигательных качеств (В.П.Чтецов, 1974; Г.Л.Апанасенко, 1985; Р.Н.Дорохов, 1985; И.М.Воронцов, 1986; Б.А.Никитюк, 1998; С.В.Матвеев, 1990; Е.З.Година, Н.Н.Миклашевская, 1989; В.Д.Сонькин, 1990; В.Д.Сонькин, В.В.Зайцева, 1990, 1995; А.Г.Хрипкова, М.В.Антропова, Д.А.Фарбер, 1991; О.Ф.Жуков, С.П.Левушкин, 2004, 2005 и др.).

В последнее время усилилось неблагоприятное воздействие различных внешних причин, вызывающих тревогу за здоровье молодого поколения тувинской популяции (А.Н.Кучер, В.П.Пузырев, Н.О.Санчат, Л.С.Эрдыниева, 1999; А.Н.Кучер, Э.А.Ондар, В.А.Степанов и др, 2003; Е.М.Аг-оол, С.С.Курбатская, 2002, 2004; Ч.Т.Сагды, С.О.Ондар, Л.К-С.Будук-оол, 2005). Здоровье населения, проживающего в Республике Тыва, в целом отражает общее состояние здоровья по Российской Федерации. В республике до 80 % семей живут за чертой бедности (3.В.Анайбан, 1999; Г.Ф.Балакина, 2000), свыше 24 тыс. человек не имеют постоянной работы. О текущем уровне здоровья детей и показателях заболеваемости среди них позволяют судить данные последних лет, полученные нами в ходе научного исследования детей в возрасте до 18 лет. Из числа обследованных детей и подростков - 70,5% имеют отклонения в состоянии здоровья, в т.ч. 65,3% - это дети школьного возраста.

Вышеназванные особенности могут служить основой в дифференцированном подходе в модернизации физкультурного образования в Республике Тыва. В результате становятся актуальными разработка половозрастных, национально-региональных нормативов физической подготовленности детей школьного возраста, учитывающих не только пол и возраст, но также и типологические особенности конституции. Такие нормативы можно использовать в индивидуально-типологизированной оценке физического и моторного развития школьников, а совместно с методиками развития двигательных качеств, использующими национально-региональный компонент двигательной активности, образуют основу системы школьного физкультурного образования.

Таким образом, модернизация физкультурного образования в Республике Тыва является реализацией национально-регионального компонента школьного физического воспитания, ориентированного на передачу и системного усвоения опыта предыдущих поколений по использованию традиционной двигательной активности тувинцев - богатейшего духовного, интеллектуального ресурса, который обеспечит устойчивую мотивацию у школьников к различным формам физического воспитания.

Реализация перестройки физкультурного образования в системе средней школы могла бы значительно снизить и остроту проблемы «обучения населения здоровому образу жизни, физкультурной грамотности... с помощью предлагаемых программ, специально адаптированных к условиям Тувы. Именно, неудовлетворительное решение задачи по обеспечению полноценного образования в сфере физической культуры в школьные годы и приводит в дальнейшем к возникновению острой потребности в разработке этнических (традиционных) систем и программ, содержащих знания по физической культуре, здоровому образу жизни, необходимые специалистам в области физической культуры конкретного региона.

Объект исследования – процесс физического воспитания школьников 15-17 лет коренного и некоренного населения Республики Тыва.

Предмет исследования – структура, содержание и методическое обеспечение физического воспитания в 9-11 классах, построенный на основе традиций, обычаев и особенностей Республики Тыва.

Цель исследования: выявить особенности физического и моторного развития старшеклассников с учетом национальных традиций, обычаев, типа телосложения и научно обосновать структуру, содержание и методическое обеспечение национально-регионального компонента физического воспитания школьников Республики Тыва.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретико-методологические основы физического воспитания школьников в Российской Федерации:


загрузка...